Бессмертный барак
Десницкий Порфирий Сергеевич
Десницкий Порфирий Сергеевич

Страницу ведёт:

Дата рождения: 24 февраля 1874г.
Дата смерти:1 октября 1935г., на 62 году жизни
Место рождения: Курская область, Россия
Место проживания: неизвестно
Образование:
окончил Курскую Духовную семинарию в 1897 году
Дата ареста: __ __ __
Источник данных:
Собственные данные
Раздел: Духовенство
Поделись историей в:
Десницкий Порфирий Сергеевич.  Протоиерей Порфирий Сергеевич Десницкий. 1918 г. Десницкий Порфирий Сергеевич. Десницкий Порфирий Сергеевич. Десницкий Порфирий Сергеевич.  Митрофорный протоиерей Порфирий Сергеевич Десницкий.
1935 год, незадолго до гибели.  Храм Казанской иконы Божией Матери в Вырице.
Отец Порфирий у крыльца храма.  Протоиерей Порфирий Сергеевич Десницкий на смертном одре. (Расположение у стены необычно, возможно на левой стороне лица следы травм). Десницкий Порфирий Сергеевич. Десницкий Порфирий Сергеевич. Десницкий Порфирий Сергеевич.

Глава 11.  Жизнь на Васильевском      

В 50-х годах мы жили в бывшем доходном доме постройки конца  ХIХ-го века на 18 линии Васильевского острова, в коммунальной квартире, в комнате, которую получил отец от своей работы в проектном институте МЕХАНОБР. Окна выходили во двор-колодец, а в первой парадной, где жил мой одноклассник Миша, был даже старинный  лифт. Когда мы, мальчишки, пробирались в подвал, то в колеблющемся свете свечи выступали массивные останки парового котла “ Браун-Бовери”, турбина “ Эшэр-Вис”, разбитые вольтметры и амперметры  “Сименс-Шукерт” с позеленевшими медными ободками и застывший генератор, когда-то питавший моторы лифта.  В моё время лифт уже был подключен к общей кабельной электросети, но отопление еще долгое время оставалось печным, и мать отстаивала долгие очереди с рюкзаком, чтобы купить торфяные брикеты, которыми потом топили большую  изразцовую угловую печь. В комнате в старом шкафу еще стояли несколько томов сочинений Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина в сафьяновом переплете и несколько томов «Жизнь животных» Брема с гравюрами - «наследство» от прежних двух сестер-мещанок, живших ранее в этой квартире.

Я помню, как к нам в комнату иногда заходил поболтать сосед саксофонист, он работал в гостинице, рассказывал свежие анекдоты, отец смеялся, а мать в ужасе одергивала его. Когда сосед уходил, мать говорила отцу: “Ну, что же ты так забываешься, ведь он провоцирует тебя, он может быть сексот”. Отец мрачнел и отвечал: “Да, ты права” и это было не пустое паникерство. Именно за анекдот старшая сестра отца, Аксенова Анна Ильинична, “схлопотала” 10 лет лагерей по 58 статье в 1949 году, а младшая сестра, Арсенич Екатерина Ильинична, получила 10 лет лагерей за чтение Библии. Так что анекдот из черного юмора может быть совсем и не анекдот, а быль о том, как одна машинистка “огребла” десятку за то, что в словах “Верховный Главнокомандующий” пропустила букву “л”.

Полностью моё эссе «Моя встреча с Дедом, или собирание личности» опубликовано в журнале «Православный Летописец Санкт- Петербурга» №52 за 2013 год.

Петербуржцы могут его приобрести в лавке при церкви иконы Божией матери «Неупиваемая Чаша» (при заводе АТИ). Цветочная 16, метро «Московские ворота» тел: (812) 387-04-11. 

Моя встреча с Дедом или собирание личности.

Глава 1. Встреча

Протоиерей Порфирий Десницкий умер в 1935 году, протоиерей Алексий Кибардин – в 1964 году, это были годы сталинского, а затем  - хрущевского гонения на Церковь и старинная православная традиция захоронения настоятелей за алтарем храма не могла быть исполнена.

“Чтобы исполнить волю священников - Порфирия и Алексия, их прах был поднят на вырицком кладбище. Богослужение в день перезахоронения 2 октября 2011 года возглавил епископ Петергофский  Маркелл, ему сослужили благочинный Гатчинского округа протоиерей Владимир Феер, настоятель храма  протоиерей Георгий Преображенский и другие клирики. Останки пронесли крестным ходом вокруг храма. Впереди шествия шли дети, посыпавшие дорогу лепестками цветов. На заалтарных могилах была отслужена заупокойная лития. Событие собрало в Вырицкой церкви множество верующих’’ («Вода живая» №11. 2011 год).

Меня спросили,  да, перезахоронение настоятелей - значительное событие для истории Церкви, а что оно значит для Вас, лично для Вас?

Я тогда не смог ответить, был взволнован, меня переполняли эмоции, впечатления  и множество непричесанных мыслей, так что процесс осознания этого события продолжается, и об этом я хочу написать.

В тот день погода была тихой, сквозь мягкие облака светило ласковое солнце, не шумели верхушки высоких сосен над старой частью  вырицкого кладбища. В разлитой тишине, помолясь, приступили. Гроба не оказалось, он исчез, полностью растворился в земле. Первым достали Евангелие, пролежавшее 76 лет в земле на груди отца Порфирия. Казалось бы, обычная бумажная книга, но тление совершенно не тронуло Евангелие. Когда его раскрыли, о чудо, каждая страница была читаемой. Возглас изумления раздался у всех.

 А когда бережно смели песок, облачение отца Порфирия засияло золотом и зеленой глазурью, как будто похороны были только вчера. У всех были слезы, печаль и радость смешались, всех охватило эйфорическое ощущение  свидетельства чуда. Таковой была моя драматическая и радостная встреча с Дедом.

Время служения отца Порфирия выпало на самое лихолетье: революция, гражданская война, гонение на церковь.

Отец Порфирий родился 26 февраля (ст. ст.) 1874 года в селе Березовка  Обоянского уезда Курской губернии в семье диакона. После окончания Курской духовной семинарии 20 лет преподавания и заведования в церковно-приходских школах,  ежегодно отмечаемое как отлично-усердное. Во время I Мировой войны попечение раненых воинов в Синодальном лазарете имени Цесаревича Алексея и, конечно, главный труд отца Порфирия, вписавший его имя в историю – это создание братства по строительству церкви Казанской иконы Божией Матери, дальнейшее служение настоятелем и подвиг защиты храма от поругания и разрушения. Умер  отец Порфирий 1 октября 1935 года.       

Глава 2.  Как к нам пришёл отец Порфирий

Отец Порфирий пришёл к нам из Курской земли, точнее, родился в селе Берёзовка, Обоянского уезда, Курской губернии. Край коренной набожности, вокруг почти нет деревень, всё сёла, так как деревня, в которой была построена церковь, получала статус села. Церкви, можно образно сказать, обильно вырастали из этой благословенной земли. Вот как описывает состав почв действительный член Императорского Русского Географического Общества и Императорского Минералогического Общества Н. Кудрявцев: “…прямо на пластах глин юры (келловейских глин) лежат пласты меловой системы, которая сплошь и почти исключительно занимает всю площадь Курской губернии. Ценные материалы: 1. мел для искусственного строительного камня и для извести; 2. мергель для гидравлического цемента, белого кирпича, бетонных труб и т. д; 3. фосфорит; 4. железная руда; 5. глауконитовые пески – удобрение; 6. огнеупорные глины и каолин; 7. горшечные и красочные глины. Обоянский уезд прорезается рекой Пслом”. (Курск. Июль 1883г.). Многие сёла, где добывался мел, назывались Меловой Колодез. Так село Новенькое, в храме которого в честь Архистратига Михаила служил дьяконом Десницкий Сергей Петров – отец Порфирия, поначалу называлось Верх Меловой Колодезь. В уездном центре Обоянь был монастырь и Троицкая церковь, возведённая в 1743 году на средства прихожан (варварски разрушена большевиками в 20-х годах). “В центре панорамы города Курска возвышается величественное здание Знаменского собора с серебристого цвета громадным куполом, не особенно много уступающим по величине куполам соборов Христа Спасителя в Москве и Исаакиевского в Петербурге” (Путеводитель по Курску. 1913 г.). Величественная архитектура храмов давала ощущение незыблемости христианского устройства России.

В 1897 году Порфирий Десницкий успешно закончил Курскую Духовную семинарию. Согласно прошению и по представлению ректора семинарии протоиерея Иакова Андреевича Новицкого, Епархиальным Преосвященным утверждён в должности старшего учителя начальной образцовой двухклассной при семинарии школы 30 октября 1897 года. Эту же семинарию в 1902 году закончил Александр Карачевцев, родной брат будущей матушки Александры. “Против театра по Театральной улице находятся здания духовной семинарии, которая в 1882 году была переведена из Белгорода. При семинарии домовая церковь, где во время богослужения поёт прекрасный хор семинаристов. Выше семинарии здание общежития для семинаристов и церковно–приходская школа с церковью. В семинарии помещается редакция Курских  Епархиальных Ведомостей, издающихся с 1871 года и заключающих в себе много статей по истории Курского края” (Путеводитель. 1913 г.). 

В 1901 году в судьбе старательного и, конечно, радеющего о воспитанниках, но пока ещё никому не известного, молодого преподавателя церковно-приходской школы Порфирия Десницкого, происходит удивительный поворот. Определением Училищного Совета при Святейшем Синоде, от 21-22 августа (ст. ст.) 1901 года за  № 755, утверждённом Обер-Прокурором Святейшего Синода, перемещен на должность учителя двухклассной церковно-приходской школы имени Государя Императора Александра III , в С.Петербурге при доме Синодального Училищного совета.

Согласно найденным документам, отец Порфирий Десницкий являлся священнослужителем в третьем поколении. Документально проследить историю семьи далее не удалось, поэтому мы не можем достоверно утверждать, что причиной перевода Порфирия Десницкого в столицу было его родство с Митрополитом Петербуржским Ладожским и

Эстляндским Михаилом Десницким. Конечно, о прямой линии речи не идёт, так как и жена и дети Митрополита умерли и он был вдовствующим монахом, но был дядя священник в селе Хомяги и многочисленные родственники, о вспоможении которым Митрополит очень радел. Эту его волю, уже после его смерти, исполнил Государь Император Александр I, издав в пользу родственников, полное собрание богословских трудов Митрополита Десницкого.

В Санкт-Петербурге и далее в Петрограде отец Порфирий с семьей проживал по адресу Кабинетская улица дом 13 с 1902 по 1918 год. Это были жилые помещения при доме Училищного совета. Сослуживцами и соседями отца Порфирия, многие из которых потом стали членами Вырицкого Казанского братства, были достаточно известные люди: председатель Училищного совета, магистр богословия, митрофорный протоиерей Павел Ильич Соколов, в дальнейшем архиепископ Палладий, действительный статский советник, преподаватель русского языка и теории музыки, редактор журнала “Народное образование” и ежедневной газеты “Приходской листок” Порфирий Петрович Мироносицкий, исследователь древнерусского и традиционного церковного искусства, архивист Василий Тимофеевич Георгиевский и др. Членом Братства так же был Обер-Прокурор Св. Синода, Член Государственного Совета, Сенатор, Действительный Тайный Советник Владимир Карлович Саблер.  

По вводу в действие Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги, Светлейший князь Генрих Фёдорович Сайн-Витгенштейн стал распродавать свои наследные земли близ станции Вырица под дачные участки. Многие участки были куплены служителями Синода и Училищного Совета. Возможно, этому способствовало так же и то обстоятельство, что контора князя, располагавшаяся в Петербурге по адресу Загородный пр. д.31, находилась всего лишь в квартале от дома Училищного Совета Кабинетская ул.д.13.

Так отец Порфирий оказался на Вырицкой земле. Ну, а дальше и не могло быть иначе: своим словом отец Порфирий поселил в сердцах Выритчан желание строить Храм. 

 Глава 3.  Синодальный лазарет для больных и раненых воинов 

“По объявлении 20 июля (ст. ст.) в четвертом часу дня в Зимнем Дворце Высочайшаго Манифеста о войне с Германией, Святейшим Синодом в тот же день в 6 часов совершено было

В Казанском соборе торжественное молебствие о даровании российскому воинству победы. Затем, в 7 часов вечера, состоялось экстренное заседание Святейшего Синода, на котором приняты разного рода мероприятия, вызываемыя возникающими из начала войны потребностями…

Святейший Синод озаботился…устройством лазарета для больных и раненых воинов.

Лазарет устраивается, по предложению Обер-Прокурора Святейшего Синода В.К. Саблера, в

Обер-прокурорском доме, по Литейному проспекту № 62. на 100 кроватей, и посвящается Августейшему имени Его Императорского Высочества Наследника Цесаревича Алексия Николаевича…Обслуживание лазарета имеет быть поручено сестрам милосердия Крестовоздвиженской Общины Красного Креста совместно с инокинями и послушницами тех женских обителей, из коих таковые будут вызваны для сего по усмотрению Святейшего Синода…

На включение лазарета в число учреждений Главного Общества Красного Креста испрашивается соизволение Государыни Императрицы Марии Федоровны”.

“Прекрасно оборудованный как медицинскою помощью (в лазарете 5 врачей, в составе коих находятся главный врач Крестовоздвиженской  общины Красного Креста доктор медицины Б.А. Виноградов и известный хирург Л.В, Смирнов) и всеми необходимыми принадлежностями, Синодальный лазарет предоставляет находящимся в нём на излечении раненым воинам всё, потребное для удовлетворения и духовных их нужд. В октябре минувшего года состоялось освящение устроенной в нём, в честь Святого Алексия, Московского Чудотворца, церкви, в которой неупустительно совершается богослужение.

К услугам раненых имеются в лазарете газеты, книги, шашки, шахматы, пианино, фисгармония…”

“В одном из залов второго этажа 24 октября 1914 года архиепископ Финляндский и Выборгский Сергий освятил временный храм с походным иконостасом. Его приписали к церкви Училищного Совета”.

“Определением Святейшего Синода от 5 – 24 февраля (ст. ст.) 1916 года за № 740 постановлено: возвести священников Александро-Невской церкви Училищного Совета при Святейшем Синоде, в гор. Петрограде, Порфирия Десницкого и Александра Россинского, за усердное исполнение ими священнических обязанностей в Синодальном Имени Его Императорского Высочества Наследника Цесаревича Алексея Николаевича лазарете для больных и раненых воинов, в сан протоиерея”.

Глава 4.  Ленинский “другой путь”   

Тяжело читать’’ Церковные ведомости’’ за 1918 год: на собраниях духовенства  свидетельствуют о поджогах домов священников, о том, что их семьи остаются без крова и средств  к существованию. Об издевательствах и убийствах священников  и, главное, что люди, осуществляющие эти злодеяния, не видят в этом греха.

Это был ”другой путь”, исходный момент  которого был запечатлен в моем  школьном букваре 1951 года картиной художника П.П.Белоусова, названной легендарной ленинской фразой: “ Мы пойдем другим путем “. Там был нарисован Ленин-гимназист, только что получивший известие о казни брата Александра за подготовку террористического акта. Младший Ульянов был способным мальчиком, вот и критикнул старшего брата, мол, надо было другим путем, то есть не своими руками, а натравить гегемона на это дело, да и не одного царя порешить, а всю семью под корень и всех, всех иже с ними.

Наполнить букварь можно по-разному, например, на букву «м» можно напечатать изображение Мадонны с младенцем, а можно мужика с флагом, развивающимся на окровавленных вилах – все зависит от того, какое общество мы хотим получить.

После победы большевиков наступил безобразный мир, то есть мир без образа Божия.

 Россия, в виду изгнания веры в Бога и поругания храмов, стала полигоном сатаны.

Ленин и далее Сталин – это сумма наших грехов, это гении отмщения человеческому обществу за бесчувственность и эгоизм.

19 января (ст. ст.) 1918 года Патриарх Тихон издал своё Воззвание, которое, в частности, гласило: “Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы. Ведь то, что творите вы, не только жестокое дело, это поистине дело сатанинское, за которое подлежите вы огню геенскому в жизни будущей загробной и страшному проклятию потомства в жизни  настоящей земной”.

«С Россией кончено… На последях

Её мы прогалдели, проболтали,

Пролузгали, пропили, проплевали,

Замызгали на грязных площадях,

Распродали на улицах: не надо ль

Кому земли, республик да свобод,

Гражданских прав? И родину народ

Сам выволок на гноище, как падаль.

О, Господи, разверзни, расточи,

Пошли на нас огнь, язвы и бичи,

Германцев с запада, Монгол с востока.

Отдай нас в рабство вновь и навсегда,

Чтоб искупить смиренно и глубоко

Иуден грех до страшного суда»

Максимилиан Волошин (“Мир” 1917 год).

Во время интенсивной работы над моей первой статьей о военной присяге, мне Ленин даже приснился: идет навстречу, потирает ручки и говорит: “ Ну-с, за братца-то я отомстил, а что дальше?!”  Дьявольская работа продолжалась в голове несостоявшегося адвоката Владимира Ульянова, рудименты язычества проснулись. Во времена язычества считалось выгодной сделкой принести человеческие жертвы идолу и за это получить хороший урожай или хорошую охоту, ну, или  чтобы вулкан не очень плевался и т.д. Позднее такие же языческие планы пришли в голову несостоявшемуся художнику Адольфу Шикльгруберу. В своем сочинении “ Майн кампф “, написанном, так же, как и многие сочинения Ульянова, во время комфортного досуга в тюрьме (это вам не застенки НКВД или ГЕСТАПО), Гитлер писал:  « Имею ли я право пожертвовать 3-4-мя миллионами жизней молодых немцев ради счастья всей нации? » и сам себе отвечал,  что,  конечно,  это очень выгодная сделка - о “слезинке одного ребенка”  даже мысль не приходила. Подоплёку “ Майн кампф” точно раскрывают слова Альберта Камю: “Ответственность перед историей освобождает от ответственности перед людьми – в этом её удобство”. Гитлер считал Наполеона слабаком, потому что тот в своих врагах видел людей. Рационально-безукоризненная, без малейшей “примеси” души, логика Гитлера вела его к “окончательным решениям” относительно евреев и славян, точно так же, как задание роботу сделать мир правильным, привело робота к решению делать из людей шестигранники. Каких таблеток наглотался маленький человечек Адольф Шикльгрубер, или какая бестия вселилась в его голову – нам не известно. ( Например, длительный прием ноотропила “выхолащивает” иррациональную составляющую личности). Гитлер очень хотел возродить язычество. Ленин же не “заморачивался’’ религиозностью и  был охвачен идеей, что данное поколение людей должно быть пожертвовано для блага будущего, даже вопреки заверениям основателя: “Коммунисты отнюдь не хотят уничтожить “частного человека” в угоду “всеобщему”, жертвующему собой человеку” (К. Маркс 1818 – 1883 гг.). “Человеческое существо бросается уже не единицами, но массами, целыми народами во имя какой-то общей далекой цели, которая еще не показалась ничему живому, о которой мы можем только гадать. И где конец этому, когда же появится человек как цель, которому принесено столько жертв, - это остается никому не известным“ (В.В. Розанов).

Любому революционеру, прошлого и будущего, можно задать вопрос Ежи Леца: “Ну, допустим, пробьешь ты головой стену. И что ты будешь делать в соседней камере?” Потому что: “ Каблук стаптывается по ноге” (М. Зощенко) и “Любая реформа, кроме моральной, бесполезна” (Томас Карлейль 1795 – 1881 гг.). ”Народ, победивший в борьбе за свободу, редко получает что-либо, кроме новых господ” (Джордж Галифакс 1633-1695).

Коммунисты приучали народ жить в автопроекциях, каждому было предписано мысленно рисовать благостные картинки своей жизни в будущем. В настоящем - терпеть, терпеть, терпеть, ожидая скорое, под руководством коммунистов, построение рая на земле, а именно: отмены собственности, отмены денег, отмены государства, обобществления  женщин (были и такие проекты) и изобилия колбасы. Главная цель, ради чего большевики, разогнав Учредительное Собрание, заменили “невыгодный капиталистический строй”, которого в России, в общем-то, ещё и не было, на “более выгодный социалистический” (Ленин), заключалась в том, чтобы производить больше продуктов – тогда наступит рай на земле. “Но если отважится мысленно проникнуть в этот рай, то обнаружится, что он не очень отличается от Соединенных Штатов в период полной занятости…Радикальный атеизм большевиков и их сторонников истреблял в человеке метафизическое начало ради необыкновенного, как считалось, расцвета производительных сил” (Милош Ч. «Порабощенный разум»). “Конечные цели деятельности разумных существ всегда лежат вне экономической сферы. Строго говоря, нет никаких “экономических мотивов”, ибо экономика – это только совокупность факторов, влияющих на наше продвижение к ИНЫМ ЦЕЛЯМ” (Фридрих Хаек).

Вы спросите, какое отношение имеет то, что написано  мною о Ленине, Сталине и их ученике Гитлере - к жизни отца Порфирия Десницкого. Отвечаю: деяния названных “людей”, переплавились в тяжелейшее напряжение жизни отца Порфирия и Серафима Вырицкого, в их думы о судьбах людей, о судьбе Отечества и, конечно, в их молитвы о спасении России.

Кто-то советовал мне написать, например, о семейном любимце коте Мурзике, долго проживавшем в доме Десницких на Боровой улице, в  доме  №83. Я же хочу писать о главном, о том, что определяло жизнь. Например, почему отец Порфирий не стал готовить кого-либо из сыновей в свои преемники? Воссоздав обстановку тех лет, можно догадаться о мотивах: отец Порфирий считал возможным жертвовать только собой. Ну, а  что Мурзик? Наверное, милый был кот, и своим мурлыканьем привносил некоторый покой в домашнюю жизнь, когда за окном бушевали “вихри враждебные”.

Глава 5.  Переплетение судеб

15 января 1886 года ректор Симбирской Духовной Семинарии протоиерей Николай Охотин, в будущем Архиепископ Гурий, совершил литию при гробе члена совета Братства Трёх Святителей, инспектора народных училищ Симбирской губернии Ильи Николаевича Ульянова в присутствии православно крещёного и принадлежащего к симбирскому религиозному Обществу преподобного Сергия Радонежского 16-летнего Владимира Ульянова и участвовал в отпевании. Членом Братства Трёх Святителей был и директор классической гимназии Ф.М. Керенский, отец будущего председателя Временного правительства Александра Федоровича Керенского.

С января 1896 года Епископ Гурий (Охотин) был председателем Училищного совета при Синоде. 14 июня 1898 года участвовал в закладке здания на Кабинетской ул. в

С.-Петербурге, предназначенного для училищного совета, с церковью блгв. Вел. Кн. Александра Невского и образцовой церковно-приходской школой при нём. Преподавателем и затем заведующим школой и штатным священником этой церкви стал отец Порфирий Десницкий.

Глава 6.   Революция и  церковно-приходские школы

Революция 1917 года в России  происходила по неизменной схеме всех революций: подготовляют её наивные романтики, исполняют авантюристы, а все блага достаются мародерам, ловко использующим возникший хаос. Наивные – это те, кто забывают о греховности человека, о чем никогда не забывала православная церковь и прилагала все усилия, чтобы, выражаясь современным языком, профилактировать грех, создавая церковно- приходские школы. Но в середине 19 века церковно-приходские школы были вытеснены земскими, куда ринулись учителями разные спасители народа: нигилисты и ниспровергатели. Потом спохватились и, начиная с указа Государя Императора Александра III от 13 июня 1884 года, церковно-приходские школы возрождаются. В 1909 году в Санкт-Петербурге проводится Всероссийская выставка церковно-приходских  школ. В том же году заведующий церковно- приходской школой при Учительском Совете Синода, священник Порфирий Десницкий, награждается серебряной медалью  в честь 25-летия церковно-приходских школ. Порфирий Сергеевич был законоучителем в образцовой двухклассной школе при Учительском Совете

Св. Синода, а после рукоположения в сан священника, её заведующим.

“До эпохи Петра-I единственным содержанием образования на Руси служила религиозная истина в её православно церковном виде. В этой истине черпали свою духовную силу строители и защитники московской государственности…К марту 1865 насчитывалось 21420 церковно-приходских школ 412542 учащимися. Однако, в земских школах, было не больше двух уроков Закона Божия в неделю, а учителя из демократической интеллигенции подрывали у детей основы всякой религиозности. Положением от 14 июня 1864года самостоятельность духовенства в деле народного образования была уничтожена, основная роль в школьном деле перешла к министерству и земствам. 

В “Положении Комитета Министров” от 12 июля 1879 года по поводу особого совещания о народном образовании, проходившего под председательством графа Валцева, было высказано утверждение: “Духовно-нравственное развитие народа, составляющее краеугольный камень всего государственного строя, не может быть достигнуто без предоставления духовенству преобладающего участия в заведывании народными школами…

Никакое просвещение, а тем более первоначальное, не может дать благодетельных плодов, не будучи освещено светом веры…” В рескрипте Александра III на имя министра народного просвещения от 25 декабря 1873 года было заявлено, что при утвердившейся в то время постановке дела “народные школы, вместо служения истинному просвещению молодых поколений, могут быть обращаемы в орудие растлевания народа, к чему уже и обнаружены попытки”.

Страстным защитником церковной школы был педагог-славянофил С.А. Рачинский.

(Сергей Александрович запечатлен на картине его бывшего ученика художника

Н.П. Богданова-Бельского “Устный счёт” 1895 г.). “Дайте народу сознательное христианство,- писал он в одной из своих статей,- проведите христианство в его жизнь, сделайте русский народ народом святым, угодным Богу,- и вы ответите на запросы народной души”…”Такого образования и воспитания не получил ещё ни один народ мира. Пусть получит его народ русский, который должен сказать своё жизненное слово прочим народам Востока и Запада, ждущим нового откровения, и, без сомнения, он скажет его, если просвещение русского народа произойдет в церковном духе. Судьба целого мира зависит от будущности русского народа”. После указа 1884 года, подкрепленного законом 1902 года, пастырь Церкви перестал быть лицом, посторонним школе или наёмным преподавателем в ней, но стал лицом, несущим за школу полную ответственность перед своей совестью, перед Церковью, перед родителями учащихся. Требования к законоучителю были на порядок выше, чем к учителю. Священник- законоучитель признавался первым руководящим лицом в религиозно-нравственном воспитании учащихся. “Цель воспитания есть цель религиозно-нравственного развития и усовершенствования человека, раскрытие в нём образа и подобия Божия, введение его в живое и деятельное общение с Богом и ближними в духе благочестия и благотворной любви к Богу и ближнему” (прот. А. Дружинин).

Вопрос о всеобщем образовании был поднят в речи Николая-II 27 апреля 1906 года, в Государственной Думе 1-го созыва, где просвещение народа было поставлено в число первостепенных государственных задач. Правительственный законопроект предполагал введение всеобщего обучения в течение 10 лет путём расширения сети начальных народных школ.

3 мая 1910 года открылось Чрезвычайное собрание Училищного совета при Святейшем Синоде, посвящённое положению церковно-приходской школы. Выступавший на нём 4 и 5 мая товарищ прокурора В.К.Саблер говорил, что духовенство оправдало своими трудами в церковно-приходской школе “доверие царя-миротворца, который своим любящим сердцем уразумел, что для блага народа необходима школа, дающая прочные основы религиозного воспитания”.

Начавшаяся война вынудила отложить рассмотрение вопроса о всеобщем начальном образовании, который в результате так и не был принят.

28 сентября 1917 года на двадцатом заседании Поместного Собора Русской Православной Церкви докладчиком выступил протоиерей П.И. Соколов, который на протяжении пятнадцати лет стоял во главе церковношкольного дела, будучи председателем Училищного совета при Святейшем Синоде” (по материалам “Прибавления к Церковным ведомостям”).

Постановлением Совета народных комиссаров от 24 декабря 1917 года церковная школа была ликвидирована.

Глава 7.  1917 год переворачивал весь пласт

На фотографии 1905 года Порфирий Сергеевич с супругой и братом Павлом Сергеевичем.  Порфирий Сергеевич ещё в  светской одежде, он был рукоположен в сан священника в 1907 году, матушка Александра тяжела будущим сыном Николаем. Праздник, погостить приехал брат Павел, их лица  светятся улыбкой, все хорошо, они уважаемы и счастливы - лучшие годы жизни Порфирия и Александры. А потом все перевернулось.

Русский ученый-почвенник В.В.Докучаев доказал, что глубокая вспашка земли с переворачиванием пласта – вредна, гибнут аэробные микробы верхнего слоя, нуждающиеся в воздухе и свете и почва мертвеет, родит плохо. В 1917 году то же происходило с российским обществом - переворачивался весь его пласт: ”кто был никем, тот становился всем”. Интеллигенцию всячески изводили, уничтожали, либо, в лучшем случае, отправляли пароходами за границу.

То, где мы оказались сейчас - это следствие более 1917 года, чем 1991года.

Но мы даже не смогли пойти по ленинско-китайскому пути НЭПа, потому что забуревшая советская номенклатура, в отличие от первых комиссаров, сжимавших под кожанкой маузер, хотела сжимать большой толстый кошелек, не контролировать жиреющих нэпманов, а самим стать жиреющими. Об этом в 1998 году очень чётко сказал Джефри Сакс: “Как мне кажется, российское руководство превзошло самые фантастические представления марксистов о капитализме: они сочли, что дело государства – служить узкому кругу капиталистов, перекачивая в их карманы как можно больше денег и поскорее. Это не шоковая терапия. Это злостная, предумышленная, тщательно продуманная акция, имеющая своей целью широкомасштабное перераспределение богатства в интересах узкого круга людей”.

Глава 8.  Иконостас

Моя мать, Фаина Порфирьевна Десницкая, рассказывала мне, что матушка Александра держала наготове чемоданчик с сухарями, кружкой, ложкой, сменой белья – ждали ареста. Трудно даже представить это постоянное напряжение,  когда не знаешь, удастся ли вечером лечь спать в свою постель, разбудят ли утренние лучи солнца или ночной стук в дверь.

В это грозное время отец Порфирий совершил подвижнический подвиг, плоды которого мы видим в Храме. За одним из чаепитий помощник настоятеля Николай Иванович спросил, не надеясь на ответ, более рассуждая с собой: “ А как оказался резной иконостас из Никольской церкви приюта братьев Брусницыных в нашем Храме?” И я обрадовался, что могу ему ответить: “А вот эту тайну я могу легко раскрыть. Мать мне рассказывала, что отец Порфирий на свои деньги нанял подводы и, лично их сопровождая, привез сюда иконостас из закрываемой Никольской церкви с Косой линии Васильевского острова”. Можно предполагать, что в той обстановке, когда по Петрограду сновали патрули, такая  “операция “ могла стоить ареста или даже жизни. Если даже и был оформлен какой-то разрешительный документ, что маловероятно, то нельзя недооценивать  “ личной инициативы” и “ личного рвения” товарищей с красными повязками. В мемуарах одного из советских политруков есть такая строчка о его революционной молодости: “… веду я его, а морда у него такая интеллигентная, ну я его штычком”. Петроград был увешан плакатами: “Мир хижинам – война дворцам”, “Война и смерть классовым врагам пролетариата” и.т. п. Большевики подменили веру в Бога ВЕРОЙ в атеизм, храмовые пространства подменили пространствами пропаганды и агитации. В новых “храмовых” пространствах, именуемых красными уголками, висели новые “иконы” – портреты вождей и плакаты типа: ”Бога нет; религия – это выдумка; мир никто не  сотворил”.

“Коммунизм фанатично враждебен всякой религии не как социальная система, а как религия” (Николай Бердяев 1784-1948). “Коммунизм есть настолько глубокая, настолько сущностно земная религия, что он не отдаёт себе отчета в том, что он религия” (Ж..Маритен 

1882-1973). “Только христианский Бог впервые распространил сферу своих владений на всех людей – и на тех, кто верит, и на тех, кто не верит в Него” (Г.Зиммель 1858-1918). Коммунисты – это секта отрицателей Христа. Они пробуют подражать Ему без Него, пробуют “стащить” рай с небес на землю, но у них ничего не получается, потому что любовь они заменили репрессиями. “Коммунизм – это христианство с топором” (У.Черчиль 1874-1965). Коммунизм оказался невозможен без ВЧК-ОГПУ-КГБ. Коммунизм есть советская власть плюс ВЧКезация всей страны. “ Если нужна только власть над людьми, то сами люди не нужны”. “Тоталитарная система в ответ на сигнал обратной связи реагирует уничтожением ее источника “(Н.Винер 1894-1964).

Материализм утверждал, что человек принципиально такое же животное, как и все остальные и выделяется только тем, что имеет более совершенные  приспособительные способности. Мозг – это всего лишь инструмент для выживания, душа вообще не признавалась, а дух мог быть только коллективным. Как муравьи строят муравейник, так и человек строит для своего обитания техногенную среду, и не надо никаких досужих выдумок церковников, надо только терпеть и работать, терпеть и работать. А что же ещё делать, пусть особенному, но всё же животному?

 Однако, в новом бесклассовом обществе, так же как в муравейнике, подразумевалось разделение общества на касты. В своей клятве у гроба Ленина, товарищ Сталин сказал: “Мы, коммунисты - люди особого склада, мы скроены из особого материала. Мы, - те, которые составляют армию великого пролетарского стратега, армию товарища Ленина. Нет ничего выше, как честь принадлежать к этой армии, нет ничего выше, как звание члена партии, основателем и руководителем  которой ЯВЛЯЕТСЯ (а не являлся – А.Л.) товарищ Ленин” – то есть Ленин ПРОДОЛЖАЕТ руководить партией из гроба, руководить людьми ОСОБОГО СКЛАДА, так сказать, людьми специального назначения – руководить спецназом.

На  сегодняшний день непонятно, почему православные верующие на свои налоги должны содержать обслуживание трупа В.И.Ульянова – главного тотема суеверия  коммунистической секты, почему это не делается из партийной кассы КПРФ – преемницы КПСС и ВКП(б)? Почему периодические ванны для трупа В.И.Ульянова, останавливающие тление и состоящие из супердорогих биохимических элементов, оплачиваются из бюджета страны, то есть из налогов потомков репрессированных россиян? Если скалькулировать годовые расходы по содержанию лабораторий Мавзолея, особую зарплату персонала (ввиду сохранения тайны), химреагенты, амортизацию технического оборудования и т. д., вплоть до крема для сапог почетного караула, то получится значительная сумма, которую можно было бы употребить, например, для спасения детей с врожденными пороками сердца, которые не успевают дождаться операции. Так что коммунисты, вместо покаяния, хорошо устроились со своим тотемом атеизма за счет православных верующих, и любое посягновение захоронить труп называют кощунством и оскорблением своей коммунистической веры. Ну, так и платите за свою веру из своего кармана. Православные храмы не существуют за счет государственного бюджета. Если мне возразят, что в  “Доме №1” за стеклом (не путайте с “Домом  №2”) хранится труп основателя советского государства, отвечу: первое – и где оно, советское государство?; второе – с большими основаниями мы могли бы построить усыпальницу генералиссимусу Александру Суворову, нежели швейцарскому эмигранту, выдвинувшему лозунг поражения России в войне; третье – у нас не было суда, подобного Нюрнбергскому, о преступлениях  ВКП(б), КПСС и лично Владимира Ильича Ульянова против человечности, поэтому из Мавзолея вынесли только труп Иосифа Джугашвили, которому, конечно, скучновато у кремлевской стены без своего друга Лаврентия Берии.

Может быть коммунистам, стоит обсудить вариант приватизации трупа Ленина (любопытно, во сколько его оценят?), поставить около Мавзолея билетную кассу, как у туристического объекта, тогда можно будет не обирать поборами на его содержание пролетариев и пенсионеров.

Возвращаясь к стезе нашего повествования, заглянем в справочник Антонов В.В. и Кобак А.В. “Святыни Санкт-Петербурга”: “ Церковь Свт. Николая Чудотворца при Доме, призрения в память Николая и Елены Брусницыных закрыта 28 сентября 1922 года; ныне в здании 15а Косая линия В.О. - Морская академия им. Адмирала С.О. Макарова. Резной дубовый иконостас работы мастерской А.И. Циммермана и две иконы: “Благословение спасителем детей” и Божией Матери “Всех скорбящих радости” написанные профессором Н.А. Кошелевым – находятся сейчас в Казанской церкви пос. Вырица.”

Глава 9.  “…а что это значит для Вас, лично для Вас?”

Ещё и ещё раз я перечитываю глубоко проникновенное слово митрофорного протоиерея Павла Ильича Соколова, сказанное перед совершением молебна пред Иконою Казанской Божией Матери девятого декабря (ст. ст.) 1912 года в церкви Училищного Совета, с которого началось общее собрание членов Братства. Часть приведу: “…Первое, как мне передавали, в чём вы намерены выразить свою братскую любовь, есть построение храма. Слава и благодарение Богу! Храм особо необходимый предмет для христианина. Он есть дом Божий, селение Божие, небо на земле. В храме Господь особенным образом являет Своё присутствие, внемлет нашим молитвам, щедрит Своею благодатью. Было время, когда богообщение было возможно и без храма; бывают и теперь избранники, вроде преподобного Серафима Саровского, которые терпением и молитвою достигают чистоты сердца в такой степени, что оно становится храмом Божием. Но таких людей немного, большенству же, как и нам с вами, братие, общение с Господом Богом возможно не иначе, как при посредстве храма. И вот, когда душа наша по особым побуждениям радости или печали, успеха или неудачи, ищет Господа, чтобы излить пред ним свои чувства, когда изнемогают наши силы или разрушаются наши планы, и мы ищем ответа на тревожащие нас вопросы,- мы преклоняем колена и сердца в храме Господнем пред алтарём Его святым и непременно, так или иначе, слышим голос Господен, ощущаем Его присутствие, чувствуем, что Господь “тут вся дни”…

Не жалейте и вы, братие, средств на построение своего храма. Стройте храм величественный и благолепный. Позаботьтесь, чтобы он соответствовал своему высокому назначению, действительно напоминал небо. Да поможет вам Всеблагий Господь в этом. Аминь”. При каждом перечтении возникает волнение, какие верные и точные слова найдены, на них сразу откликается душа.

Еще мне хочется предположить, что отец Павел Соколов, будущий Архиепископ Астраханский и Енотаевский, проживая на Кабинетской 13, по-соседски заходил иногда “на огонёк” к отцу Порфирию, выпить чашечку чая в приятном общении, получить минутное отдохновение от трудов в семье, наполненной детскими голосами, так как жена и дети отца Павла были призваны Господом.

Не получается у меня прочесть без набежавшей слезы сухую строчку в отчете Братства,

в списке вещей, пожертвованных для храма: “А.Т. Десницкая – покровъ на престолъ красный, шелковый и пелена на пюпитръ”. Представляется, как Матушка своими руками вышивает пелену, лицо её светло и радостно. Жаль, что пелена не сохранилась, а так бы хотелось поцеловать её край.

Будьте прокляты изверги, не пожалевшие ни матушку Александру, ни патронов.

Стреляли профессионалы, чтобы не встретится с последним взглядом жертвы, три пули

кучно “уложены” в голову сбоку. Матушке Александре был 51 год.

В единственном документе найденном в ЦГА СПб, в “Регистрационной карточке Служителей Религиозных Культов” (1924 год) стоит собственноручная размашистая подпись отца Порфирия: “ПРОТОИЕРЕЙ П. ДЕСНИЦКИЙ”. В этой подписи характер и бесстрашие.

Я смотрю на фото и говорю: “Дед, не убоявшися смерти, ты до последнего дня посвятил свою жизнь православию Господа! Ты нам пример!”

Глава 10.  Литейный 4

Для нас, то есть для меня, моих двоюродных братьев и сестры, оказалось совершенной неожиданностью, когда обнажилась страшная тайна гибели дедушки и бабушки. Заботясь о нашей судьбе, наши родители оберегали нас от опасных знаний. Моя мама, Фаина Порфирьевна, умерла в 2004 году, но тяжёлый пресс пережитого, когда один за другим исчезали далекие и близкие люди, продолжал хватать за горло при желании рассказать страшную правду. Может быть, приходили опасения, что сталинские времена могут вернуться, и знающие правду люди, будут снова исчезать. Проекты переименования Волгограда в Сталинград – это только видимая вершина подводных процессов происходящих сейчас в многострадальной России. Так что, возможно, опасения моей матери были прозорливыми.

Когда я пришёл на Литейный 4 в приёмную ФСБ, чтобы подать запрос в архив, то запрос у меня даже не взяли, цинично заявив, что это не к нашему ведомству. Если бы это были мы, то ваш Дедушка валялся бы в общей яме в Левашово, а так он, всё-таки, на Вырицком кладбище.

В свидетельстве о смерти П.С. Десницкого имеется, совершенно непрофессионально сформулированная, даже для 1935 года, причина смерти: ослабление сердечной деятельности.

 Врачи травматологи, осматривавшие останки отца Порфирия, пришли к единому мнению о наличии следов насильственной смерти.

В приёмной ГУВД женщина подполковник более сочувственно меня выслушала, и, бегло взглянув на фото останков матушки Александры, сказала, что тут двух мнений быть не может – это огнестрел. Но, если даже и было открыто уголовное дело, то по истечении 25 лет оно уничтожается, и ничем тут в поисках помочь нельзя.

У моей двоюродной сестры, Миры Николаевны Десницкой, чудом сохранилась фотография похорон матушки Александры. Вместе со священником за гробом идут сыновья: Владимир, Сергей, Авенир. Гроб Матушки несут женщины (я даже не знал, что существует такая православная традиция). Совсем немного видно лицо усопшей, всё заботливо укутано платком, чтобы закрыть страшные раны. На фото мы видим, что проститься с матушкой Александрой пришло много выритчан.

Какие могут быть догадки? Судя по документам, моя мать, Фаина Порфирьевна и её младший брат Авенир были вынуждены срочно перепрописаться по другим адресам: мать к моему будущему  отцу на Васильевский остров, а Авенир в квартиру Паниных на Малой Посадской. Стало быть, скромный, но добротный дом протоиерея Порфирия Десницкого срочно понадобился безбожным властям. По времени это совпадало с началом размещения в Вырице и учебной подготовкой офицерского состава будущей ударной группировки советских войск для отражения предстоящего нападения Финляндии на нашу миролюбивую советскую страну. (Это так потом и случилось, начавшись с обстрела нашего посёлка Майнилы, точно так же, как ранее Польша напала на дружественную нам Германию, начав с обстрела немецкой радиостанции в Гляйвицах. На Юге мы так же готовились к отражению нападения Ирана, который поделили с Англией, а Польшу с Германией). Вырица была насыщена различными офицерскими курсами. В храме Казанской иконы Божией Матери был расположен кинозал школы ОСОАВИАХИМ.

Отсутствие в гатчинском учреждении ЗАГС свидетельства о смерти матушки Александры, наталкивает на мысль об изъятии данного документа, так как близкие по датам документы других выритчан на своём месте. Приходиться с прискорбием заключить, что Левашовская яма раскидала свои “филиалы” по всей стране.    

Служение отца Порфирия постоянно отмечалось начальством как отлично усердное. Это  значит, что о нём можно сказать словами известного русского педагога Н.Х.Весселя: “Законоучитель может и не иметь высшего богословского академического образования, но должен быть человек честный, добрый, твердой нравственной жизни, истинно верующий и умеющий просто и сердечно беседовать с учениками об истинах религии на уроках Закона Божия, так, чтобы ученики видели и чувствовали, что он сам действительно верует в то, чему учит”. И то, что в деле пасторства  отец  Порфирий был возведен на высшую ступень, которую, согласно канонам, может обрести семейный священник – митрофорный протоиерей – говорит о том, что его служение было в духе благочестия и благотворной любви к Богу и ближнему.

Желаю Вам добрых раздумий и счастливых решений.  

                                                                                                         

Авенир Леонов.

Санкт-Петербург 2013 год.

P.S. Прошу читателей, если есть какие-либо свидетельства о довоенном времени, имеющие даже только косвенное отношение к биографии отца Порфирия, сообщить мне об этом на адрес: avenir.leonov@gmail.com

 

Из отчёта Братства:

  

            “ ДЕНЬ ОТКРЫТИЯ И ПЕРВОЕ ОБЩЕЕ  СОБРАНИЕ

                                      ЧЛЕНОВ БРАТСТВА

9 декабря (ст.ст.) 1912 года перед открытием общего собрания членов Братства, в церкви Училищного Совета при Святейшем Правительствующем Синоде, митрофорным протоиереем П.И. Соколовым, в сослужении священников П.С. Десницкого и Г. Преображенского при пении певчих Лейб-Гвардии Семеновского полка, был совершен торжественный молебен перед Иконою Казанской Божией Матери. Перед началом молебна о. протоиерей П.И. Соколов обратился к учредителям Братства с следующим весьма назидательным и глубокопрочувственным словом:

“Настоящее молитвенное собрание наше, братие, имеет целью испросить Божие благословение на открытие братства в честь иконы Казанской Божией Матери. Братство есть учреждение чисто христианское. В основе его должна лежать любовь…”

  

  

Протоиерей Павел Ильич Соколов, магистр богословия, председательствующий Училищного Совета при Святейшем Синоде (будущий архиепископ Палладий).

Окончил курс в Московской  духовной академии.

Награждён: Митра, орд.св. Влад 2, св.Ан1, наперсный крест с украшениями из Кабинета Его Величества, 6 мая 1909года 2 Влад.

В разработке
Десницкий Порфирий Сергеевич Бессмертный барак

Короткие и порой отрывочные сведения, а также ошибки в тексте - не стоит считать это нашей небрежностью или небрежностью родственников, это даже не акт неуважения к тому или иному лицу, скорее это просьба о помощи. Тема репрессий и количество жертв, а также сопутствующие темы так неохватны, понятно, что те силы и средства, которые у нас есть, не всегда могут отвечать требованиям наших читателей. Поэтому мы обращаемся к вам, если вы видите, что та или иная история требует дополнения, не проходите мимо, поделитесь своими знаниями или источниками, где вы, может быть, видели информацию об этом человеке, либо вы захотите рассказать о ком-то другом. Помните, если вы поделитесь с нами найденной информацией, мы в кратчайшие сроки постараемся дополнить и привести в порядок текст и все материалы сайта. Тысячи наших читателей будут вам благодарны!