Бессмертный барак
Сохранено 2144411 имен
Поддержать проект

Абакумова Надежда Петровна

Абакумова Надежда Петровна
Дата рождения:
1880 г.
Дата смерти:
14 марта 1938 г., на 59 году жизни
Социальный статус:
без определенных занятий, церковная староста
Образование:
неграмотная
Национальность:
русская
Место рождения:
Мартыновское село, Ступинский район, Московская область, Россия (ранее РСФСР)
Место проживания:
Мартыновское село, Ступинский район, Московская область, Россия (ранее РСФСР)
Место заключения:
Таганская тюрьма место заключения (ранее Московская губернская уголовная тюрьма, "Таганка"), Москва, Россия (ранее РСФСР)
Место заключения:
Следственный изолятор №5 УФСИН по г.Москве (ранее Каширская тюрьма), Москва, Россия (ранее РСФСР)
Место захоронения:
Бутовский полигон место массовых расстрелов, Москва, Россия (ранее РСФСР)
Дата ареста:
2 марта 1938 г.
Приговорен:
тройкой при Управлении НКВД по Московской области 9 марта 1938 года по обвинению в "систематической контрреволюционной агитации среди колхозников"
Приговор:
к высшей мере наказания — расстрелу с конфискацией лично ему принадлежащего имущества
Реабилитирован:
Прокуратурой Московской области 21 июля 1989 года
Источник данных:
Архивно-следственное дело: ГАРФ. Фонд 10035. Опись 2. Номер дела: 6939. Делопроизводственный номер: П-23163
  • ФОТОКАРТОТЕКА
  • ОТ РОДНЫХ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ФОТОКАРТОТЕКА
ОТ РОДНЫХ

Надежда Петровна Абакумова (Аббакумова) родилась в 1880 году в селе Ванилово Бронницкого уезда Московской губернии в крестьянской семье. В 1899 году Надежда вышла замуж за крестьянина из села Мартыновское того же уезда Василия Сергеевича Аббакумова и переехала к нему; у них с мужем родилось четверо детей. Во время гражданской войны Василия Сергеевича призвали на фронт, где он погиб, и Надежде Петровне пришлось одной воспитывать детей. Как глубоко верующий человек, она в 1925 году сначала была выбрана в церковный совет, а с 1928 года стала старостой храма Рождества Христова в селе Мартыновском. В 1936 году в Мартыновском был арестован служивший здесь священник Петр Кедров, и Надежда Петровна пригласила сюда служить священника соседнего прихода протоиерея Петра Любимова, который с этого времени стал окормлять два прихода, и Надежда Петровна помогала ему отстаивать храм от закрытия. Она была арестована вместе со священником 2 марта 1938 года и заключена в тюрьму в городе Кашире.
– В чем выражалась ваша связь со священником Любимовым? – спросил ее следователь.
– Связь была по службе в церкви, – ответила староста.
– Какие были у вас разговоры во время посещения друг друга?
– Во время посещения моей квартиры священник вел разговор, что церковь надо через верующих поддерживать, – может быть, через год-два что-нибудь изменится к лучшему.
– Что хотел этим сказать Любимов? – ожидал ли он через год или два изменения власти?
– Он говорил, что, может, придет время, когда церковь будет служить как и прежде, – относительно перемены власти он ничего не говорил.
– Следствием установлено, что вы, как церковная староста, собирали единоличников и среди них вели антисоветскую агитацию, чтобы они не ходили в колхоз и не платили государству налоги.
– Да, я собирала единоличников и вела с ними разговоры о колхозном строительстве и неуплате налогов, так как у меня самой сельсовет отобрал корову за неуплату налогов.
– Признаете ли вы себя виновной в антисоветской агитации против советской власти и колхозного строя?
– Виновной себя в антисоветской агитации не признаю, я только говорила против колхозного строя, что колхозное строительство – это дело плохое.
– Вы говорили, что советская власть грабит народ?
– Этих разговоров с моей стороны не было, я говорила о том, что платить налог не стану.
9 марта 1938 года тройка НКВД приговорила Надежду Петровну и прот. Петра к расстрелу. Они были расстреляны 14 марта 1938 г. в Бутово.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

За время семейной жизни в семействе Абакумовых родилось пятеро детей: Пелагия (1906г. р.), Владимир (1908г. р.), Иван (1911г. р.), Зинаида (1914 г. р.) и Анна (1917 г. р.). Один ребенок — Владимир — умер во младенчестве.

Во время Гражданской войны Василия Сергеевича призвали на фронт в действующую армию, где он погиб во время боевых действий. Надежде Петровне пришлось одной поднимать четверых детей в условиях голода, постоянных реквизиций и продразверсток. Господь не оставил несчастную вдовицу, хозяйство ее было крепким и зажиточным. У нее был приличный дом, лошадь, корова и несколько овец. Кроме того, она начала вести активное участие в жизни прихода Христорождественской церкви.

С 1925 г. Надежда Петровна вошла в число членов церковно-приходского совета Христорождественского храма (Московская о., Ступинский р-н, с. Мартыновское). Известно, что в это время старостой церкви был ее родственник Андрей Петрович Абакумов. В 1928 г. Надежда Абакумова стала старостой церкви, тем самым продолжила фамильную династию старост Мартыновской церкви. В это время Надежда Петровна освоила дар бабки-повитухи, женщины, которая принимает роды. Она обладала особой чуткостью, непосредственно опытом и своего рода талантом. Участие в рождении ребенка — великий дар Божий, и Господь наделил Надежду Петровну всеми этими качествами. В 20-30-е гг. все младенцы села Мартыновского и близлежащих сел прошли через чуткие и любящие руки Надежды Петровны.

Во время коллективизации хозяйство Надежды Абакумовой причислили к середняцкому. Середняки подвергались большим налогообложением и госпоставкам, в 1,5-2 раза больше чем колхозники. Но, несмотря на это, она не вступила в организованный на территории села колхоз "Парижская коммуна" и резко выступала против колхозной системы в целом. Это естественно отражалось на отношении к ней местных властей, от которых зависела величина налогообложения.

В результате налогового бремени хозяйство Абакумовой стало приходить в упадок, помогать ей было некому, т. к. все дети постепенно перебрались в Москву. Несмотря на то, что она была одинокой вдовой, власти требовали платить налоги сполна. Понятно, что сделать она этого не смогла, за что ее судили четыре раза: в 1932 г. — приговор к штрафу в 100 руб., в 1933 г. судили два раза, приговоры: 500 и 300 руб., в 1934 г., приговор — 500 руб. штрафа. В 1935 (1934?) г. за неуплату госпоставок сельсовет отобрал и продал за долги последнее, что у нее было — корову-кормилицу.

Решившись на поиск правды, Надежда Петровна обратилась в Мособлисполком с жалобой на действия сельсовета. Через два года, в 1937 г. из Мособлисполкома пришел ответ, что "сельсовет поступил правильно т. к. Абакумова задолжала государству 184 кг. мяса и 150 литров молока", ввиду этого в возврате коровы Мособлисполком решительно отказал.

После того как у Надежды Петровны отобрали корову, она оставила занятие сельским хозяйством, да к тому же оно пребывало в полном запустении, — из всего имущества у нее было лишь несколько кур. С этого момента Надежда Петровна полностью уходит в церковные дела.

Она, как староста церкви, должна была следить за сохранностью церковного имущества, заботиться о регулярном проведении богослужений и отыскивать средства на уплату всевозможных налогов и страховых сборов, которыми тогда облагались церкви. В то время, когда основная масса крестьян и колхозников была ограблена властью, и влачила полунищенское существование найти средства было очень трудно, и это обстоятельство часто приводило к конфликту с финансовыми органами.

После ареста, а затем и высылки из Московской обл. настоятеля Мартыновской церкви священника Петра Кедрова Надежда Петровна пригласила служить настоятеля Успенского храма соседнего села Кишкино протоиерея Петра Любимова. В это время приходы с. Мартыновского и с. Кишкино сблизились. Протоиерей Петр Любимов стал окормлять осиротевший приход, а Надежда Петровна — всеми силами помогать ему в этом служении.

С этого момента вокруг о. Петра и церковной старосты Надежды Петровны собралась небольшая церковная община. Люди собирались в доме Абакумовой, отмечали церковные праздники, обсуждали текущие проблемы, проводили духовные беседы. Все они были под духовным руководством протоиерея Петра Любимова. Надежда Петровна отличалась особой чертой характера, которая часто приводила к конфликтам с местной сельской властью, не скупилась на слова обличения относительно колхозной системы и отличалась манерой говорить "правду в глаза". В ответ на это местные власти аккуратно доносили на нее в соответствующие органы.

В июле 1936 г. от удара молнии погибла девочка Александра Урусова. Сельсовет решил организовать похороны в гражданском порядке без священника, но вмешалась Абакумова. Она уговорила родителей девочки совершить похороны по христианскому обычаю. Таким образом, она сорвала безбожные похороны и выставила сельсовет на посмешище. Особое раздражение властей вызывали отношения Надежды Петровны с о. Петром, которому она всячески помогала. Так, в 1936 и 1937 гг. она, без разрешения сельсовета, провела сбор средств и продуктов питания среди жителей Мартыновского, Тютького и соседних сел, для того чтобы священник мог уплатить страховой сбор и выполнить госпоставки.

С октября 1937г. в НКВД начинается сбор показаний против протоиерея Петра и Надежды Абакумовой. Нашлись лжесвидетели, которые охотно дали показания, в которых обвиняли священника и старосту в агитации против советской власти и колхозного строя.

Из показаний "свидетелей":

Абакумова говорила о войне: "Скоро будет война. . . после войны все старые церкви будут открывать". "Вела агитацию против колхозов в том, чтобы колхозники не ходили на работу, и заявляла: "Не получите, а работаете только на государство, а им. . . всё мало". Этими словами ослабляет трудовую дисциплину среди колхозников.
В вину Абакумовой также вменялось общение со священниками и прихожанами церкви. Председатель местного сельсовета свидетельствует:

Абакумова Н. П. — активная церковница … принимала активное участие в отправлении культов… Ведет антисоветскую агитацию в том духе, что "некрещеные дети вырастут больные, слепые, уроды" и т. п. Известно, что с 1934г. по настоящее время содержит у себя на квартире собрание единомышленников и ведет среди них антисоветскую агитацию… Абакумова имеет связь с попами с. Кишкино, с. Марьинка (Михневского района) и бывшим попом с. Мартыновское Кедровым. Особо тесную связь Абакумова имеет с попом с. Кишкино. Является проповедницей антисоветского влияния на население от указанного мною попа. Абакумова группирует вокруг себя тех колхозников, которые по тем или иным причинам высказывают свое недовольство колхозом. Среди этих людей ведет антисоветскую агитацию против колхозов и сов. власти.
Из доноса на Надежду Петровну страхового инспектора по Малинскому району:

«В первых числах февраля 1938 г. я приехал в с. Мартыновское с целью, чтобы вручить извещение по культовому сбору и получения недоимок страховых платежей, для чего была вызвана гр-ка Абакумова Надежда Петровна, т. к. имелась недоимка страховых платежей в сумме 12 р. 35 коп. Абакумова от уплаты категорически отказалась, вследствие чего ей было выписано письменное предупреждение об уплате, … со взиманием пени за неуплату в срок. Абакумова начала ругаться с выкриками, что советская власть нас грабит и добавила, что бывший председатель сельсовета является вредителем.»

Абакумова Надежда Петровна Проект Бессмертный барак

Короткие и порой отрывочные сведения, а также ошибки в тексте - не стоит считать это нашей небрежностью или небрежностью родственников, это даже не акт неуважения к тому или иному лицу, скорее это просьба о помощи. Тема репрессий и количество жертв, а также сопутствующие темы так неохватны, понятно, что те силы и средства, которые у нас есть, не всегда могут отвечать требованиям наших читателей. Поэтому мы обращаемся к вам, если вы видите, что та или иная история требует дополнения, не проходите мимо, поделитесь своими знаниями или источниками, где вы, может быть, видели информацию об этом человеке, либо вы захотите рассказать о ком-то другом. Помните, если вы поделитесь с нами найденной информацией, мы в кратчайшие сроки постараемся дополнить и привести в порядок текст и все материалы сайта. Тысячи наших читателей будут вам благодарны!