Бессмертный барак
Туполев Андрей Николаевич
Туполев Андрей Николаевич
Дата рождения: 10 ноября 1888г.
Дата смерти:23 декабря 1972г., на 85 году жизни
Социальный статус:
русский и советский авиаконструктор, генерал-полковник-инженер (1968), доктор технических наук. В 1956 году был назначен Генеральным конструктором авиационной промышленности СССР
Образование:
высшее
Место рождения: Пустомазово село, Кимрский район, Тверская область, Россия
Место проживания: Москва, Россия
Место захоронения:Новодевичье кладбище, Москва, Россия
Место заключения:ЦКБ-29 НКВД опытно-конструкторское бюро, шарага, «Туполевская шарага» (ранее размещалось в Болшево, в Москве на ул.Радио, далее в Омске), Россия
Место проживания:Омск, Омская область, Россия
Национальность:
русский
Дата ареста: 21 октября 1937г.
Приговорен:
Военной Коллегией Верховного Суда СССР 28 мая 1940 года по ст.ст. 58-6, 58-7, 58-9 и 58-11, по обвинению в шпионаже в пользу Франции и организации и руководстве "Русской фашистской партией"
Приговор:
15 лет исправительно-трудовых лагерей с поражением в правах на 5 лет
Реабилитирован:
определением Военной коллегии Верховного суда СССР от 9 апреля 1955 года
Книга Памяти:
Раздел: Конструкторы, Авиаконструкторы, Ученые
Поделись историей в:
 Андрей Николаевич Туполев, студент Высшего московского технического училища Туполев Андрей Николаевич. Туполев Андрей Николаевич.

Туполев Андрей Николаевич (1888-1972) – авиаконструктор, основоположник металлического самолетостроения в СССР. Чл.-корр. АН СССР с 1933 до 29 апреля 1938 (исключен Общим собранием). Академик с октября 1953. В момент ареста – главный инженер Главного управления авиационной промышленности. Арестован 21 октября 1937 в Москве, в доме А.А. и Н.Д.Архангельских (Большой Власьевский, 12, кв.2). Сначала находился в лубянской одиночке, оттуда переведен в Бутырскую тюрьму, в камеру № 58. "Нет, меня не били, только подолгу держали на стойке, а ведь мне тяжело, я грузный. Стоишь, а следователь бубнит свое: "Пиши, блядь, кому ты продал чертежи?! Сколько тебе заплатили? Пиши, не стесняйся, твои дружки Архангельский, Сухой, Петляков, Мясищев давно раскололись и продали тебя. Один ты упорствуешь, колись, самому легче будет". Знаешь, такой тупой, ограниченный маньяк, долдонит свое, а я стою, ноги болят, глаза закрываются, спать хочется, стою и думаю: кажется, всю жизнь только и делал, что строил для них самолеты, нет, не для них, для своей страны. Конечно, были просчеты, не все удавалось, но ведь не со зла. <...> стоишь и думаешь: "Прости им, бо не ведают, что творят"". Если Туполев не признается, жену его обещали отправить в лагерь (она тоже сидела в Бутырской тюрьме), а сына и дочь – в детские дома. Туполев "признался". Следствие по его делу закончено в апреле 1938. В феврале 1939 (1938?) привезен в Болшево, в тюрьму, располагавшуюся в бывшей трудкоммуне ОГПУ (эта тюрьма была своего рода сборно-распределительным пунктом для арестованных специалистов перед тем, как направить их по тюремным НИИ и КБ – шарагам). Здесь сложилось ядро будущего ЦКБ-29. "Кого там только не было: корабелы, танкисты, артиллеристы, химики... Так вот, через пару дней меня вызвали к начальству и получил я первое задание – составить список известных мне арестованных специалистов. Откровенно говоря, я был крайне озадачен. Всех арестованных до меня я знал, а после? Не выйдет ли так, что по моему списку посадят еще Бог знает сколько народу? Поразмыслив, я решил переписать всех, кого я знаю, а знал-то я всех. Не может же быть, чтобы пересажали всю авиапромышленность? Такая позиция показалась мне разумной, и я написал список человек на 200. И что же ты думаешь, оказалось, что за редким исключением все они уже за решеткой". После этого Туполев возглавлял одно из трех тюремных КБ в ЦКБ-29 при Заводе опытных конструкций ЦАГИ (ЗОК № 156); тюрьма занимала этаж над ЦКБ, на крыше был оборудован прогулочный дворик – "обезьянник". Освобожден 19 июля 1941. В семье считали: причиной опалы его, продлившейся потом до самой смерти Сталина, была одна его неосторожная фраза, что ареста жены он "им" не простит.

Докладная записка секретаря парткома ЦАГИ Душина в Комиссию партийного контроля при ЦК ВКП(б) о «вредительстве» в ЦАГИ

23 ноября 1937 г.
Секретно.

ЦАГИ на протяжении нескольких лет было в руках врагов народа. Туполев — главный конструктор ЦАГИ. Харламов — начальник ЦАГИ. Бабушкин — бывший секретарь парткома ЦАГИ. Погосский — начальник винтомоторного оборудования. Надашкевич — начальник отдела вооружения. Енгибарьян — начальник оборудования самолетов. Озеров — начальник отдела промышленности. Стоман¹* — зам. начальника летной станции.

Вся эта банда вредителей арестована (за исключением Бабушкина, но он исключен из партии). Ставили своей задачей: а) Поставить развитие авиации Союза в зависимость от иностранной техники (наши образцы не внедрялись в самолет, а иностранное использовалось не так, как нужно), б) Не развивать научную работу по авиации в СССР, в) Не внедрять в опытные самолеты новейшие достижения ученых ЦАГИ (экспериментальный самолет ЦАГИ со скоростью 750 км с 1935 г. все еще не построен), г) Не создавать наиболее современной материальной базы ЦАГИ для развития научной работы (если в 1926 г. ЦАГИ было на первом месте по оборудованию лабораторий, то в 1937 г. стоит на одном из последних мест), д) Проектировать много машин и не давать их на вооружение, е) Не выращивать в ЦАГИ молодые большевистские кадры, ж) Продавать родину капиталистам (шпионаж).

Все вышеуказанные факты неоднократно на протяжении несколько лет в ЦАГИ поднимались рабочими, учеными и рядовыми коммунистами. Но ввиду того, что все это попадало к Харламову, Туполеву и Бабушкину, они как по административной, так и по партийной линии эти факты зажимали и укрепляли свои позиции.

Коммунисты и партийная организация ставили эти вопросы в ЦК ВКП(б) в Отделе науки, но все это дело угодило в руки врага народа Баумана. Ставили эти вопросы в Комиссии советского контроля, и здесь они угодили в руки врага народа Кривина. Бауман и Кривин в отдельности весьма сильно занимались ЦАГИ. Они бывали в ЦАГИ, очень много брали всевозможных материалов. Также к ЦАГИ крепко прикладывал руки Петренко, бывший помощник т. Молотова по военным делам. Чернышев, враг народа, начальник опытного самолетостроения. Тухачевский...²* Словом, ЦАГИ продолжительное время находилось под самым жесточайшим обстрелом врагов, шпионов. Партком и по сегодня утверждает, что еще до сих пор ЦАГИ не удалось окончательно ЦАГИ взять в свои руки³*.

Факты. Заместитель начальника ЦАГИ профессор П. И. Некрасов является прямым сообщником этой банды, удалить его из ЦАГИ вообще и от руководства не удалось. Профессор В. Л. Александров — начальник винтомоторного отдела привел авиацию в такое положение, что у нас нет ни теории по винтам, нет и серий винтов ЦАГИ. Академик Чаплыгин сгруппировал около себя большую группу профессуры, пользуясь поддержкой Харламова, бойкотировали работу молодых ученых и вообще научную работу ЦАГИ. Сейчас пытаются прятать концы, но они находятся в наших руках. Чехалов — начальник Летного отдела был и есть прямой пособник Туполева и Харламова, он помог им расстроить работу летной станции. За его период было 19 аварий. Три из них с человеческими жертвами. 54 человека убито. Нарушал дисциплину летчиков и сорвал научную работу.

Вопросы раменского строительства тоже еще не взяты в наши руки. Правительством были отпущены деньги в 1935 г. и установлены сроки постройки новых лабораторий ЦАГИ в Раменском. Все это дело попало в руки врагов и строительство сорвано. 1) Деньги израсходованы. 2) Лаборатории должны быть пущены: корпус больших гидродинамических труб — декабрь 1936 г., на сегодня сделано 25‑30%. Все остальные лаборатории должны по постановлению правительства выйти в 1937 г. К их строительству еще не приступили. Средств у правительства просили 180 млн. руб., а на самом деле требуется около 500 млн. руб.

Кроме арестованных Туполева и Харламова вместе с ними проводили эту линию: Хайдуков — начальник строительства 1‑го Главного управления; Царевский — бывший начальник ЦАГИ; Кнорре — главный инженер стройки (и сейчас еще работает); Осколков — главный проектант, сейчас снят с работы.

Кроме вышеперечисленных врагов и их сообщников в ЦАГИ еще работает большое количество их пособников. Партком еще принимает все меры к тому, чтобы в самое короткое время окончательно разоблачить всех шпионов, врагов, диверсантов и взять ЦАГИ в свои большевистские руки. Вся работа парткома и парторганизации ЦАГИ проходит в тесном контакте с НКВД. Вопрос о Туполеве, о Харламове, о Надашкевиче, о Енгибарьяне, о Погосском, об Озерове партком ставил с весны этого года вплотную перед главком и НКВД. Весь этот народ арестован.

Также партком резко ставил и ставит вопрос о Хайдукове, Бабушкине, Царевском, Кнорре, Чаплыгине, Александрове, Некрасове, Осколкове, Вольтфе, Чекалове. Партком весьма внимательно относится к каждой личности, вышеизложенные уличены в конкретной вредительской и шпионской работе, вот почему партком считает, что ЦАГИ целиком мы еще не взяли в свои руки. Но это время близко, и все карты у нас в руках.

Секретарь парткома ЦАГИ Душин

Примечания:

¹* Фамилия вписана от руки.

²* Отточие документа.

³* Так в тексте.

ГА РФ. Ф. Р-8418. Оп. 12. Д. 611. Л. 12-14. Заверенная копия.

Препроводительное письмо А.Н. Туполева Н.С. Хрущеву к списку осужденных работников авиаконструкторского бюро. 27 декабря 1954 г.

Уважаемый Никита Сергеевич!

В соответствии с Вашим согласием оказать нам помощь в деле реабилитации, направляю Вам список работников моего конструкторского бюро, репрессированных органами НКВД в 1937–1938 годах и освобожденных досрочно, со снятием судимости, постановлениями Президиума Верховного Совета Союза ССР.

Приложение: список на 9 листах (м[оторное] б[юро] № 4552)77.

А. Туполев

77 Не публикуется.

В список работников Опытно-конструкторского бюро А. Н. Туполева включен 51 работник с указанием года их рождения, занимаемой должности, даты ареста, даты и содержания приговора и даты и формулировки освобождения. В списке, в частности, значатся:

сам главный конструктор и руководитель завода А. Н. Туполев (арестован 21 октября 1937 г.; осужден по ст. 58, пп. 7 и 11 Военной Коллегией Верховного Суда СССР 29 мая 1940 г. к 15 годам; освобожден по постановлению Президиума Верховного Совета СССР от 19 июля 1941 г. прот. № 9, дело 193);

зам. главного конструктора Н. И. Базенков (арестован 7 марта 1938 г.; осужден по ст. 58, пп. 6 и 11 Военной Коллегией Верховного Суда СССР 28 мая 1940 г. к 5 годам; освобожден по постановлению Президиума Верховного Совета СССР от 25 июля 1941 г. прот. № 6, п. 2);

зам. главного конструктора Д. С. Марков (арестован 6 ноября 1938 г.; осужден по ст. 58, пп. 7, 8, 11 и 17 Военной Коллегией Верховного Суда СССР 14 мая 1939 г. к 15 годам; освобожден по постановлению Президиума Верховного Совета СССР от 19 июля 1941 г. прот. № 9, дело 193);

зам. главного конструктора К. В. Минкнер (арестован 10 января 1938 г.; осужден по ст. 58, пп. 7 и 11 Военной Коллегией Верховного Суда СССР 31 мая 1940 г. к 5 годам; освобожден по постановлению Президиума Верховного Совета СССР от 25 июля 1941 г. прот. № 6, п. 15);

зам. главного конструктора Г. А. Озеров (арестован 1 ноября 1937 г.; осужден по ст. 58, пп. 6, 7, 11 Военной Коллегией Верховного Суда СССР 29 мая 1939 г. к 10 годам; освобожден по постановлению Президиума Верховного Совета СССР от 19 июля 1941 г. прот. № 9, дело 193);

зам. главного конструктора А. М. Черемухин (арестован 10 января 1938 г.; осужден по ст. 58, пп. 7, 11 Военной Коллегией Верховного Суда СССР 29 мая 1939 г. к 10 годам; освобожден по постановлению Президиума Верховного Совета СССР от 19 июля 1941 г. прот. № 9, дело 193);

академик-консультант А. И. Некрасов (арестован 10 января 1938 г.; осужден по ст. 58, пп. 6, 7, 11 Военной Коллегией Верховного Суда СССР 29 мая 1940 г. к 15 годам; освобожден по постановлению Президиума Верховного Совета СССР от 18 августа 1943 г. прот. № 14, дело 193);

главный технолог завода С. А. Вигдорчик (арестован 1 июля 1938 г.; осужден по ст. 58, пп. 7, 11 Военной Коллегией Верховного Суда СССР 14 мая 1939 г. к 20 годам; освобожден по постановлению Президиума Верховного Совета СССР от 19 июля 1941 г. прот. № 9, дело 193);

быв. начальник отдела ЦАГИ, ныне зам. главного конструктора завода, академик Б. С. Стечкин (арестован 2 декабря 1937 г.; осужден по ст. 58, пп. 7, 11 Военной Коллегией Верховного Суда СССР 31 мая 1940 г. к 10 годам; освобожден по постановлению Президиума Верховного Совета СССР от 27 февраля 1943 г., дело 687);

быв. начальник бригады ЦАГИ, ныне главный конструктор Министерства авиационной промышленности В. М. Мясищев (арестован 12 января 1938 г.; осужден по ст. 58, пп. 7, 11 Военной Коллегией Верховного Суда СССР 29 мая 1940 г. к 10 годам; освобожден по постановлению Президиума Верховного Совета СССР от 25 июля 1940 г. прот. № 6);

быв. главный конструктор В. М. Петляков (арестован 27 октября 1937 г.; осужден по ст. 58, пп. 7, 11 Военной Коллегией Верховного Суда СССР 29 мая 1940 г. к 10 годам; освобожден по постановлению Президиума Верховного Совета СССР от 25 июля 1940 г., прот. № 6) (АП РФ. Ф. 3. Оп. 24. Д. 440. Л. 60–69). См. также документы № 4 и № 6 раздела IV.

Докладная записка А.Л. Дедова, П.В. Баранова и И.А. Серова Н.С. Хрущеву о реабилитации А.Н. Туполева, В.М. Мясищева, В.М. Петлякова и других. 23 февраля 1955 г.

Секретарю ЦК КПСС товарищу Н. С. Хрущеву

В соответствии с Вашим поручением[4] нами рассмотрены следственные дела на Туполева А. Н. и других крупных специалистов авиационной промышленности, находившихся в заключении.

В ходе ознакомления со следственными делами вызывались для беседы авиаспециалисты, находившиеся под арестом, а также были допрошены: бывший прокурор СССР Панкратьев, бывшие члены Военной Коллегии Верховного Суда СССР Матулевич и Орлов, принимавшие участие в заочном рассмотрении дел на работников авиационной промышленности. Кроме того, проведена проверка обвинений, предъявленных авиаспециалистам во время следствия, и отобраны объяснения от бывших следственных работников НКВД, занимавшихся в тот период расследованием дела на Туполева и других.

В результате установлено.

Туполев и другие видные работники авиационной промышленности были арестованы НКВД СССР в 1937–1938 гг. Конкретных материалов для обвинения в распоряжении НКВД не имелось, и все следствие строилось лишь на показаниях арестованных, оговоривших друг друга.

От Туполева, например, были получены показания, что он из числа сотрудников ЦАГИ создал антисоветскую группу, участники которой в первые годы существования советской власти якобы занимались саботажем, а впоследствии объединились во вражескую организацию и вредительски сконструировали почти все самолеты.

Вскоре после ареста Туполева были также арестованы все ведущие работники ЦАГИ — Мясищев, Петляков, Некрасов и другие. Все эти лица на допросах показали, что они будто бы занимались организованной антисоветской деятельностью.

В последующем большинство специалистов авиационной промышленности отказались от ранее данных показаний, как от вымышленных, и заявили, что они оговорили себя в результате применения запрещенных методов следствия.

В 1938 году все эти лица, не будучи осужденными, были направлены на работу в Особое техническое бюро при НКВД СССР и дела на них без рассмотрения судом были сданы в архив.

С приходом в НКВД Берия, он для того, чтобы создать видимость использования заключенных специалистов для пользы дела, добился обманным путем перед инстанцией осуждения 307 авиаспециалистов заочно на разные сроки, указав, что «рассмотрение этих дел в обычном порядке нецелесообразно, т. к. это оторвет специалистов от их работы и сорвет план работы Особого технического бюро».

Приведя эти явно надуманные и совершенно несостоятельные доводы, Берия вместе с тем лживо утверждал, что вина арестованных специалистов в совершении государственных преступлений якобы доказана, и отмечал, что вызов обвиняемых в судебное заседание ничего не даст, так как они длительное время находились во взаимном общении и договорились о характере показаний, которые следует давать в будущем. Далее в письме Берия просил разрешения на создание специальной комиссии в составе его, Прокурора СССР и председателя Военной Коллегии Верховного Суда СССР, которая заочно определит меру наказания каждому из арестованных специалистов в виде лишения свободы на срок от 5 до 15 лет.

В архиве КГБ имеются также протоколы заседаний указанной комиссии, которыми назначена мера наказания всем арестованным специалистам.

В мае 1940 года Военная Коллегия Верховного Суда заочно рассмотрела дела на арестованных специалистов и всем им определила меры наказания в соответствии с решением этой комиссии.

Таким образом были осуждены все арестованные специалисты, а впоследствии в 1940-44 гг., по ходатайству НКВД, Президиумом Верховного Совета СССР многие из них были освобождены со снятием судимости.

В результате проверки всех следственных материалов по делам на Туполева, Петлякова, Мясищева и других установлено, что они в 1937–1938 гг. были арестованы и привлечены к уголовной ответственности необоснованно, а следственные материалы были сфальсифицированы в результате применению к ним мер физического воздействия.

Проверкой по Министерству авиационной промышленности установлено, что многие сконструированные Туполевым и другими работниками ЦАГИ самолеты, о которых следствие добилось показаний, как о сделанных вредительски, изготовлялись в серийном производстве и в свое время считались первоклассными (ТБ-3, СБ и др.). При этом бомбардировщик СБ получил очень высокую оценку во время боевых действий в Испании.

В связи с изложенным считаем целесообразным поручить Генеральному Прокурору СССР внести в Верховный Суд СССР протесты по делам на Туполева и других специалистов авиационной промышленности об их полной реабилитации[5]. В отношении работников быв. НКВД, допустивших нарушение социалистической законности по этим делам, провести расследование.

А. Дедов П. Баранов И. Серов

* На первом листе записки имеется копия следующей резолюции Н. С. Хрущева от 28 февраля 1955 г.: «Членам Президиума ЦК КПСС. Согласен». — Сост.

4 См. документ № 44 раздела III.

5 См. документ № 6 раздела IV.

Если Вы располагаете дополнительными сведениями о данном человеке, сообщите нам. Мы рады будем дополнить данную страницу. Также Вы можете взять администрирование страницы и помочь нам в общем деле. Заранее спасибо.

Туполев Андрей Николаевич Бессмертный барак

Короткие и порой отрывочные сведения, а также ошибки в тексте - не стоит считать это нашей небрежностью или небрежностью родственников, это даже не акт неуважения к тому или иному лицу, скорее это просьба о помощи. Тема репрессий и количество жертв, а также сопутствующие темы так неохватны, понятно, что те силы и средства, которые у нас есть, не всегда могут отвечать требованиям наших читателей. Поэтому мы обращаемся к вам, если вы видите, что та или иная история требует дополнения, не проходите мимо, поделитесь своими знаниями или источниками, где вы, может быть, видели информацию об этом человеке, либо вы захотите рассказать о ком-то другом. Помните, если вы поделитесь с нами найденной информацией, мы в кратчайшие сроки постараемся дополнить и привести в порядок текст и все материалы сайта. Тысячи наших читателей будут вам благодарны!