
Павловичев Иван Илларионович

- Фотокартотека
- От родных
Жизнь и житие матушки Марии
Монахиня Мария (урожденная Савкина, в браках: Павловичева, Бородина) родилась 4 апреля 1909 г. в деревне Курлышево Михайловского уезда Рязанской губернии в семье Акима и Прасковии Савкиных.
В этих местах жили староверы спасового согласия, в основном это были небогатые крестьяне, которые исторически не регистрировались в качестве староверов, чтобы избежать двойного налогообложения и формально числились «православными». Родная сестра Марии - Мавра Пашкевич (урожденная Савкина) рассказывала, что их мать не любила духовенства, но при этом была очень верующим человеком, а дед - Герасим Локтюхин никогда не ходил в церковь, при этом ежедневно читал Псалтырь. После смерти монахини Марии в её вещах обнаружилось «Скитское покаяние» старообрядческого издания.
В семье было трое детей: Мария, Мавра и Михаил. Согласно библейской традиции, первый ребенок принадлежит Богу, есть вероятность, что и в семье Савкиных старшую дочь часто болеющая мать посвятила Богу. Когда их отец - Аким Федорович Савкин ушел «воевать с германцем» (1914 г.), Марию забрала к себе её бабушка Анна (супруга деда Герасима), которую она учила читать и молиться, в отличии от сестры Мавры, жившей родительской семье и с 5 лет ставшей нянькой.
Мария окончила четырехлетнюю школу (тогда это был полный школьный курс в сельской школе), но, несмотря на усилия бабушки Ани, выросла светским человеком, вышла замуж за парня из соседней деревни Завидовки – Ивана Илларионовича Павловичева. Молодые любили друг друга, в старости, когда Мария рассказывала о своей молодости, то вспоминала, что после свадьбы из-за многолюдства спать их положили где-то в сарае, где было холодно, а с утра муж должен был уходить на работы отдаленные деревни, но им все равно было очень хорошо вместе.
Позднее молодые супруги перебрались в Москву, поселились в общежитии на «Зеленых Горах», где-то в Духовских переулках (ныне это район стадиона «Труд», улица «Зеленые горы»). Иван работал в Мострамвайтресте, а Мария устроилась секретарем суда. Однако светская жизнь у супругов не заладилась, вероятно муж тоже был первенцем в своей семье. В1937 году, когда Иван достиг возраста Христова, под репрессии попало руководство Мострамвайтреста, был арестован и Иван. Согласно семейному преданию, он имел некое отношение, или высказывал симпатии к эсерам (партии социалистов-революционеров, популярной в крестьянской среде Российской империи).
В 1938 Ивана Илларионовича Павловичева расстреляли (реабилитировали в 1957 г.), Марию, как жену «врага народа», уволили из суда, ей пришлось устроиться в трамвайное депо им.Апакова, куда брали вообще всех, что для неё было понижением её социального статуса. Но молодая и амбициозная Мария на тот момент ещё видит для себя только светский путь, она знакомится с неким моряком (имени не сохранилось), но и с ним жизнь не налаживается, она не может родить ребенка, и моряк уходит к другой женщине.
Замуж Мария все-таки выходит, за доброго человека - Николая Бородина, однако и этот брак расстраивается – муж утонул. После этого случая Мария доходит до полного отчаяния и собирается покончить счеты с жизнью, она берет веревку идет в сарай (или чердак), чтобы повеситься, но видит, по её словам, Богородицу (возможно это могла быть спрятанная там икона Богородицы), что не только останавливает её от самоубийства, но и указывает ей иной путь.
Постепенно Мария переосмысливает ценности, её формальная советская жизнь теряет для неё цену, теперь она может работать и жить где угодно и как угодно, поскольку она все больше обретает себя в церковном христианстве, её вдохновляет подвиг её тезки – Марии Египетской, ее житие на Руси издревле было одним из любимых домашних чтений.
Однако во взрослой жизни Мария не сохранила семейной религиозной традиции, она посещает храмы поблизости от дома. Возможно либеральная церковность наиболее удобна для утративших традиции. После войны с «Зеленых Гор» Мария переселилась в район Новослободской улицы и стала посещать церковь Пимена Великого в Новых Воротниках. До войны это был приход, где служил обновленческий митрополит Александр (Введенский), обладавший исключительными проповедническими качествами.
Все более находя себя в вере, Мария начинает ездит по общинам с поручениями, у неё на квартире ночуют посланники других общин, передают деньги, реликвии – это становится её образом жизни, наконец она знакомится с архимандритом Таврионом и принимает от него монашеский постриг: сначала в рясофор с именем Митродора, а потом «в полную мантию» со своим прежним именем. Такая практика была в отношении постригов в миру (тайных постригов). При этом на работе неофициально знали о её монашестве, но, начиная с войны, к этому отношение в советском обществе становится более сдержанным.
В 60-х годах она переехала на улицу Неждановой (ныне Брюсов переулок), поселилась в комнате коммунальной квартиры возле храма «Воскресения Словущего», где она служила регентом левого хора. В 80-х годах Мария получила комнату на Ореховом Бульваре, но там оказались сложные соседи и ей пришлось переехать в дом моего отца на Баковку.
Я приходился Марии внучатым племянником и знал её как «бабу Маню», бывал в её квартирах. Квартиры бабушки представляли настоящие монашеские кельи — маленькие и заставленные иконами и культовой утварью. Все разговоры мои с Марией чаще всего касались духовной жизни, когда я болел, случалось она читала надо мной семь евангелий из чина соборования и это даже помогало. Вообще её слову верили, мой отец был верующим и её в этом слушался, я так же знал, что по её слову многое исполняется и молитвенно обращаюсь к ней до сих пор.
В семидесятых годах Мария служила регентом в храме Николы в Кузнецах (м.Павелецкая), а в 80-х ездила послужить регентом в общину Архангела Михаила села Михайловское (станция Барыбино Павелецкой ж/д). Эта община разрасталась вокруг усилий священника Андрея Ускова по восстановлению храма.
Скончалась монахиня Мария 16 июня 1991 года в приемном отделении хирургического корпуса Кунцевской районной больницы от сильных болей в животе. Я сопровождал её на скорой помощи, лечить её в больнице, как я понял, не собирались, врачи явно ждали или её смерти, или естественного выздоровления, не помогли даже неоднократные обращения к заведующему приёмного отделения, тогда дали лишь грелку со льдом, что не могло спасти её жизни.
Похоронили монахиню Марию на Переделкинском кладбище, на участке Морозовых - Дерикот. Через некоторое время на могиле монахини Марии вырос куст роз, хотя его не сажали и рядом розы не росли. Розы стали давать побеги на остальные наши могилы, тогда вспомнили, что Мария часто говорила, что монах в роду отмаливает четыре поколения до себя и семь после себя. Преподобная мати Мария, моли Бога о нас!
Внук
Короткие или отрывочные сведения, а также возможные ошибки в тексте — это не проявление нашей или чьей-либо небрежности. Скорее, это обращение за помощью. Тема репрессий и масштаб жертв настолько велики, что наши ресурсы иногда не позволяют полностью соответствовать вашим ожиданиям. Мы просим вашей поддержки: если вы заметили, что какая-то история требует дополнения, не проходите мимо. Поделитесь своими знаниями или укажите источники, где встречали информацию об этом человеке. Возможно, вы захотите рассказать о ком-то другом — мы будем вам благодарны. Ваша помощь поможет нам оперативно исправить текст, дополнить материалы и привести их в порядок. Это оценят тысячи наших читателей!