Сохранено 2586015 имен
Поддержать проект

Европейцев Виктор Алексеевич

Европейцев Виктор Алексеевич
Дата рождения:
1885 г.
Дата смерти:
30 января 1931 г., на 47 году жизни
Социальный статус:
священнослужитель, беспартийный
Место рождения:
Краснополье село, Краснослободский район, Республика Мордовия, Россия (ранее РСФСР)
Место проживания:
Краснополье село, Краснослободский район, Республика Мордовия, Россия (ранее РСФСР)
Место захоронения:
Саранск, Республика Мордовия, Россия (ранее РСФСР)
Дата ареста:
22 ноября 1930 г.
Приговорен:
тройка при ПП ОГПУ по Средне-Волжскому краю 10 января 1931 г., обв.: по ст. 58-10, 59-2 УК РСФСР.
Приговор:
к высшей мере наказания — расстрел
Тюрьма:
Саранск, Республика Мордовия, Россия (ранее РСФСР)
Реабилитирован:
25 июля 1989 г.
Источник данных:
УФСБ Рос­сии по Рес­пуб­ли­ке Мор­до­вия. Д. 8312-С, л. 114 об-115, учтен в книге памяти Республики Мордовия
Раздел: Духовенство
Фотокартотека
Европейцев Виктор Алексеевич
От родных

Хочу написать о судьбе моего прадедушки.
Копирую с профильного сайта. Это - официальное жизнеописание ново мученика.

Свя­щен­но­му­че­ник Вик­тор ро­дил­ся в 1885 го­ду в се­ле Ма­лый Азясь Крас­но­сло­бод­ско­го уез­да Пен­зен­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка Ан­дрея Ев­ро­пей­це­ва. По окон­ча­нии Ду­хов­ной се­ми­на­рии он был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка и с 1906 го­да слу­жил в хра­ме свя­тых бес­среб­ре­ни­ков Кос­мы и Да­ми­а­на в се­ле Хлы­стов­ка Крас­но­сло­бод­ско­го уез­да. Здесь он про­слу­жил до кон­ца 1929 го­да, поль­зу­ясь сре­ди при­хо­жан боль­шим ав­то­ри­те­том, что ска­за­лось впо­след­ствии на его уча­сти и пред­опре­де­ли­ло му­че­ни­че­скую кон­чи­ну.
В но­яб­ре 1929 го­да в дом свя­щен­ни­ка яви­лись пред­ста­ви­те­ли сель­со­ве­та и ОГПУ и за­яви­ли, чтобы се­мья свя­щен­ни­ка по­ки­ну­ла се­ло, и, хо­тя су­пру­га свя­щен­ни­ка бы­ла в это вре­мя боль­на и ле­жа­ла в по­сте­ли с вы­со­кой тем­пе­ра­ту­рой, при­шед­шие бы­ли неумо­ли­мы. Ото­брав то, что с их точ­ки зре­ния пред­став­ля­ло ка­кую-то цен­ность, все осталь­ное они из­ло­ма­ли и изо­рва­ли, все свои дей­ствия со­про­вож­дая угро­за­ми и бра­нью.
В 1929 го­ду мест­ные вла­сти, ис­пол­няя рас­по­ря­же­ние ком­му­ни­сти­че­ско­го пра­ви­тель­ства о со­зда­нии го­судар­ствен­ных кол­лек­ти­вов, ор­га­ни­зо­ва­ли в се­ле Хлы­стов­ка кол­хоз, при­чем вы­бо­ры его ру­ко­вод­ства бы­ли по­на­ча­лу вполне сво­бод­ны­ми, и кре­стьяне из­бра­ли из сво­ей сре­ды наи­бо­лее хо­зяй­ствен­ных кре­стьян. Это вла­стям не по­нра­ви­лось, и в на­ча­ле 1930 го­да кол­хоз был рас­пу­щен и стал со­зда­вать­ся за­но­во, при­чем все хо­зяй­ствен­ные кре­стьяне бы­ли за­пи­са­ны в ли­шен­цы, в кол­хоз не при­ни­ма­лись, а их иму­ще­ство от­би­ра­лось в об­щую соб­ствен­ность.
В де­каб­ре 1929 го­да, спу­стя ме­сяц по­сле пре­столь­но­го празд­ни­ка свя­тых бес­среб­ре­ни­ков Кос­мы и Да­ми­а­на, мест­ны­ми вла­стя­ми был за­крыт в се­ле храм, и отец Вик­тор пе­ре­ехал в Крас­но­сло­бодск.
От­ня­тие иму­ще­ства, за­кры­тие хра­ма — все это вы­зва­ло воз­му­ще­ние у кре­стьян, ко­то­рое до­стиг­ло пре­де­ла, ко­гда кре­стьяне ока­за­лись ли­шен­ны­ми бо­го­слу­же­ния на Ве­ли­кий пост и Пас­ху. В ап­ре­ле 1930 го­да, неза­дол­го до Пас­хи, кре­стьяне со­зва­ли со­бра­ние, в ко­то­ром участ­во­ва­ло око­ло ста че­ло­век, в ос­нов­ном жен­щи­ны, и при­ня­ли ре­ше­ние до­бить­ся от вла­стей раз­ре­ше­ния на на­зна­че­ние в храм свя­щен­ни­ка. За­тем все со­брав­ши­е­ся при­шли к сель­со­ве­ту и по­тре­бо­ва­ли от его пред­се­да­те­ля, чтобы и она при­со­еди­ни­лась к хо­да­тай­ству на­се­ле­ния пе­ред об­ласт­ным на­чаль­ством об от­кры­тии хра­ма, что та ка­те­го­ри­че­ски от­ка­за­лась сде­лать. Из тол­пы, как за­яви­ла пред­се­да­тель впо­след­ствии, по­слы­ша­лись кри­ки: «Да­вай, про­кля­тая ком­му­нист­ка, нам по­па, ес­ли не дашь, разо­рвем!»
Кри­ки и воз­му­ще­ние ни к че­му, од­на­ко, не при­ве­ли, и через неко­то­рое вре­мя все разо­шлись. Вла­сти все же раз­ре­ши­ли от­цу Вик­то­ру слу­жить в хра­ме, и на Пас­ху со­сто­я­лось бо­го­слу­же­ние, и еще по­сле Пас­хи он слу­жил, и все в хра­ме мо­ли­лись три дня.
21 но­яб­ря 1930 го­да мест­ный упол­но­мо­чен­ный ОГПУ, со­брав неко­то­рые све­де­ния о кре­стья­нах-ли­шен­цах и о свя­щен­ни­ке от мест­ных ком­му­ни­сти­че­ских ак­ти­ви­стов, ис­про­сил раз­ре­ше­ния у сво­е­го на­чаль­ства на про­ве­де­ние аре­стов. На сле­ду­ю­щий день отец Вик­тор, ше­сте­ро кре­стьян и две мо­на­хи­ни бы­ли аре­сто­ва­ны и за­клю­че­ны в тюрь­му в го­ро­де Са­ран­ске.
Через день сле­до­ва­тель до­про­сил свя­щен­ни­ка. Вы­слу­шав предъ­яв­лен­ные об­ви­не­ния, отец Вик­тор за­явил, что ни­ка­кой ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции он не про­во­дил, что все его вни­ма­ние и си­лы от­да­ва­лись чи­сто ду­хов­ным во­про­сам и, ко­гда в се­ле про­во­ди­лись ка­кие-ли­бо со­бра­ния, он о них со­вер­шен­но не знал.
5 де­каб­ря, предъ­явив свя­щен­ни­ку об­ви­не­ние в ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции, сле­до­ва­тель сно­ва его до­про­сил. «В предъ­яв­лен­ном об­ви­не­нии в ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции, ко­то­рую я про­во­дил через ку­ла­ков и мо­на­шек, — от­ве­тил свя­щен­ник, — я ви­нов­ным се­бя не при­знаю, так как во все вре­мя мо­ей служ­бы в се­ле Хлы­стов­ке свя­щен­ни­ком я все вре­мя был увле­чен ре­ли­ги­ей. Ес­ли про­хо­ди­ли ка­кие кам­па­нии, то я на них не об­ра­щал вни­ма­ния, а так­же ни­ка­кой аги­та­ции не вел; на­ло­жен­ные на ме­ня раз­лич­ные на­ло­ги вы­пла­чи­вал ак­ку­рат­но… Во вре­мя за­кры­тия церк­ви, а так­же и при от­кры­тии ее, я в се­ле Хлы­стов­ке не был... а так­же не участ­во­вал ни в ка­кой ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции... Во вре­мя Пас­хи 20 ап­ре­ля 1930 го­да ме­ня при­гла­си­ло кре­стьян­ство се­ла Хлы­стов­ки от­слу­жить обед­ню, на что я со­гла­сил­ся, а по­сле обед­ни хо­дил по до­мам и слу­жил мо­леб­ны...»
10 ян­ва­ря 1931 го­да трой­ка ОГПУ при­го­во­ри­ла свя­щен­ни­ка к рас­стре­лу. Свя­щен­ник Вик­тор Ев­ро­пей­цев был рас­стре­лян 30 ян­ва­ря 1931 го­да в Са­ран­ской тюрь­ме и по­гре­бен в об­щей без­вест­ной мо­ги­ле.


Игу­мен Да­мас­кин (Ор­лов­ский)

Короткие и порой отрывочные сведения, а также ошибки в тексте - не стоит считать это нашей небрежностью или небрежностью родственников, это даже не акт неуважения к тому или иному лицу, скорее это просьба о помощи. Тема репрессий и количество жертв, а также сопутствующие темы так неохватны, понятно, что те силы и средства, которые у нас есть, не всегда могут отвечать требованиям наших читателей. Поэтому мы обращаемся к вам, если вы видите, что та или иная история требует дополнения, не проходите мимо, поделитесь своими знаниями или источниками, где вы, может быть, видели информацию об этом человеке, либо вы захотите рассказать о ком-то другом. Помните, если вы поделитесь с нами найденной информацией, мы в кратчайшие сроки постараемся дополнить и привести в порядок текст и все материалы сайта. Тысячи наших читателей будут вам благодарны!