Сохранено 2586043 имен
Поддержать проект

Симо Николай Адамович

Симо Николай Адамович
Дата рождения:
6 декабря 1875 г.
Дата смерти:
18 апреля 1931 г., на 56 году жизни
Социальный статус:
протоиерей русской православной церкви Петербургской епархии Московского патриархата
Образование:
высшее
Место рождения:
Курессааре (ранее Аренсбург, Кингисепп), Эстонская Республика (Эстония)
Место проживания:
Ленинградская область, Россия (ранее РСФСР)
Место захоронения:
Ленинградская область, Россия (ранее РСФСР)
Дата ареста:
14 октября 1930 г.
Приговорен:
17 ноября 1930 года было предъявлено обвинение по ст. 58-10,11 УК
Приговор:
к высшей мере наказания — расстрел
Источник данных:
УФСБ по Санкт-Петербургу от 9 октября 2000 года за № 10/2-1896 н/с
Раздел: Духовенство
Фотокартотека
Симо Николай Адамович Собор св. Андрея Первозванного [Кронштадт], Санкт-Петербург. Настоятель (в 1923-30 гг.) протоиерей Николай СИМО, а до него в течении 53 лет настоятелем был Великий Молитвенник Земли Русской святой праведный отец Иоанн Кронштадтский. Протоирей Николай СИМО.
От родных

СИМО НИКОЛАЙ АДАМОВИЧ

Николай Адамович Симо (1875 - 1931), протоиерей, священномученик.

Память 5 ноября, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, Соборе новомучеников и исповедников Соловецких

Родился 6 декабря 1875 года в городе Аренсбурге (ныне г. Курессааре) Эстляндской губернии в семье священника.

В 1887 г. Николай окончил немецкую гимназию в г. Юрьеве (ныне г. Тарту)

в 1888 году отец Адам Симо был назначен в эстонский приход, открывшийся при Андреевском соборе в Кронштадте.

В 1887 году Николай поступил в Рижское духовное училище, окончив которое в 1891 году по первому разряду, продолжил образование в Рижской духовной семинарии; в 1894 году отец перевел его в Санкт-Петербургскую духовную семинарию.

Окончив семинарию в 1897 году, Николай обвенчался с девицей Лидией, дочерью священника Павла Панова.

23 ноября 1897 года был рукоположен во священника к Андреевскому собору в Кронштадте на место отца, переведенного в это время служить в эстонский приход при гатчинском Павловском соборе.

В штате собора о. Николай не состоял, а служил приписным священником, что являлось для него немалым испытанием и настоящей школой смирения. Дело в том, что, будучи приписным священником, да еще эстонской национальности, он находился в Андреевском соборе на положении бесправного клирика и претерпевал различные и постоянные унижения от своих собратий. Полноправное, штатное духовенство относилось к нему высокомерно, иногда даже презрительно, называя "чухной". Служить давали только по воскресным дням, час с небольшим, между ранней и поздней литургией. Во время службы обыкновенно подметали собор, приготавливая его к поздней литургии, не обращая внимания на эстонскую службу. Никому не отказывавший, о.Николай днем и ночью ходил по квартирам кронштадтских верующих, выполняя те или иные требы, что вызывало недовольство других членов причта. Нелегко было служить и все время испытывать недоброжелательство "собратий", которые были недовольны тем, что к их церкви был приписан бедный эстонский приход.

Неблагоприятные обстоятельства, в которых оказался священник со своей эстонской паствой, привели его к мысли о необходимости постройки отдельной церкви для живших в Кронштадте православных эстонцев, а их там было в то время около восьмисот человек. Шансов на успех у малоимущего и бесправного прихода не было никаких, но молодой пастырь имел необходимую для этого дела веру, дерзновенность, настойчивость и рассудительность.

В 1902 году владельцы здания бывшей англиканской церкви решили продать его вместе с садом и домом, но с условием, чтобы оно использовалось под храм, и для исполнившего это условие делалась уступка в цене. Кронштадтский купец и благотворитель Николай Андреевич Туркин решил купить это здание для православного эстонского прихода. Духовенство Андреевского собора оказало энергичное противодействие этому предприятию, выказав незаинтересованность в появлении в непосредственной близости от собора второго храма, и обратилось за поддержкой к отцу Иоанну Кронштадтскому, но тот не поддержал своекорыстных соборян, и 4 июля 1902 года здание было продано купцу Николаю Туркину, и 7 июля того же года он передал его эстонскому приходу.

1 декабря 1902 года отец Иоанн Кронштадтский освятил храм в честь Воздвижения Креста Господня. Литургию после освящения отец Иоанн служил в сослужении девяти священников и пяти диаконов, богослужение совершалось на русском и эстонском языках.

Став настоятелем Крестовоздвиженского храма, отец Николай целиком посвятил себя служению пастве и по примеру отца Иоанна Кронштадтского стал совершать богослужения ежедневно, что не понравилось духовенству Андреевского собора, и оно пожаловалось на это кронштадтскому пастырю. И отец Иоанн спросил как-то отца Николая, правда ли, что он совершает богослужения ежедневно. Услышав, что это правда, отец Иоанн пожелал, чтобы священник и дальше также ревновал о службе Божией.

Кроме богослужений, отец Николай преподавал Закон Божий в Кронштадтской школе при таможне, в эстонской церковноприходской школе, будучи одновременно ее руководителем, а также он был руководителем Кронштадтского отделения Александро-Невского Общества трезвости и членом комитета кронштадтского Попечительства о народной трезвости.

В 1910 году скончалась супруга священника, и на его попечении осталось трое детей от трех до семи лет.

Отец Николай шел путем ревнителя Православия, и его служение стало со временем вызывать все большее уважение кронштадтских прихожан, и уже не только эстонцев, но и русских.

В 1917 году скончался один из священников Андреевского собора, и возникла необходимость заместить вакантное место. В это время стало практиковаться, по примеру древности, назначение священников по избранию прихожан с последующим подтверждением выбора епархиальным архиереем. Для избрания были предложены кандидатуры трех священников. В голосовании участвовало 385 прихожан, за кандидатуру отца Николая проголосовало 317 прихожан.

«Священник Николай Симо известен в Кронштадте как добрый и скромный пастырь, и результат голосования показал, что симпатии прихожан Андреевского собора на его стороне» , – писал о нем благочинный, протоиерей Григорий Поспелов.

13 декабря 1917 года о. Николай назначен священником Андреевского собора.

В 1919 году был возведен в сан протоиерея.

В марте 1921 года был арестован по подозрению в участии в Кронштадтском восстании, но через две недели освобожден, за невозможностью найти в его деятельности состава преступления.

В 1923 году, в связи со смертью настоятеля, о. Николай был назначен настоятелем Андреевского собора.

При попытке захвата церковной власти обновленцами, протоиерей Николай показал себя активным противником этого движения. В то время было устроено заседание двадцатки Андреевского собора, посвященное обновленческому движению. Выступивший на нем отец Николай заявил, что обновленческое течение, равно как и живоцерковники, является еретическим, и показал это на примере введения в обновленческих группах новых правил, нарушающих церковные каноны, как например двубрачие духовенства. Когда из Петрограда приехал представитель обновленцев с предложением устроить общее собрание двадцаток и духовенства всех кронштадтских приходов, протоиерей Николай и духовенство Андреевского собора заявили, что на собрание, устраиваемое священником-живоцерковником, они не пойдут. На вопрос настоятеля Владимирской церкви, как относиться к устраиваемому обновленцем собранию, протоиерей Николай ответил, что священники Андреевского собора за обновленцами не пойдут, на что тот заметил, что в этом случае их могут арестовать гражданские власти. «И пусть арестовывают, у меня котомки уже готовы», – сказал отец Николай.

13 или 14 октября (праздник Покрова) 1930 года прот. Николай был арестован. По делу было привлечено шестьдесят четыре человека, почитателей отца Иоанна Кронштадтского и ревнителей монархии, с центром в Андреевском соборе, который, по мнению властей, стал центром контрреволюционной деятельности духовенства. Протоиерей Николай не стал давать сведений, интересующих ОГПУ, но следователи продолжали настаивать, и в конце концов священник заявил: «Отказываюсь от всяких дальнейших показаний…»

В то время, когда отец Николай уже находился под следствием, ОГПУ стало арестовывать тех, кто был не согласен с декларацией митрополита Сергия (Страгородского), кто усмотрел в ней недостойное Предстоятеля Церкви лицемерие; для простоты действий следствие объединило их во «всесоюзную контрреволюционную организацию “истинно-православные”». Одно из таких следственных дел было создано Ленинградским ОГПУ. 14 февраля 1931 года к этому делу были присоединены дела протоиерея Николая Симо и некоторых других священников и мирян Кронштадта. Протоиерей Николай не изменил своей позиции во время нового следствия и отказался давать какие бы то ни было сведения сотрудникам ОГПУ.

Из обвинительного заключения:

Руководителями… центра являлись крайне монархические элементы, в прошлом ближайшие сподвижники самого Иоанна Кронштадтского, люди, которые путем открытой пропаганды вели бешеную антисоветскую агитацию с целью подрыва и свержения советской власти… Во главе этой организации стоял священник Андреевского собора Николай Симо, который при жизни Иоанна Кронштадтского вел монархическую погромную работу""Симо обвиняется в том, что, будучи ближайшим сподвижником о.Иоанна Кронштадтского и руководителем "иоаннитов", привлекал к себе фанатичные, изуверские, черносотенные элементы и через них вел борьбу с Соввластью, противодействуя всем советским начинаниям. Прикрывая свою контрреволюционную деятельность толкованиями из книг Священного Писания о близком пришествии антихриста и скорой гибели мира, вел работу в духе контрреволюционной организации "истинно-православные"

15 февраля 1931 года Коллегие ОГПУ о. Николай был приговорен к 10 годам "исправительно-трудовых лагерей" и отправлен в Соловецкий лагерь особого назначения.

16 марта был арестован в лагере сразу после прибытия и этапирован в Ленинград.

13 апреля 1931 года был приговорен к расстрелу Коллегией ОГПУ по обвинению в "контрреволюционной деятельности".

Расстрелян 18 апреля 1931 года в Ленинграде, погребен в безвестной могиле.

Литература

  • Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. Выпуск 24. Свящ. Владислав Кумыш. Священномученик Николай Симо, пресвитер Кронштадтский. С. 123-130.
  • Иеромонах Нестор (Кумыш). Новомученики Санкт-Петербургской епархии. СПб., 2003. С.127-144.
  • УФСБ России по Санкт-Петербургу и Ленинградской обл. Д. П-77463.
  • Определение Священного Синода от 22 февраля 2001 года// ЖМП. 2001. N 3.
  • Синодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно-церковнослужителей и мирян Санкт-Петербургской епархии: ХХ столетие. 2-е издание дополненное. СПб., 2002. 280с. С.13.
  • Санкт-Петербургский мартиролог. СПб.: Изд-во "Миръ", "Общество святителя Василия Великого", 2002. 416с. С.13.
  • Шкаровский М.В. Иосифлянство: течение в Русской Православной Церкви. СПб.: НИЦ "Мемориал", 1999. С.164,319.
  • Осипова И.И. "Сквозь огнь мучений и воды слез...": Гонения на Истинно-Православную Церковь: По материалам следственных и лагерных дел заключенных. М.: Серебряные нити, 1998. С.56,325.

Использованные материалы

  • «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Составленные игуменом Дамаскиным (Орловским). Апрель». Тверь. 2006. С. 41-46
  • БД ПСТГУ "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века".

 

Дополнительная информация

Священномученик Николай Симо, пресвитер Кронштадтский

(память 5 апреля по старому стилю)

Священномученик Николай Симо родился 6 декабря 1875 года в г. Аренсбурге Эстляндской губернии в семье священника Адама Симо. Отец его учился в церковно-приходской школе и, как способный ученик, был отдан в Рижское Духовное училище и затем в Рижскую Духовную семинарию, где учился на казенный счет. По окончании семинарии Адам Симо, женившись на дочери аренсбургского священника Ольге Яковлевне Бойковой, был определен в 1869 году священником на остров Эзель в Андреевскую церковь Пига-Вольдеского прихода. Приход был беден. В скудости и тесноте приходилось жить о. Адаму, а ведь к 1880 году в его семье было три сына - десятилетний Павел, восьмилетний Петр и пятилетний Николай, будущий священномученик.

В 1880 году о. Адам Симо с острова Эзель был переведен на материк, а затем, в 1888 году - в Кронштадт, в новооткрывшийся эстонский приход. Впоследствии он служил в латышском приходе, который находился при храме Скорбященской иконы Божией Матери, располагавшемся над воротами Александро-Невской лавры.

В 1887 году его сын, Николай Симо, окончил немецкую гимназию в г. Юрьеве. В этом же году поступил в Рижское Духовное училище, по окончании которого стал воспитанником Рижской Духовной семинарии. В 1894 году отец переводит сына в Санкт-Петербургскую семинарию, и в 1897 году Николай Симо ее заканчивает по второму разряду. В этом же году он вступает в брак с дочерью эзельского священника Лидией Павловной Пановой (1876-1910). После этого Николай Симо получает назначение на священническое место своего отца - в Кронштадт, в Андреевский собор, т.к. его отец, священник Адам Симо, 2 августа 1897 года был переведен на новооткрывшееся место эстонского священника при Гатчинском Павловском соборе. 21 ноября 1897 года состоялась его диаконская хиротония в Исаакиевском кафедральном соборе. А через два дня, 23 ноября, в том же соборе, диакон Николай Симо был рукоположен Феогностом, архиепископом Старорусским и Новгородским, во пресвитера и отбыл на место своего назначения, в Кронштадт, в Андреевский собор, в котором прослужил до 1902 года.

Через некоторое время после назначения о. Николай начинает хлопоты по постройке в Кронштадте отдельного храма для эстонского прихода.

Вскоре дело с постройкой церкви приняло такой оборот, которого никак не мог ожидать ревностный эстонский священник, окормлявший православную эстонскую общину в Кронштадте. Господь Бог, "с вышних призираяй" и "убогия приемляй", видя усердные старания Своего пастыря и бедственное положение эстонцев, послал свыше Свою божественную помощь. "В Кронштадте, на углу Андреевской улицы и Александровского бульвара продается бывшая английская церковь, каменная, прочная. Рядом с церковью большой сад с трехъярусным домом - тоже. Церковь продается с тем непременным условием, чтобы она осталась церковью, и поэтому с громадной уступкой: спрашивают за нее 9 тысяч. Николай Андреевич Туркин (купец, известный кронштадтский благотворитель - прим. авт.) ухватился за мысль купить ее нам, на что я выразил свое полнейшее согласие. "Сначала, - говорит, - куплю церковь, а потом и дом, в котором можно устроить и школу, и помещение для причта и учителя". И, получив благословение о. Иоанна, Туркин начал действовать", - сообщал о. Николай своему благочинному об этом внезапном подарке судьбы.

Настойчивость и упорство, с каким о. Николай вел дело по покупке здания Англиканской церкви, во многом определили его успех: 4 июля 1902 года Кронштадтский потомственный почетный гражданин Н.А.Туркин купил здание англиканской церкви, и 8 июля того же года пожертвовал ее Кронштадтскому эстонскому обществу. (Это общество насчитывало около 800 эстонцев, преимущественно бедных тружеников). А 1 декабря 1902 года произошло знаменательное событие в жизни маленького эстонского прихода: в этот день св. праведный Иоанн Кронштадтский совершил иерейским чином освящение бывшей англиканской церкви, переданной православной общине эстонцев г. Кронштадта и названной в честь Воздвижения Креста Господня.

Из храма приглашенные на торжество направились в зал городской управы, где был сервирован обед на 250 персон, устроенный радушным Н.А.Туркиным. На обеде благочинный православных эстонских храмов Петербургской епархии о. П.П.Кульбуш, в частности, сказал: "Мы празднуем сегодня торжество победы доброго русского сердца, благодаря коему кронштадтский эстонский приход отныне имеет свой храм и твердой ногой пойдет по пути дальнейшего внутреннего преуспеяния и роста. Рука исконно-русских людей, преданных святой православной вере, протянула ныне свою помощь бедным православным эстонцам, первые из коих узнали в Лифляндии свет Православия лет 60 тому назад. Господа! Дело это принципиально важное. В Петербургской епархии такой подвиг любви на пользу покинутой доселе православной эстонской братии, покинутой сравнительно с отлично повсюду устроившимися эстонцами-лютеранами, мы видим впервые. Хвала и благодарение тем, кто это сделали. Поднимаю бокал за любвеобильный русский народ и от души желаю, чтобы всякий эстонец всем сердцем искренне усвоил себе то, чем жив каждый русский человек".

После дел, требовавших немалых хлопот, как-то: обустройство храма, открытие школы и пр., о. Николай посвятил себя всецело служению у престола Божия. Какое-то время он совершал богослужения каждый день, что по тем временам было явлением редким и исключительным. Вероятно, в этом он последовал примеру всероссийского пастыря св. прав. Иоанна Кронштадтского, храм которого находился в непосредственной близости к Крестовоздвиженской эстонской церкви. Молитвенная жизнь и необыкновенное боголюбие этого светильника веры невольно заражали и вызывали глубокий отклик в душе иерея Николая, ставшего священнослужителем по зову сердца, а не только в силу преемственности или из соображений материальных выгод.

Не только храм Божий и людей, близких по духу, любил о. Николай ровной, не показной и бескорыстной любовью. Он умел как-то спокойно смотреть даже на тех, кто причинял ему неприятности и неудобства, не теряя при этом невозмутимости духа и христианской к ним расположенности. В нем не было порывистости, вспыльчивости. Он был чужд той мелочной себялюбивости, которая заставляет человека болезненно нервничать при любых посягательствах на свое "я".

Помимо приходской деятельности о. Николай, как и все священники того времени, много трудился на поприще религиозного просвещения. Так, с 1900 года он состоял законоучителем Кронштадтской школы при таможне, а также преподавал Закон Божий в городской эстонской церковно-приходской школе, являясь одновременно ее руководителем. Прилагал усилия эстонский пастырь и в борьбе с распространенным в России и губительным пороком пьянства. В 1907 году он был назначен членом комитета Кронштадтского Попечительства о народной трезвости, а двумя годами раньше стал руководителем Кронштадтского отделения Александро-Невского общества трезвости. Во внимание к понесенным трудам на благо отечества о. Николай 6 мая 1915 года был представлен к ордену св. Анны 3 степени.

В 1910 году семью Симо постигло большое горе - после продолжительной болезни скончалась матушка о. Николая Лидия Павловна. На руках у 35-летнего вдовца-священника осталось трое детей: семилетний сын Николай и две дочери, старшая Елена (ей исполнилось 5 лет) и младшая трехгодовалая Мария. Отец Николай остался без помощницы с тремя малолетними осиротевшими детьми. Крест пастырского служения, требующий от человека подвига жертвенной любви, стал для него еще тяжелее. Нелегкое будущее ожидало о. Николая впереди. Скорбь об утрате любимого человека, забота о детях, одиночество, - и все это при неустанных заботах о пастве.

Однако трудности многомятежной жизни не только не сломили души о. Николая, но и укрепили дух этого ревностного служителя Церкви Христовой. В 1917 году на общем собрании прихожан он был избран третьим священником Андреевского Кронштадтского собора. Этот шаг был продиктован, вероятно, сложностями революционного времени. Верующие люди собора давно обратили внимание на трудолюбивого и скромного эстонского пастыря, и, когда возникла необходимость, пожелали видеть его своим духовным отцом. В 1919 году он был возведен в сан протоиерея. А когда в 1923 году собор остался без настоятеля, то правящий архиерей назначил протоиерея Николая Симо настоятелем знаменитого храма, в котором некогда служил великий российский праведник св. Иоанн Кронштадтский. Тогда же эстонский пастырь был назначен благочинным всех храмов Кронштадта.

Это назначение во многом и определило его мученическую кончину. Дело в том, что новые властители лютой ненавистью ненавидели св. праведного Иоанна Кронштадтского - их грозного обличителя, - а храм, где он прослужил более полувека, считали центром черносотенной пропаганды и оплотом антисоветской монархической агитации. В резолютивной части обвинения дела № П-77463 обвиняемый протоиерей Николай Симо назван ближайшим сподвижником о. Иоанна. Отец Николай не желал прятать ту правду, которая послужила причиной его земных страданий и последующей небесной славы. Оказаться в числе сподвижников великого человека двадцатого столетия он посчитал редчайшей честью, а не обвинительным приговором.

Первоначальный арест последовал в марте 1921 г. Тогда о. Николай был взят по подозрению в участии в Кронштадтском мятеже. Однако через две недели его выпустили ввиду отсутствия состава преступления. Вторично он был арестован 14 октября 1930 года, на праздник Покрова Пресвятой Богородицы.

Все сфабрикованные обвинения были фальшивками, необходимыми для расправы с "врагами революции". Историк М.В.Шкаровский отмечал, что с рубежа 1928-1929 гг. "произошло существенное изменение всего курса политики по отношению к религиозным организациям в СССР. Период относительно спокойных контактов с ними сменился длительной полосой крайне воинственного, нетерпимого отношения к Церкви. Это было связано с принятием общего курса руководящей группы ЦК ВКП(б) во главе со Сталиным на свертывание нэпа, насильственную коллективизацию, обострение классовых отношений в городе и деревне и т.д." Под этот "курс" и составлялись дела, привлекались свидетели. Дававшие "нужные" показания, штамповались "враги народа", подлежавшие уничтожению или ссылке. Никаких политических действий не было в пастырской деятельности отца Николая. Более того, он призывал относиться к происшедшему перевороту и существующей власти по-христиански. Он считал своим пастырским долгом предостерегать, вразумлять, объяснять смысл происходящего и духовно поддерживать своих чад, чем бы впоследствии ни обернулось для него это исполнение пастырских обязанностей.

Отец Николай держал себя на допросах твердо и непреклонно: виновным себя ни в чем не признавал и категорически отвергал политическую связь с какими бы то ни было лицами, арестованными по этому делу. Резолютивная часть обвинительного заключения гласила: "Симо обвиняется в том, что, будучи ближайшим сподвижником о. Иоанна Кронштадтского и руководителем "иоаннитов", привлекал к себе фанатичные, изуверские, черносотенные элементы и через них вел борьбу с сов. властью, противодействуя всем советским начинаниям. Прикрывая свою контрреволюционную деятельность толкованиями из книг Священного Писания о близком пришествии антихриста и скорой гибели мира, вел работу в духе установок контрреволюционной организации "истинно-православные". 13 апреля 1931 года выездной сессией коллегии ОГПУ протоиерей Симо Николай Адамович был приговорен к высшей мере наказания - расстрелу.

Согласно документу УФСБ по Санкт-Петербургу от 9 октября 2000 года за № 10/2-1896 н/с, 18 апреля 1931 года этот приговор, увенчавший эстонского протоиерея славой мученика Церкви Христовой, был приведен в исполнение.

По статье священника В. Кумыша.

Короткие и порой отрывочные сведения, а также ошибки в тексте - не стоит считать это нашей небрежностью или небрежностью родственников, это даже не акт неуважения к тому или иному лицу, скорее это просьба о помощи. Тема репрессий и количество жертв, а также сопутствующие темы так неохватны, понятно, что те силы и средства, которые у нас есть, не всегда могут отвечать требованиям наших читателей. Поэтому мы обращаемся к вам, если вы видите, что та или иная история требует дополнения, не проходите мимо, поделитесь своими знаниями или источниками, где вы, может быть, видели информацию об этом человеке, либо вы захотите рассказать о ком-то другом. Помните, если вы поделитесь с нами найденной информацией, мы в кратчайшие сроки постараемся дополнить и привести в порядок текст и все материалы сайта. Тысячи наших читателей будут вам благодарны!