Сохранено 2585967 имен
Поддержать проект

Барыкова Тамара Александровна

Барыкова Тамара Александровна
Дата рождения:
21 августа 1914 г.
Дата смерти:
26 октября 1937 г., на 24 году жизни
Социальный статус:
беспартийная, студентка 1-го курса архитектурного института
Национальность:
русская
Место рождения:
Москва, Россия (ранее РСФСР)
Место проживания:
Москва, Россия (ранее РСФСР)
Место захоронения:
Амурская область, Россия (ранее РСФСР)
Дата ареста:
2 апреля 1935 г.
Приговорен:
Особым Совещанием при НКВД СССР 26 апреля по ст.ст. 58-10,58-11 УК РСФСР к 5 годам ИТЛ, считая срок с 02 апреля 1935 года за "связь с русско-католической контрреволюционной организацией"; 15 октября 1937 года тройкой УНКВД по ДВК к ВМН.
Приговор:
к высшей мере наказания — расстрел
Место заключения:
Бамлаг (Байкало-Амурский исправительно-трудовой лагерь), Россия (ранее РСФСР)
Место заключения:
Бутырская тюрьма Бутырский следственный изолятор, следственный изолятор № 2 г. Москвы, Бутырка, Москва, Россия (ранее РСФСР)
Реабилитирован:
19 сентября 1990 года заключением прокуратуры Амурской области
Источник данных:
ЦА ФСБ РФ. Д. Р-34383.
Фотокартотека
Барыкова Тамара Александровна
От родных

Если Вы располагаете дополнительными сведениями о данном человеке, сообщите нам. Мы рады будем дополнить данную страницу. Также Вы можете взять администрирование страницы и помочь нам в общем деле. Заранее спасибо.

Дополнительная информация

ОБВИНИТЕЛЬНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По следственному делу № 976 по обвинению ТИТОВА, РУДНЕВА, БАРЫКОВА и других по статьям 58-10 и 58-11 УК.

В Секретно-Политический Отдел Главного Управления Государственной Безопасности поступили сведения о том, что в Москве существует русско-католическая контрреволюционная организация церковников, созданная по директивам Русской Комиссии при Ватикане негласным представителем последнего в Москве, католическим епископом — Евгением НЕВЕ. В качестве своего помощника НЕВЕ завербовал православного архиепископа РЕМОВА Н. Ф., который тайно принял католичество и в 1933 году был официально утвержден Ватиканом в должности нелегального помощника НЕВЕ.

Контрреволюционная организация состоит из двух групп: католической и православной. Причем, обе группы объединяются при нелегальном Высоко-Петровском монастыре в Москве,  организованном по инициативе РЕМОВА. Своей основной задачей организация ставила подготовку активных контрреволюционных кадров для борьбы с советской властью. Создание этих кадров проводилось путем вербовки в организацию преимущественно антисоветски настроенной интеллигенции, причем, вербовке предшествовала длительная и всесторонняя проверка и обработка в духе "готовности пойти на все жертвы и мучения" в борьбе с советской властью.

Наряду с этим в Секретно-Политический Отдел Главного Управления Государственной Безопасности поступили сведения также и о том, что организация снабжает НЕВЕ клеветнической информацией о положении в СССР, а от последнего получает зарубежную контрреволюционную литературу, которая и распространяется среди единомышленников.На этом основании активные участники русско-католической контрреволюционной организации, в числе 22-х человек, были арестованы, и произведено предварительное следствие, в результате которого контрреволюционная деятельность организации полностью установлена. По вопросу создания католической группы организации, негласный помощник НЕВЕ — РЕМОВ Н. Ф. дал следующие показания: 

"В 1932 году по предложению НЕВЕ я перешел в тайное католичество, а в 1933 г был утвержден Ватиканом в должности нелегального помощника НЕВЕ. По этому поводу из Ватикана была прислана особая грамота, которая была мне показана НЕВЕ и взята им обратно из- за боязни ее обнаружения при возможном обыске. Будучи помощником НЕВЕ, я выполнял его поручения и вместе с ним боролся с советской властью" (том II, лист дела 183). О характере контрреволюционной организации в целом и о методах вербовки членов этой организации РЕМОВ показал: 

"По внутреннему содержанию и по практическим действиям нелегальный Петровский монастырь является организацией контрреволюционной. Руководителем этой организации был я. Задача подготовки кадров антисоветского актива осуществлялась системой воспитания в антисоветском духе прихожан Петровского монастыря. Наиболее проверенные прикреплялись к архимандриту Агафону ЛЕБЕДЕВУ и игумену Митрофану ТИХОНОВУ для обработки в контрреволюционном направлении Прикрепленные обязаны были ежедневно отчитываться в своей деятельности, иногда в письменной форме, и ничего не делать без ведома и согласия ЛЕБЕДЕВА и ТИХОНОВА. Этим достигалось поддержание внутренней дисциплины, сплоченности и беспрекословного послушания" (том II, листы дела 176-178).

Методы воспитания и вербовки контрреволюционных кадров были весьма разнообразны. Тот же РЕМОВ по этому поводу показал: "Наиболее подходящих и проверенных мы вербовали в тайное монашество, причем, намеченных к вербовке снабжали литературой аскетического направления. Кроме того, на них налагались всякого рода обязанности по работе в церкви... У нас был также создан институт послушников, чем достигалась задача воспитания стойких христиан, которые могли заменить убывающие монашеские кадры и при необходимости пострадать за веру. Была установлена также практика оставления на нось в помещении церкви молодых людей, что также могло служить задаче воспитания стойких христиан" (том II, листы дела 162-163, 177-178).

Арестованный инженер СЕЛИВЕСТРОВ, 30 лет, завербованный РЕМОВЫМ в контрреволюционную организацию, по вопросу о ночных сборищах в нелегальном Петровском монастыре, показал: "Кроме меня в монастыре ночевали: Мария СОКОЛОВА, Екатерина, Варвара, Пелагея, монах Иван Коринский, монах Гермоген" (том II, лист дела 40).

О характере контрреволюционной организации и о методах вербовки новых членов был допрошен свидетель СЕРГЕЕВ, который показал: "Нелегальный Петровский монастырь представляет из себя антисоветскую организацию, основной задачей которой является воспитание кадров для активной борьбы с советской властью. Активные члены организации систематически и настойчиво внушают церковникам, что каждый истинный христианин обязан направлять свои усилия к тому, чтобы приблизить время падения советской власти. Большое количество обработанных посвящено в тайное монашество, причем, эти тайные монахини занимают различные должности в советских учреждениях и, в свою очередь, обрабатывают новых лиц из числа своих антисоветски настроенных знакомых" (том II, листы дела 147-148).

Об этом же показали свидетель КОЛЧИН (том II, лист дела 145), обвиняемый ПШЕНИЧНИКОВ Н. Н. (том I, листы дела 231-233) и другие. Будучи непосредственно связаны с НЕВЕ и находясь под его идейным влиянием, члены католической группы контрреволюционной организации снабжали НЕВЕ контрреволюционной информацией о положении в СССР. Допрошенный по этому поводу арестованный РЕМОВ показал: "Наиболее проявляет себя НЕВЕ в сборе обильной антисоветской информации, которой и снабжает папскую комиссию по русским делам. Материалы, собранные НЕВЕ, породили многие выступления церковников за рубежом против Советского Союза. В этом я помогал НЕВЕ, снабжал его контрреволюционной информацией и клеветническими документами" (том II, листы дела 184).

Член католической группы контрреволюционной организации — арестованный ТИТОВ Л. Т. показал: "С негласным представителем Ватикана — французским епископом НЕВЕ я познакомился в 1931 году. Я говорил НЕВЕ об арестах священников ВАЧСИЛЬЕВА, ПЯТИКРЕСТОВСКОГО, ФИРСОВА, ВЕЛИКАНОВА. Осенью 1934 года я говорил НЕВЕ о колхозах, расценивал их, как нерентабельные. ВЕЛИКАНОВ мне говорил, что свои антисоветские рукописи он желает переправить за границу через НЕВЕ" (том I, листы дела 13, 28).

В нелегальных связях с НЕВЕ сознались также арестованные РУДНЕВ, РОЗАНОВ, ПОПОВ, КЕНАРСКАЯ, ЦИЦУРИНА, КАЧАЛОВА, ШОРЧЕВА, РОЖИНА и ВЕРТ, причем, РОЖИНА показала: "Я служила связью между НЕВЕ и тайным католическим епископом РЕМОВЫМ. Я получала от НЕВЕ зарубежную литературу и информировала его по текущим вопросам. В частности, я сообщила НЕВЕ об арестах священников церкви на Малой Дмитровке. НЕВЕ говорил мне, что при Ватикане создана особая Русская Комиссия, которая работает над осуществлением идеи объединения Церквей. НЕВЕ говорил мне, что во Франции есть школа-монастырь, где воспитывают людей в любви к России и русскому народу. НЕВЕ мечтал о возможности направить меня в эту школу" (том I, листы дела 120-125).

Активная участница католической группы ЦИЦУРИНА ежемесячно получала от НЕВЕ материальную помощь, по существу этого она показала: От епископа НЕВЕ уже около года я получала иностранную валюту. Последний раз я получила от него сто французских франков в феврале 1935 года (том I, лист дела 83) НЕВЕ снабжал членов организации контрреволюционной литературой, изданной за границей. Так он передал РЕМОВУ брошюру Д’ЭРБИНЬИ, содержащую клеветническую информацию о положении в СССР и призывающую к борьбе с советской властью. Эту брошюру РЕМОВ передал обвиняемой КАЧАЛОВОЙ, которая перевела ее с французского на русский язык с целью распространения. После долгих заперательств КАЧАЛОВА по этому вопросу показала: "Книга Д’ЭРБИНЬИ "Безбожники" получена мною от РЕМОВА. Я перевела эту книгу и занималась по ней с РЕМОВЫМ по французскому языку. Признаю, что эта книга по своему содержанию является контрреволюционной. Я хотела это скрыть, так как наличие книги Д’ЭРБИНЬИ, меня порочит" (том I, лист дела 96).

В отношении антисоветской деятельности остальных обвиняемых членов католической группы контрреволюционной организации РЕМОВ дал следующие показания: "РОЖИНА являлась посредницей между мною и НЕВЕ и во многое посвящена. Она бывала во французском посольстве и выполняла отдельные поручения НЕВЕ, который был с нею откровенен и рассказывал о своих стараниях сорвать переговоры Рузвельта с Литвиновым. Через РОЖИНУ передавались БРАУНОМ (американским священником) письма НЕВЕ из заграницы ко мне. Перед отъездом НЕВЕ за границу в 1934 году РОЖИНА просила его передать Папе Римскому о том, что в Москве организована католическая ячейка, а также о преследованиях религиозников.

По указанию НЕВЕ РОЖИНА связалась с францисканкой ВЕРТ В.О., а через последнюю. — с другими католическими деятелями".

"ВЕРТ В. О. занималась вербовкой в католичество и обработкой вновь завербованных; она же участвовала в организации помощи ссыльным".

"КЕНАРСКАЯ Н. А. — тайная монашка, знакомая с НЕВЕ с 1933 года>, бывала во французской церкви и выполняла отдельные поручения НЕВЕ, заменяя иногда РОЖИНУ".

"Доктор ТИТОВ — в прошлом член кадетской партии, тайный католик, духовный сын НЕВЕ, готовится стать священником, ведет активную религиозную пропаганду среди пациентов".

"ЦИЦУРИНА Е. И. — по отзывам НЕВЕ, заслуживает полного доверия; НЕВЕ оказывал ей материальную поддержку".

"Епископ РОЗАНОВ связан с НЕВЕ несколько лет и говорил ему о своих личных стремлениях к Риму, а также о том, что у него есть единомышленники. НЕВЕ передавал мне, что РОЗАНОВ выражал намерение бежать за границу".

"Епископ РУДНЕВ бывал у НЕВЕ ув загримированном виде и снабжал его информацией о положении Церкви, о чем мне говорил НЕВЕ".

"ШОРЧЕВА Любовь — духовная дочь НЕВЕ. В беседе со мною в конце октября 1934 года высказывалась за необходимость специальнйо работы среди детей и издания нелегальной детской религиозной литературы" (том II, листы дела 185-188).

Члены католической группы контрреволюционной организации вели также антис оветскую агитацию среди церковников. Обвиняемый ТИТОВ на очной ставке со свидетелем КОЛЕСНИКОВЫМ1 сознался в том, что он говорил:
"В Германии победил национальный дух немецкого народа, и фашизм считает своими врагами еврейство, коммунизм и масонство. Я говорил далее, что замечаю пробуждение национального духа и у нас в России, и что этот дух победит болезнь — большевизм" (том I, лист дела 29).

Беседуя с церковниками по международным вопросам, ТИТОВ высказывал следующие взгляды: "В связи с признанием САСШ2 Советского государства, я выражал возмущение, ибо я всегда восхищался американской твердостью в деле непризнания сов власти, полагая, что САСШ не только сами не должны были вставать на путь признания, но должны были воздействовать и на другие государства с тем, чтобы вызвать изменения политического строя в СССР" (том I, лист дела 30).

По показаниям РЕМОВА у него на квартире происходили нелегальные собрания православных архиереев, которые в антисоветском духе обсуждали положение Церкви. На этих собраниях присутствовал и ПОПОВ И. В. Допрошенный по этому вопросу обвиняемый ПОПОВ показания РЕМОВА подтвердил (том I, листы дела 64-65; том II, лист дела 190).

ПОПОВ И. В. получал от НЕВЕ материальную помощь. По этому вопросу РЕМОВ показал: "Я просил епископа НЕВЕ оказать материальную помощь ПОПОВУ И. В., и он эту помощь организовал через Международный Красный Крест. ПОПОВ получал посылки".


1 Секретный осведомитель органов ОГПУ-НКВД.
2 САСШ — Северо Американские Соединенные Штаты.

<...> Настоящее дело по обвинению вышеуказанных лиц в преступлениях, предусмотренных статьями 58-10 и 58-11 УК, — представить на рассмотрение Особого Совещания при НКВД.

ОПЕРУПОЛНОМОЧЕННЫЙ СЕКРетно-ПОЛИТического ОТДЕЛА Главного Управления НКВД Государственной Безопасности подпись (Толстой)
"СОГЛАСЕН" НАЧальник СЕКРетно- ПОЛИТического ОТДЕЛА Главного Управления НКВД Государственной Безопасности подпись (Тимофеев)
22 апреля 1935 года

Короткие и порой отрывочные сведения, а также ошибки в тексте - не стоит считать это нашей небрежностью или небрежностью родственников, это даже не акт неуважения к тому или иному лицу, скорее это просьба о помощи. Тема репрессий и количество жертв, а также сопутствующие темы так неохватны, понятно, что те силы и средства, которые у нас есть, не всегда могут отвечать требованиям наших читателей. Поэтому мы обращаемся к вам, если вы видите, что та или иная история требует дополнения, не проходите мимо, поделитесь своими знаниями или источниками, где вы, может быть, видели информацию об этом человеке, либо вы захотите рассказать о ком-то другом. Помните, если вы поделитесь с нами найденной информацией, мы в кратчайшие сроки постараемся дополнить и привести в порядок текст и все материалы сайта. Тысячи наших читателей будут вам благодарны!