Сохранено 2587420 имен
Поддержать проект

Шпет Густав Густавович (Gustavs Špets)

Шпет Густав Густавович (Gustavs Špets)
Страницу ведёт: Alexandra Polivanova Alexandra Polivanova
Дата рождения:
7 апреля 1879 г.
Дата смерти:
16 ноября 1937 г., на 59 году жизни
Социальный статус:
философ, психолог, теоретик искусства, переводчик философской и художественной литературы (знал 17 языков), на момент ареста проректор Академии высшего актёрского мастерства.
Образование:
высшее
Национальность:
поляк
Место рождения:
Киев, Украина (ранее Украинская ССР)
Место проживания:
17 дом, Брюсов переулок, Москва, Россия (ранее РСФСР)
Место захоронения:
Томская область, Россия (ранее РСФСР)
Дата ареста:
14 марта 1935 г.
Приговорен:
В 1935 году был арестован в ночь с 14 на 15 марта. После окончания следствия был осуждён по статьям 58-10 и 58-11 УК РСФСР, приговорен к 5 годам ссылки и отправлен в Енисейск, затем по его просьбе переведён в Томск. Уже в ссылке 27 октября 1937 года арестован, обвинён в участии в антисоветской организации 9 ноября 1937 г., обв.: "Союз спасения России" и расстрелян.
Приговор:
к высшей мере наказания — расстрел
Ссылка:
Енисейск, Красноярский край, Россия (ранее РСФСР)
Ссылка:
Томск, Томская область, Россия (ранее РСФСР)
Реабилитирован:
по второму аресту 1956 год, по первому аресту 7 апреля 1992 года.
Источник данных:
учтен в книге памяти Томской области
Фотокартотека
Шпет Густав Густавович (Gustavs Špets) Шпет Густав Густавович (Gustavs Špets) Дом, в котором Г.Г.Шпет жил в Енисейске Шпет Густав Густавович (Gustavs Špets) Шпет Густав Густавович (Gustavs Špets) Шпет Густав Густавович (Gustavs Špets)
От родных
Дополнительная информация

Густав Густавович Шпет (1879-1937). Биографическая справка

Густав Густавович Шпет – самый выдающийся отечественный философ-феноменолог, создатель отечественной герменевтики (1914), психологической антропологии (1917), феноменологической эстетики (1922), впервые употребивший в русской литературе термин «семиотика» (1916), и развивший семиотический подход , который лег в основу работ Московского лингвистического кружка, искусствовед, литературовед, педагог, организатор вместе с Г.И.Челпановым Института психологии и многого многого другого.

Это был необыкновенно всесторонне одаренный человек, владевший 17 языками, остро критический, независимый, ироничный ум, внесший крупный вклад во все сферы своей многообразной деятельности. Это был один из любимых учеников Э.Гуссерля (1910-1913), с которым потом переписывался, впервые приложивший феноменологию к социальной жизни, предвосхитивший поворот европейской философии от феноменологии к герменевтик. Это был первый русский философ, который мог на равных говорить с лидерами европейской философии, и который ввел своими трудами отечественную философию в русло мировой философии.

Г.Г. родился в Киеве. Окончив там два курса физико-математического факультета, был исключен и выслан «за хранение и распространение» социал-демократической литературы, через год восстановился на историко-филологический факультет, активно участвуя в психологическом семинаре Г.И.Челпанова, сразу обнаружив незаурядный уровень. Его первые работы «Память в экспериментальной психологии», «Проблема причинности у Юма и Канта» относятся к 1905 г. Уже в первой из них он с редкой проницательностью показывает несостоятельность всех разнообразных версий «теории следов», которая – вопреки парадигматической архаичности самого стиля мышления – до сих пор определяет представления наших психиатров. Шпет подробно критически разбирает аргументацию не только психологов вундтовской ориентации, но и столпов психиатрии Пауля Флексига, Теодора Мейнерта, Г.Маудсли, С.С.Корсакова. Он рецензирует, переводит и редактирует множество философских и психологических монографий, в частности «Мозг и душа» Г.Челпанова и А.Фореля (проблема, разделявшая в России Кавелина и Челпанова с Сеченовым), пишет обзоры. В 1907 г. по приглашению Челпанова переезжает в Москву как приват-доцент Московского университета, активный участник Московского психологического общества. Политическое прошлое лишило его права преподавать в государственных учебных заведениях, поэтому он преподает на Высших женских курсах и в Народном университете им. Шанявского. В 1910-1913 гг. стажируется в университетах Берлина, Парижа, Эдинбурга и Геттингена, где сближается с Гуссерлем, результатом чего стала выдающаяся работа «Явление и смысл» (1914). Резко критикует с этих позиций книгу В.Зеньковского о психической причинности. Резкость тона легко создавала ему недоброжелателей. В 1916 году защищает монументальную диссертацию «История как проблема логики» (1100 стр.), где за два года до Шпенглера закладывает новую методологическую основу исторической науки. Впервые опубликованная в 2002 году, она по-прежнему актуальна. В 1917-1918 гг. выходит одна из наиболее значительных его работ «Предмет и задачи этнической психологии», он работает над книгами «Психологическая антропология» (1917) и «Герменевтика и ее проблемы» (1918), которые опубликованы только в 1989-1991 гг. В 1919-1920 гг. активно участвует в работе Московского лингвистического кружка (Р.Якобсон, Г.Винокур, Р.Шор, Б.Ярхо), организует при Московском университете первый в России кабинет этнической психологии. В 1921 году он - директор созданного им Института научной философии. Основывает Вольную ассоциацию творческой и вузовской интеллигенции в Петербурге. Вице-президент Государственной Академии Художественных Наук (ГАХН). В 1922 г. – единственный - добивается через Луначарского отмены своей высылки из России на «философском пароходе». Пишет «Очерк развития русской философии», «Эстетические фрагменты», «Театр как искусство». В 1924 г. – знаменитая полемика с Б.Ярхо. В это время Шпет еще и заместитель председателя Всероссийского союза писателей и постоянный член Художественного совета МХАТа. Его друзья – А.Балтрушайтис и А.Белый. В 1927 г. выходят «Введение в этническую психологию» и «Внутренняя форма слова», где он, развивая традиции В.Гумбольта, впервые подводит фундамент под теорию внутренних форм. В 1928 году, когда Шпет был выдвинут в члены Академии Наук, началась ее советизация и чистка. В 1930 г. он был уволен из ГАХН по сокращению штатов. Ему запрещено занимать руководящие должности и преподавать. Даже разрешения на переводческую деятельность удалось добиться с большим трудом. В 1931-1935 гг. Шпет принимает активное участие в постановках Мейерхольда, Таирова и Станиславского, переводит Байрона, Диккенса, Теккерея, пишет к ним, а также к 10 трагедиям Шекспира грандиозные комментарии.

В 1935 году Шпет арестован по сфабрикованному делу о создании немецкой фашистской организации. Предлогом послужили участие в составлении немецко-русского словаря под редакцией Е.Мейер и кампания по аресту людей с немецкими фамилиями (по происхождению он был поляк). К тому же Шпет был женат на племяннице Александра Гучкова. Шпет был сослан на пять лет в Енисейск, хлопотами МХАТа переведен в Томск. Даже переводы он был вынужден публиковать анонимно. Он переводит Теннисена, «Три разговора» Д.Беркли и «Феноменологию духа» Гегеля. Этот выдающийся перевод был опубликован только в 1959 году без имени автора. В 1937 году Шпет был расстрелян.

Хотя Шпет был реабилитирован еще в 1956 году, его труды начали возвращаться только с середины 1980-х годов.

Феноменологические, герменевтические и антропологические вклады Шпета, его диалектическая философия языка, работы по логике, эстетике, лингвистике, филологии, искусствоведению, его концепции национальной идентичности, причин отставания отечественной философии и психологии, феномена «русской интеллигенции» и многие другие целиком сохранили свою значимость и спустя 80 лет.

Как справедливо пишут В.П.Зинченко и Т.Д.Марциновская, Г.Г.Шпет остается непрочитанным, неусвоенным, неинтегрированным многими поколениями психологов, включая и настоящее. Он труден, он значительно превосходит нынешний уровень обсуждения, так как в его лице психолог совмещается с выдающимся философом-феноменологом и герменевтиком. Читая его, каждый понимает его на своем уровне. Его ироничный, свободный от предвзятости стиль мышления располагает к разным прочтениям. Он неизбежно отторгался поколениями, воспитанными на материализме, марксизме, прогрессизме, тем более как репрессированный. Между тем, он превосходил самых чтимых сейчас своих младших современников М.М.Бахтина и Л.С.Выгодского, творивших в заданном пространстве официальной идеологии.

Перед нами автор, который – адекватно прочитанный – с необходимостью должен быть введен в научный оборот отечественной и мировой психиатрии.

Ю.С.Савенко


Дом, в котором Г.Г.Шпет жил в Енисейске

Густав Густавович Шпет родился в 1879 году в Киеве, по происхождению поляк. В 1898 году поступил на физико-математический факультет университета Святого Владимира. Как и многие интеллектуалы «серебряного века», он пережил увлечение марксизмом и даже был исключен из университета за причастность к социал-демократическому движению. Но если Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков, С.Л.Франк и др., преодолев болото материалистической доктрины, пришли к религиозной философии, то Г.Г.Шпет обратился к проблемам логики и психологии.

Обычно его считают последователем феноменологического метода немецкого философа Эдмунда Гуссерля. Действительно, учеба и работа в Геттингенском университете отразились в сочинении Г.Г.Шпета «Явление и смысл» (М., 1914). Однако уже тогда он указывал на неполноту концепции Гуссерля и свои с ним расхождения. В 1916 году защитил диссертацию «История как предмет логики», а в 1918 году стал профессором Московского университета.

После революции Г.Г.Шпет — директор основанного им Института научной философии, участник «Московского Лингвистического Общества». В 1920 году ученый создает первую в России лабораторию этнической психологии, а его книга «Введение в этническую психологию» позволяет с полным правом отнести Г.Г.Шпета к родоначальникам особой науки, изучающей сознание и самосознание различных этносов.

С конца 20-х годов молодые кадры марксистско-ленинских идеологов начинают «наводить порядок». В 1927 году, после «чистки», Г.Г.Шпет лишается возможности заниматься наукой — для заработка остаются только переводы литературных текстов. В ночь с 14 на 15 марта 1935 года его арестовали. «Следствие обвинило меня в связях с лицами, исповедовавшими русский (великорусский) национализм. И фашизм, и какой бы то ни было национализм в корне несовместимы ни с какими моими взглядами и установками», — писал осужденный философ. Густав Шпет был приговорен к 5 годам ссылки в Сибирь. Правда, в Енисейске он пробыл недолго. В ноябре 1935 года по ходатайству актеров МХАТа его перевели в Томск. В городе, где были расположены первый сибирский университет, медицинский и индустриальный институты, а также книжные издательства, — для ссыльного открылась, казалось бы, перспектива научной деятельности. Однако здешняя охранка отличалась особой «бдительностью» — даже «вредные» книги из университетской библиотеки вывозились грузовиками за город и сжигались. Судьба философа была предрешена, — 27 октября 1937 года Густав Густавович Шпет был вновь арестован и приговорен к 10 годам без «права переписки». По последним данным, обнародованным Томским КГБ, — расстрелян (см. Боль людская. Книга памяти томичей, репрессированных в 30-40-е и начале 50-х годов. Томск, 1992, т.3, с.408).

В 1956 году Томским областным судом Густав Густавович Шлет был реабилитирован «за недоказанностью состава преступления», но сочинения философа еще долго считались «идеологически вредными»... Только в последние годы стали появляться переиздания отдельных его работ.

Книги Г.Г.Шпета переводятся в Германии, Венгрии и Америке. Летом 1986 года в Бохуме состоялась международная конференция, посвященная его трудам. Всесоюзная научная конференция по творческому наследию Г.Г.Шпета прошла в городе Томске...

Сибирский журнал "Грифъ" №1 1994


Шпет, Густав Густавович (1878-1940) — русский философ, последователь Э. Гуссерля. Родился в Киеве. Окончил историко-филологический факультет Киевского университета; в 1907 г. переехал в Москву. В 1916-м защитил диссертацию «История как проблема логики». С 1918 г. — профессор Московского университета, с 1921-го — действительный член Российской Академии художественных наук, а с 1923 по 1929 г. — ее вице-президент. Занимался литературной и философской работой, переводами «Феноменологии духа» Гегеля и другими. Шпет — противник положительных философских построений, т. е. метафизики; он выступает за строгую научность философии. Свою концепцию Шпет строит по принципам феноменологии Гуссерля: все, что дано, слагается из «явлений» и находимых в них «смыслов»; за ними открывается мир «идей», «эйдосов». Однако Шпет отказывается переходить от двойственности «явлений» и «смыслов» к метафизическим утверждениям и отвергает существование трансцендентного мира, мира «вещей в себе».

Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. — Изд. 2-е, стер. — Ростов н/Д : Феникс, 2013, с 519-520.


Другие биографические материалы:

Марченко О.В. Русский философ (Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. IV).

Чубаров Н. М. Ведущий представитель феноменологии в России (Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014).

Абущенко В.Л. Философ и искусствовед (Новейший философский словарь. Сост. Грицанов А.А. Минск, 1998).

Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Последователь феноменологии Гуссерля (Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М. 2010).

Зеньковский В.В. Философ, историк, психолог (Большая энциклопедия русского народа).

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Теоретическая философия (определение понятия).

Шпет Г.Г. Очерк развития русской философии (Статья В. В. Ванчугова о сочинении Шпета).

Шпет Г.Г. Явление и смысл (Статья О.В. Марченко о работе Г.Г. Шпета).

Шпет Г.Г. Явление и смысл (Статья И. М. Чубарова о труде Шпета).

Сочинения:

Проблема причинности у Юма и Канта // Тр. психологической семинарии при Ун-те св. Владимира. Филос. исслед. Т. 1. Вып. 3. Киев, 1905; Вып. 4. 1907; Скептицизм и догматизм Юма // Вопросы философии и психологии. Кн. 1(106). 1911; Явление и смысл. М., 1914; Критические заметки к проблеме психической причинности. (По поводу кн. В. В. Зеньковского «Проблема психической причинности»). Киев, 1914 // Вопросы философии и психологии. Кн. 2 (127) 1915; Философское наследство П. Д. Юркевича (К 40-летию со дня его смерти). М., 1915; История как проблема логики. Ч. 1. М., 1916; Сознание и его собственник. М., 1916; Философия и история // Вопросы философии и психологии. Кн. 4 (134). 1916; Мудрость или разум? // Мысль и слово. Вып. 1. М., 1917; Скептик и его душа // Там же. Кн. 2. М., 1918—21; Философское мировоззрение Герцена. Пг., 1921; Очерк развития русской философии. Ч. 1. Пг., 1922; Эстетические фрагменты. Вып. 1—3. Пг., 1922—23; История как предмет логики // Научные известия. Сб. 2. М., 1922; Проблемы современной эстетики // Искусство. М., 1923. № 1; Внутренняя форма слова. М., 1927; Введение в этническую психологию. Вып. 1. М., 1927; Литература // Уч. зап. Тартуского гос. ун-та. Тр. по знаковым системам. Тарту, 1982; Соч. М., 1989. (В кн.: «Очерк развития русской философии», «Эстетические фрагменты»; «Введение в этническую психологию»); Герменевтика и ее проблемы // Контекст—89. М., 1989 (продолжение в том же ежегоднике за 1990, 1991 и 1992); Работа по философии // Начала. 1992. № 1; Философские этюды. М., 1994. (В кн.: «Сознание и его собственник»; «Скептик и его душа»; «Мудрость или разум?»); Явление и смысл. Феноменология как основная наука и ее проблемы. Томск, 1996. Переизд. Монографии 1914).

Соч. М., 1989; Память в экспериментальной психологии. К., 1905; Проблема причинности у Юма и Канта. Ответил ли Кант на соч. Юма? К., 1907; Логика, ч. 1—2. М., 1912; Философское наследство П. Д. Юркевича. М., 1915; История как проблема логики. Критические и методологические исследования, ч. 1. Материалы. М., 1916; Философское мировоззрение Герцена. Пг., 1921; Антропологизм Лаврова в свете истории философии,— В кн.: Лавров П. Л., Статьи. Воспоминания. Материалы. Пг., 1922; Внутренняя форма слова (Этюды и вариации на темы Гумбольдта). М., 1927; Герменевтика и ее проблемы,— «Контекст», 1989, 1990, 1991, 1993; Философские этюды. М., 1994.

Литература:

«Начала», 1992, № 1 (библ.);

Молчанов В. И. Время и сознание. Критика феноменологической философии. М., 1988;

Кузнецов В. Г. Герменевтическая феноменология в контексте философских воззрений Г. Г. Шпета.— «Логос». М., 1991, № 2;

Калиниченко В. В. Густав Шпет: от феноменологии к герменевтике // Логос. 1992. № 3;

Шпетовские чтения в Томске. 1991;

Свасьян К. Густав Густавович Шпет // Литературная газета. 1990. № 7. С. 5;

Поливанов М. К. Очерк биографии Г. Г. Шпета // Начала. 1992. № 1;

Чубаров И. М. Шпет в Гетшнгене // Логос. 1992.№3;

Роди Ф. Герменевтическая логика в феноменологической перспективе: Георг Миш, Ханс Липпс и Густав Шпет // Логос. 1995. № 7;

История русской философии. М., 2008;

Густав Шпет и его философское наследие: у истоков семиотики и структурализма. М., 2010;

Густав Шпет: Философ в культуре. Документы и письма / Отв. ред.-сост. Т. Г. Щедрина. М, 2012;

Густав Шпет и шекспировский круг / Отв. ред-сост. Т. Г. Щедрина. Спб., 2013.

Короткие или отрывочные сведения, а также возможные ошибки в тексте — это не проявление нашей или чьей-либо небрежности. Скорее, это обращение за помощью. Тема репрессий и масштаб жертв настолько велики, что наши ресурсы иногда не позволяют полностью соответствовать вашим ожиданиям. Мы просим вашей поддержки: если вы заметили, что какая-то история требует дополнения, не проходите мимо. Поделитесь своими знаниями или укажите источники, где встречали информацию об этом человеке. Возможно, вы захотите рассказать о ком-то другом — мы будем вам благодарны. Ваша помощь поможет нам оперативно исправить текст, дополнить материалы и привести их в порядок. Это оценят тысячи наших читателей!