
Шамраев Сергей Степанович

- Фотокартотека
- От родных
- Дополнительная информация
Нарымская ссылка моего деда
Больше 80 лет минуло со страшной поры репрессий, сердце все равно кровоточит при одном воспоминании о том, что пришлось пережить нашим дедам и прадедам…
И чтобы такого больше не повторилось, в назидание и в память мой рассказ. Дед мой Сергей Степанович Шамраев был военфельдшером, а в 1914 году он демобилизовался и уехал в большое степное село Омской области. В те времена, в отличие от нынешних, труд медиков ценился довольно высоко и жалование царское он получал хорошее: больше 40 рублей, (для сравнения: корова стоила от 8 до 11). Но началась революция, следом Гражданская война, а за ней разруха, распределение по карточкам, и былое благополучие ушло. Семья разрасталась: в 1922 году с родины, с Кубани, где в то время лютовал голод, сбежал к сыну в Сибирь его пожилой отец с супругой. А еще через пару лет, овдовев, приехала и мать жены, моя прабабушка. Так и жили: двое работающих родителей, трое стариков, да пятеро детей. Дед был предан своей профессии до фанатизма и был медиком от бога: умел все: и зубы лечить, и гипс наложить, и роды принять, и сделать небольшую операцию. Вечерами вся его большая семья помогла отцу, как фармацевту: он отвешивал на крошечных весах порошки, отсыпал их на аккуратно разрезанную бумагу, а дети закручивали пакетики. Делал настойку йода, валерьянку, сложные порошки и пр. А.главное, был дед прекрасным диагностом: даже врачи из соседнего райцентра, а то из Омска нередко, дожидались когда приедет Сергей Степанович с отчетом и посмотрит их трудных больных. Да и сами они порой лечились у него, потому что знали: диагноз лучше Шамраева никто не поставит. Дед не был простым фельдшером: он окончил фельдшерскую школу, основанную ближайшими соратниками и учениками самого Пирогова, которая славилась на всю Россию, и потому к ним нередко приезжали с курсом лекций ведущие доктора из самого Питера, а потом он имел превосходную практику, работая несколько лет в военных госпиталях и лазаретах Владикавказа. Да и моя бабушка, супруга Сергея Степановича, закончила курсы акушерок и помогала мужу в его трудах, принимая роды у деревенских женщин. Причем, зарплаты она не получала: не было такой единицы в штате сельской амбулатории, которой заведовал дед. Сможет кто отблагодарить за труды десятком яиц, кусочком маслица или сала, то и хорошо, не сможет, и ладно. Когда началась коллективизация, Сергей Степанович сдал в колхоз собственный дом, где была амбулатория, овечек, кур, и даже своего единственного коня, без которого ему стало крайне трудно посещать больных в соседних деревнях. Занятый день и ночь своими больными, дед был вынужден приглашать людей для помощи: на сенокос, на уборку картошки, на молотьбу. Потому что в его большой семье не было работников: малые дети да старики.
Когда был дан старт компании на раскулачивание, то мой дед был отнесен к числу кулаков. Вот выписка из справки исторического архива Омской области:
На основании постановления общего собрания членов сельхозартели «Красная Сибирь» Новоцарицинского сельского совета Борисовского района от 11. 05.1931 года хозяйство Шамраева Сергея Степановича отнесено к явно - кулацким «как эксплуатировавшим наёмный труд и за счет его расширивших свое хозяйство»! С позиций сегодняшнего дня не укладывается в голове, как могли односельчане отправить в ссылку своего единственного доктора и свою акушерку, людей, которые лечили их 16 лет! Чего тут было больше: строгой разнарядки органов НКВД или элементарной зависти: Мой дед, украинец родом, тосковал в степном селе по садам и насадил вокруг своей усадьбы тополя да черемухи, а возле дома - вишни и яблоньки. В хорошую погоду семейство садилось за стол у себя в ограде в тени деревьев, что вызывало лютую зависть: «Ишь, баре, у садку чаи распивают!» . «Райпятерка»-была и такая наспех сколоченная форма репрессивного аппарата - также вынесла свое Постановление и
деда признали кулаком и конфисковали у этого, разоренного коллективизацией « богатея»: « пшеницы – 80 кг ( 5 руб.), муки – 168 кг (11 руб.55 коп.), гардероб старый-1 (3 руб.), комод- 1(2 руб.), стулья- 5 (1 руб.50 коп.), стол -1( 1 рубль 50 коп), кадушка -2 (2 руб.), картофель- 400 кг (2 руб.05 коп), корова-1 (25 руб.), телка -1(5 руб.), сепаратор старый- 1 (10 руб.), подушки- 2 (2 руб. ), шуба- 1 (10 руб.), кровать железная- 1 (3 руб.)».
И послали в Нарымскую ссылку, погрузив на баржи «Шамраева Сергея Степановича, жену Александру-38 лет, дочь Веру Сергеевну-15 лет ( студентка Омск), дочь Таисию Сергеевну- 12 лет, дочь Еликамиду – 11 лет, дочь Надежду- 9 лет, сына Виктора -1 год.» При этом, «согласно описи на выделенный натуральный фонд на каждое отдельно высылаемое хозяйство, Шамраеву Сергею Степановичу совместно с хозяйством также выселяемого односельчанина Витебского Ивана Алексеевича, был выделен сельхозинвентарь: скат колес или телег, топоров -1 шт. (50коп), кирок-мотыг- 1 шт. (50 коп), муки -72 кг (9 руб.), соли- 3,6 кг (20 коп)».Вот с какими орудиями труда ему предстояло осваивать вековую тайгу
Деду повезло: спасла профессия. Когда спецпереселенцев стали выгружать под открытое, сыпавшее ранним снегом небо Нарыма, к нему прибежали за помощью: разболелась жена коменданта. Так он оказался востребованным в профессии и потому определили его семейство деда в утлый домишко, назначили фельдшером и даже положили жалование.
Потом еще много раз перебрасывали из поселка в поселок, где лютовали коменданты Сиблага, но удивительная доброта и врачебный талант деда помогали ему выживать. Мама моя, старшая дочь в семье Шамраевых, в период высылки училась в Омске. Но закончить образование ей не удалось: она же была дочерью «чуждого классового элемента», пораженца в правах. И директор медтехникума, человек безусловно порядочный, посоветовал ей самой подать заявление на отчисление, пока не дознались органы, которые потребовали бы выгнать ее с «волчьим билетом», то есть с записью в документах ¬- клеймом на всю жизнь .Он оформил ей справку об окончании 2 курсов техникума, что давало ей право на работу медсестры. И поехала моя юная, 16- летняя мама конечно же, к папе и маме, в Нарым. Но определили ее на работу «по соседству» от родителей, всего-то в 200 км вниз по Оби…
К морозам не успели отстроиться. Не хватало было ни пил, ни топоров. Спецпереселенцы- или «кулаки» жили в землянках, в наспех поставлены бараках. По 20-30, по 100 семей. Вот что вспоминает моя мама: «стены глиной обмазывали, спали на нарах. Перегородки –тряпки, рядно. Дикий голод был, полное отсутствие витаминов. При этом- тяжелая работа на лесоповале, на пихтовом заводе. Был даже случай людоедства. Люди умирали повально. Все цингой болели. Это очень тяжелая болезнь, когда чернело тело, распухали суставы, а зубы выпадали как костяшки домино, один за другим. Но весной выросла колба(черемша). Она-то и спасла выживших. Самых тяжелых больных в телегу накладывали и везли на поле, где растет колба. Они ползали по нему, и как звери рвали колбу ртом, потому что руки не слушались . Их оставляли там ночевать. Назавтра люди уже начинали двигать руками, садиться, а через несколько дней передвигаться и добираться до дому на своих ногах! Настолько сильное это лекарство. Природа лечила:
ведь лекарств в Сиблаге было мало. Нищета, не то что папина амбулатория в Новоцарицино, которая была оснащена по царским столыпинским указам. Следом за цингой пришел брюшной тиф, потом сыпной. И опять смерти, смерти. Молодые здоровые мужики и бабы, детишки, умирали один за другим.
Но прошло время, кто уцелел, тот отстроился, завел огороды, пашни, кур, а то и коровенок». Ведь в ссылку пошли самые работящие и самые деятельные и предприимчивые люди. Однако, на этом испытания не закончивались. Самое тяжелое- быть человеком второго сорта, лишенцем, пораженным в гражданских правах.
В 1934 году моя мама вышла замуж за директора школы- человека свободного, или как говорили тогда, вольнонаемного. И досталось же тут моему отцу за то, что женился на кулачке! Его клеймили позором за то, что связался с чуждым элементом. Несколько раз в комендатуре созывалось комсомольское собрание по персональному делу моего отца, где от него требовали отказаться от жены -кулачки, не бросать тень на чистоту комсомольских рядов. Последнее собрание ставило вопрос ребром: или ты расходишься ,или исключаем тебя из комсомола. Это означало автоматическое лишение работы по воспитанию подрастающего поколения. И тогда отец сказал, что его жена прервала связь с родителями - кулаками. До самой смерти своей мама с горечью вспоминала случай, как тешились ОГПУшники, когда молодая семейная пара отправилась в отпуск. Их пароходик плыл мимо родительского села. Отец с матерью стояли на берегу, ожидая дочь, а она все не выходила из своей каюты. Зато высыпали из своих кают комендатурские служаки, наблюдая за событиями. Все эти мерзавцы лечились у деда, их жены рожали у бабушки, они лицемерно пожимали докторам руки, разговаривали о том, о сем, и смотрели, а не выйдет кулацкая дочка к родителям? Им вовсе не была нужна скромная медсестра, им важно было прижать моего отца, очень авторитетного в округе человека, прижать через самое дорогое - через семью, через любовь. А мой отец не взирая ни на что сошел на берег, на глазах у этих негодяев поздоровался с родителями жены, и объяснил вполголоса, почему Вера не выйдет. Бабушка тихо плакала на берегу, в каюте тихо плакала моя мама. Когда пароходик дал гудок, и комендатура ушла обедать, мама вышла и помахала отдалившимся фигурам родителей рукой…
В конце 1941 года деда моего ждало новое испытание: его, спасшего тысячи жизней, обвинили во вредительстве в период эпидемии кори и отправили в тюрьму. Я все думаю: в какие игры играли эти гнусные люди, что за радость находили в несчастье других? Уже гремела война, уже немцы стояли под Москвой, страна вся была нацелена на борьбу с врагом, а эти сидели в глубоком тылу и стряпали дела. Бабушка не пережила этого испытания. Она умерла в феврале 1942 года, оставив сиротой 13-летнего сына. Ей едва исполнилось 50 лет… Когда дед вернулся из тюрьмы, его ожидала и эта горькая новость, и эта безмерная утрата…Ведь все эти трудные годы они жили поддержкой друг друга. Дед не на долго пережил бабушку - он умер 5 лет спустя от воспаления легких, в возрасте 63 лет. Умер на подводе по пути в больницу, до которой в лютый мороз надо было добираться многие десятки верст. Ему, помогавшему всем,, некому было помочь…
Совсем недавно я побывала в Новоцарицино, в том самом селе, где трудился дед и откуда он был сослан в Сибирь. Я ходила по широким улицам, нашла усадьбу, где когда-то стояла сельская амбулатория, и где жила моя семья, поклонилась этой земле и взяла ее горстку, чтобы принести на мамину могилу. А потом две замечательные женщины - директор школы и директор школьного музея повели меня к бодрому, перешагнувшему 90-летний рубеж старожилу, Илье Ефимовиче Белоусову.
-Вот, знакомьтесь, это внучка одного нашего доктора, который когда-то тут работал.
Илья Ефимович сразу резко вскинулся и даже грубовато ответил: «Какого такого доктора? Тут был один доктор -Шамраев! А после него никто рядом не стоял! Я у него еще пацаном дважды лечился. Вот это был человек! Хоть у кого спросите!» Я благодарно обнялась с ним, как с родным за память о деде, за добрые слова о нем.
После смерти родителей в Нарыме еще долго жили младшие дети Шамраевых. Потом все разъехались, и в Томской области осталась работать учительницей лишь одна из дочерей - Таисия. Она была награждена орденом «Знак почета», и медалью «За трудовую доблесть». Но до самого выхода на пенсию в 60-х годах она не получала «северных» - надбавки к зарплате, как все остальные - ведь она была человеком второго сорта - спецпереселенцем!
История деда Шамраева - далеко не самая тяжелая история в моей семье, но горя и страданий и в ней – хватит на десять жизней.
О других, более трагичных историях моего рода я расскажу в следующий раз.
Татьяна Иванова. Новосибирск
Шамраев
Сергей Степанович
(1884-1947)
Ссыльный из Омской области в Нарымский край медфельдшер. Арестовывался в 1941 году
Родился 25 сентября 1884 года в дер. Мамаевка Павловского района Воронежской губернии. Окончил школу военных фельдшеров в г. Екатеринодаре. Служил в военном лазарете г. Александровска (ныне г. Запорожье). Ок. 1910 г. переехал в Петропавловск Омской губернии, в 1914 г. женился и демобилизовался из армии.
Был принят на службу по гражданскому медицинскому ведомству и получил новое назначение заведовать медпунктом в с. Новоцарицино Омской области, обслуживал 7 сельских поселений, пользовался у жителей уважением за свои профессиональные деловые и личностные качества. Его супруга Александра Григорьевна, закончившая курсы акушерок помогала мужу в его трудах, принимая роды у деревенских женщин.
Помимо врачевания сельского населения С.С. Шамраев занимался сельским хозяйством и сумел создать образцовое по тем временам крестьянское хозяйство. Со сменой власти продолжал заниматься своим крестьянским хозяйством и также оказывал медицинскую помощь населению.
Когда началась коллективизация, он сдал в колхоз собственный дом, где была амбулатория, овечек, кур, и даже своего единственного коня, без которого ему стало крайне трудно посещать больных в соседних деревнях. Занятый день и ночь своими больными, не имея в семье взрослых работников кроме престарелого отца для поддержания своего хозяйства был вынужден приглашать людей для помощи на сенокосе, на уборке картошки, на молотьбе.
Когда был дан старт компании на раскулачивание, то его хозяйство было отнесено к числу кулацких как использующее наемный труд. 11 мая 1931 г. постановлением общего собрания с/совета был признан кулаком «за эксплуатацию под видом родственника своего отца», батрачки и выслан из села с семьей в Нарымский край.
В месте ссылки был принят на работу на должность медфельдшера отдела трудовых поселений Нарымского окротдела НКВД. Места поселения, на которых работал по специальности: Усть-Сильга, Усть-Чижапка, Усть-Чурулька, Ново-Югино. 2 сентября 1941 г. был осужден по статье 109 УК РСФСР судом Каргасокского района на три года лишения свободы. Освобожден досрочно в мае 1942 года.
Умер в марте 1947 года. Реабилитирован на основании ст.3 Закона РФ от 18.10.1991 года.
Источн.: Информ. и архив Т.И. Ивановой
Короткие или отрывочные сведения, а также возможные ошибки в тексте — это не проявление нашей или чьей-либо небрежности. Скорее, это обращение за помощью. Тема репрессий и масштаб жертв настолько велики, что наши ресурсы иногда не позволяют полностью соответствовать вашим ожиданиям. Мы просим вашей поддержки: если вы заметили, что какая-то история требует дополнения, не проходите мимо. Поделитесь своими знаниями или укажите источники, где встречали информацию об этом человеке. Возможно, вы захотите рассказать о ком-то другом — мы будем вам благодарны. Ваша помощь поможет нам оперативно исправить текст, дополнить материалы и привести их в порядок. Это оценят тысячи наших читателей!