Сохранено 2585967 имен
Поддержать проект

Бумага, тушь, перо, акварель.... расстрел

Дела давно минувших дней – самое начало 30-х годов. Мировая революция на носу, и товарищ Сталин полагал, что подручным партии работникам газет первым надлежит овладеть языком, общим для пролетариев всех стран. Самое интересное в той истории – как объяснял свое ренегатское поведение этот ослушник Весели:

– Выходной день на то и дан, – острил он в полном соответствии со своей фамилией, – чтобы вы-хо-дить из редакции, а не входить в нее. Не призывайте меня нарушать Кодекс законов о труде!

И о таком бесстрашном шутнике целое поколение читателей не знало почти ничего. Полвека Франц Весели и все с ним связанное были темой запретной и засекреченной. Вспомнили о художнике, бесследно исчезнувшем в 1937 году, только с перестройкой. Газета почтила его память парой скромных публикаций, художественный музей – небольшой выставкой из своего фонда.

Ярославское "дно". Карикатура для газеты "Северный рабочий". 1928-1930-е Бумага, тушь, перо. Л: 16,3x22,4.

Ярославское "дно". Карикатура для газеты "Северный рабочий". 1928-1930-е Бумага, тушь, перо. Л: 16,3x22,4.

Весели был австрийцем из Вены. На первой мировой с обмороженными ногами попал в плен к русским. Похлебал баланды в лагере для военнопленных. Но домой он уже не вернулся. Принял советское гражданство, осел в Ярославле.

Это был «невысокий человек с очень выразительным подвижным лицом». Добродушно-иронический и в то же время как бы застегнутый на все пуговицы. С коллегами был в добрых, но не близких отношениях. Впрочем, ничто не мешало ему под настроение разыгрывать целые скетчи. На коллективных снимках сотрудников и авторов «Северного рабочего» послереволюционных лет Весели можно безошибочно узнать по единственному на всю компанию щегольскому галстуку-бабочке. Франц всегда был тщательно выбрит, безукоризненно элегантен. Считал, что неряшливый вид – явный признак неуважения человека к окружающим.

Родственники. Карикатура для газеты "Северный рабочий". 1928-1930-е гг. Бумага, тушь, перо, акварель, карандаш графитный, пастель. Л: 15,4x21,1.

Родственники. Карикатура для газеты "Северный рабочий". 1928-1930-е гг. Бумага, тушь, перо, акварель, карандаш графитный, пастель. Л: 15,4x21,1.

В своих карикатурах Франц Весели не был столь элегантен, как в жизни. Его манеру, пожалуй, точно передает заглавие сборника, выпущенного в 1927 году к десятилетию его работы в «Северном» – «Против шерсти». Циновский искусство первого наставника оценил одним словом – «талантище». Всю жизнь почитал за образец и мгновенную реакцию Весели на злобу дня, и его редкий дар вычитывать метафору чуть ли не в любой газетной строке. Как вспоминал Циновский, его друга – художника «Комсомолки» Константина Ротова неизменно удивляла та легкость, с какой ярославец запросто изображал в политшаржах, например, наркома М. М. Литвинова или всесоюзного старосту М. И. Калинина. «Не каждый художник-международник, – говорил Ротов в 1933 году, – возьмет на себя такую смелость».

Карикатура для газеты "Северный рабочий". 1928-1930-е гг. Бумага, тушь, перо, акварель, карандаш графитный, пастель. Л: 15,4x21,1.

Не польстил Весели и Маяковскому. На выступление горлана-главаря в Волковском театре в марте 1927 года газета отозвалась его карикатурой в номер. Художник нарисовал поэта в аллегорическом облаке (Маяковский читал отрывки из «Облака в штанах»), исторгающим молнии. Студент художественного техникума Циновский был одним из немногих, кому разрешалось смотреть, как работает мастер. Рисовал он как-то лихорадочно, словно в спешке и как бы слегка придуриваясь. То и дело под горячую руку смахивал со стола стирательную резинку. Молча позволял студиозу водворять резинку на место, но никогда не благодарил за услугу – лишь одобрительно кивал головой. Учителем Весели был суровым. Как запомнилось шестнадцатилетнему Диодору, мог совершенно бесцеремонно зачеркнуть лишнее на рисунке ученика. Правда, тут же на отдельном листе показывал, как «надо было сделать».

Карикатура для газеты "Северный рабочий". 1928-1930-е гг. Бумага, тушь, перо, акварель, карандаш графитный, пастель. Л: 15,4x21,1.

Почему пленный австрияк не вернулся домой, неизвестно. Только стал он советским гражданином. Настоящую фамилию Вессели превратил в псевдоним с одним «эс». А отчество Иоганнович поменял на Игнатович. Крепко взялся за русский язык. Давался он ему, видимо, с грехом пополам. Любую воду называл он «чаем». Взглянул в окно, а на дворе дождь. Сокрушенно закачал головой: – О-о-о! На улице чай. С работой все у него было проще. Воспитанника Венской академии художеств, блестящего рисовальщика с ходу приняли в штат «Северного рабочего», и прослужил он там двадцать лет. Не давал спуску обитателям местной «вороньей слободки», неутомимо иллюстрировал тассовские телеграммы и партийные реляции. Писал уличные плакаты. Выступал в клубах с сеансами мгновенного шаржа. В Ярославле встретил Франц красавицу телеграфистку с Московского вокзала, к тому же актрису номер один «Синей блузы» и народного театра клуба паровозоремонтников Марию Гуляеву. Тещу Франтик уважительно называл мамой. В их квартире шумели веселые сборища художников и артистов. Политсатирик умел читать прессу между строк и с какого-то момента, видимо, начал предчувствовать недоброе.

Когда взяли одного из его близких друзей – художника Петра Алексеева (который, как-то «не так» написал парадный заказной портрет партийного вождя), Весели попробовал перехитрить судьбу, спасаясь бегством. Уехал в саратовскую газету, но там сразу оказался под колпаком. До Ярославля дошли слухи, что проверка беглеца на лояльность закончилась для него легким испугом и его оставили в покое, но что он якобы «вскоре умер». Жена до последнего клочка бумаги вычистила архив мужа. Кара красной Фемиды ее миновала, но Мария Васильевна осталась под подозрением, жизнь ее была непоправимо сломана. Без работы и жилья скиталась по углам, за гроши распродавала одежду, посуду, столовое серебро. После того как услышала от родственника: «Ты прости, Маня, но я с тобой знаться не могу» – перестала доверять людям. Немного оттаяла душой в конце 40-х, когда ее приняли диспетчером «скорой помощи». Уставшая от одиночества, она хорошо освоилась в этой суматошной должности. Надолго оставила в «скорой» о себе добрую память. Фамилию мужа она не меняла. Молилась за него в церкви Николая Чудотворца на Большой Федоровской. И как полагается настоящей даме сердца до конца ждала возвращения кавалера.

Карикатура для газеты "Северный рабочий". 1928-1930-е гг. Бумага, тушь, перо, акварель, карандаш графитный, пастель. Л: 15,4x21,1.

Трагическую участь Франца Весели проясняет документ из архива ЯХМ – акт, составленный в музее искусств 13 января 1938 года. Писали его «на имеющиеся в фондах музея работы ярославских художников, ныне репрессированных органами НКВД». В перечне около семи десятков холстов разных авторов и 300 карикатур некоего «Виселли» – так записал фамилию художника знаток изящных искусств из политпросвета товарищ Пречистенский. Прямым текстом в акте не сказано, для чего он был нужен. Не трудно догадаться, что не для присуждения госпремии. Подлежали рисунки «Виселли» изъятию из фондов и уничтожению. Музейные хранители – спасибо им еще не раз скажут потомки – рискнули не выполнить ответственного поручения компетентных органов. Убрали карикатуры без номеров куда подальше до лучших времен. Светлое завтра наступило только полвека спустя.

Карикатура для газеты "Северный рабочий". 1928-1930-е гг. Бумага, тушь, перо, акварель, карандаш графитный, пастель. Л: 15,4x21,1.

Карикатура для газеты "Северный рабочий". 1928-1930-е гг. Бумага, тушь, перо, акварель, карандаш графитный, пастель. Л: 15,4x21,1.

Карикатура для газеты "Северный рабочий". 1928-1930-е гг. Бумага, тушь, перо, акварель, карандаш графитный, пастель. Л: 15,4x21,1.

Карикатура для газеты "Северный рабочий". 1928-1930-е гг. Бумага, тушь, перо, акварель, карандаш графитный, пастель. Л: 15,4x21,1.

Карикатура для газеты "Северный рабочий". 1928-1930-е гг. Бумага, тушь, перо, акварель, карандаш графитный, пастель. Л: 15,4x21,1.

Карикатура для газеты "Северный рабочий". 1928-1930-е гг. Бумага, тушь, перо, акварель, карандаш графитный, пастель. Л: 15,4x21,1.

Карикатура для газеты "Северный рабочий". 1928-1930-е гг. Бумага, тушь, перо, акварель, карандаш графитный, пастель. Л: 15,4x21,1.

Весели Франц Иосифович (Игнатьевич) (1891-1938, художник.
Родился в 1891 году. Австриец. Сын рабочего. Учился в Вене, окончил Австрийскую академию художеств. Участвовал в Первой мировой войне. Попал в плен. Остался в России. С 1918 года жил в Ярославле. Состоял членом Ярославского коллектива художников ИЗО. Рисовал карикатуры для различных газет. С 1922 работал художником в газете "Северный рабочий"(Ярославская газета). Член оргкомитета Ярославского филиала Ивановского областного Союза советских художников (1933-1934). В 1937 году уехал из Ярославля в связи с начавшимися репрессиями. По воспоминаниям коллег из газеты «Северный рабочий» был арестован. Участник выставок в Будапеште (1911-1913), областных выставок в Ярославле и Иванове. Персональные выставки в Ярославле (1933). Политические и бытовые сатирические рисунки художника для периодических изданий и плакатов отличают изобретательность и лаконизм в сочинении и исполнении сюжетов. Именно его рисунки на протяжении 15 лет определяли характер газеты "Северный рабочий". Творческое наследие художника было сохранено Ярославским художественным музеем, где и находится в настоящее время.

Арестован 10 февраля 1938 года. Тройкой при УНКВД по Саратовской области от 27 августа 1938 г. по обвинению в шпионаже назначена высшая мера наказания - расстрел. Приговор приведен в исполнение 4 октября 1938 года в Саратове.

Особое внимание заслуживает потрясающая карикатура на Красный Перекоп, которая очень точно отражает не только географическую составляющую района, но и социально-экономический срез той эпохи:

Ярославль с точки зрения "Северного медведя". Центр. Карикатура для сатирического журнала. 1929 Бумага, тушь, перо. Л: 34,4x47,1.

Это улица Стачек. Слева - клуб, справа - обезглавленная церковь Андрея Критского, где находится столовая, далее лабаз, "белый" корпус, фабрика с башней, левее её корпуса и Рабочий Парк. Детали проработаны очень тщательно. Корпуса даны в разрезе. Там пьют, дерутся, дебошат, и блюют из окон - хороший срез той жизни.

Ярославль с точки зрения "Северного медведя". Центр. Карикатура для сатирического журнала. 1929 Бумага, тушь, перо. Л: 34,4x47,1.

Центр города, 1928-1930

Ярославль с точки зрения "Северного медведя". Центр. Карикатура для сатирического журнала. 1929

Крупнее детали:

Ярославль с точки зрения "Северного медведя". Центр. Карикатура для сатирического журнала. 1929

Ярославль с точки зрения "Северного медведя". Центр. Карикатура для сатирического журнала. 1929

Ярославль с точки зрения "Северного медведя". Центр. Карикатура для сатирического журнала. 1929

Ярославль с точки зрения "Северного медведя". Центр. Карикатура для сатирического журнала. 1929

"Вокзал", 1929 год, отправление поезда "Ярославль - Иваново" с Московского вокзала:

Ярославль с точки зрения "Северного медведя". Вокзал. Карикатура для сатирического журнала.

Ярославль с точки зрения "Северного медведя". Вокзал. Карикатура для сатирического журнала.

Ярославль с точки зрения "Северного медведя". Вокзал. Карикатура для сатирического журнала.

Ярославль с точки зрения "Северного медведя". Вокзал. Карикатура для сатирического журнала.

Ярославль с точки зрения "Северного медведя". Вокзал. Карикатура для сатирического журнала.

Литература и источники:

Надеждин Ю. Веселое имя – печальный финал // Северный край. 2004. 9 июня
Перо советского карикатуриста (10 лет работы художника Ф. И. Весели в «Северном рабочем») – «Северный рабочий» // «Северный рабочий»
Ф.И. Весели. Против шерсти. Альбом карикатур. Издание газеты "Северный рабочий". Ярославль, 1927; Образы НЭПа [Каталог выставки]/Галерея "Ковчег" - М., 2000.
Сообщение Т.А. Лебедевой, зав.сектором графики Ярославского хужожественного музея; Выставки советского изобразительного искусства : Справочник. Т. 2 : 1933-1940. - М., 1967. - С. 453 (указ.)
Рымашевкий В. О чем поведал рисунок?.. // «Северный рабочий»