Сохранено 2585967 имен
Поддержать проект

Процесс Синявского и Даниэля, или Как начиналась брежневская эпоха

Один из самых громких судебных процессов еще зарождавшейся тогда брежневской эпохи над советскими писателями-диссидентами Андреем Синявским и Юлием Даниэлем длился с осени 1965 года по февраль 1966 года. Вёл процесс председатель Верховного Суда РСФСР Л. Н. Смирнов.

КГБ арестовал Синявского и Даниэля 13 сентября 1965 года, когда стало известно, что они являются авторами рассказов, изданных за границей под псевдонимами Абрам Терц и Николай Аржак. Всё, что было запрещено к публикации в СССР и напечатано на Западе - как тогда говорили, в "тамиздате", - расценивалось властями как порочащее советский государственный и общественный строй.

Преследовали за такое и раньше, но всё же во времена хрущевской оттепели подобные переходы границы дозволенного карались менее строго. Так, Борис Пастернак после публикации на Западе "Доктора Живаго" и присуждения ему Нобелевской премии в 1958 году, хотя и подвергся на родине жесточайшей травле, но тюрьмы избежал.

Синявскому и Даниэлю повезло меньше. Их судили по статье "антисоветская агитация и пропаганда", закрытые слушания длились четыре дня и завершились обвинительным приговором - семь лет колонии строгого режима Синявскому и пять лет - Даниэлю. Подсудимые вину не признали. Процесс вызвал тревогу в интеллигентских кругах в СССР и на Западе, и был воспринят как конец хрущевской оттепели. В печати развернулась интенсивная «разоблачительная» кампания.

Процесс Синявского и Даниэля — судебный процесс против писателей А. Д. Синявского и Ю. М. Даниэля. Длился с осени 1965 года по февраль 1966 года. Вёл процесс председатель Верховного Суда РСФСР Л. Н. Смирнов.

Государственный пиар вызвал не совсем те результаты, на которые рассчитывала власть: не только за рубежом, но и в СССР начались общественные выступления в защиту арестованных писателей. Дело Синявского и Даниэля (как и за два года до этого дело Иосифа Бродского) поначалу вызвало резонанс в литературных кругах, но вскоре вышло за их пределы. В официальные советские инстанции были направлены десятки индивидуальных и коллективных обращений против преследований по политическим мотивам. И совершенно необычным для советских граждан (порядком отвыкших от свободных манифестаций) стал «митинг гласности», состоявшийся 5.12.1965 в самом центре столицы – на Пушкинской площади. Одним из ключевых его лозунгов стало требование соблюдать процессуальные нормы: предстоящий процесс над Синявским и Даниэлем не должен быть тайной и безгласной расправой.

Огромное общественное значение имело достойное поведение подсудимых на процессе. Они не признали себя виновными, более того, Синявский превратил свое последнее слово (так на юридическом языке называется заключительная речь подсудимого перед вынесением приговора) в манифест свободы творчества.

Материалы, связанные с делом писателей (отечественные и зарубежные выступления в их защиту, запись процесса, статьи советской и иностранной прессы), были собраны А.И. Гинзбургом осенью 1966 в документальный сборник, изданный в декабре того же года за рубежом под названием «Белая книга».

Процесс Синявского и Даниэля привёл к консолидации отдельных протодиссидентских компаний и кружков, протестная риторика стала вбирать в себя идеи права, прав и свобод человека. Именно поэтому историки связывают возникновение в СССР общественного движения в защиту прав человека с событиями вокруг дела двух писателей, которые решились рискнуть личной свободой ради свободы творчества.

Дела Синявского и Даниэля, как и еще нескольких диссидентов, были пересмотрены лишь при Михаиле Горбачеве в 1991 году - обвинительные приговоры отменили за отсутствием состава преступления. Даниэль умер в декабре 1988 года и до реабилитации не дожил.

В 1971 году Андрей Синявский, отбыв шесть лет из семи, был освобожден из лагеря. В 1973 году они с женой Марией Розановой эмигрировали во Францию. Юлий Даниэль отсидел свой срок полностью и после освобождения остался в СССР.

Ниже мы публикуем «Белую Книгу по делу А. Синявского и Ю. Даниэля», Посев, Франкфурт на Майне, 1967, факсимильное воспроизведение — самое полное издание стенограммы процесса.