Сохранено 2586045 имен
Поддержать проект

Фирсов Афанасий Осипович

Фирсов Афанасий Осипович
Дата рождения:
25 апреля 1883 г.
Дата смерти:
13 ноября 1937 г., на 55 году жизни
Социальный статус:
Инженер-конструктор, танкостроитель, начальник Конструкторского бюро танкостроения Харьковского паровозостроительного завода им. Коминтерна, создавшего танки БТ-5 и БТ-7, конструктор танка Т-34
Образование:
высшее
Место рождения:
Бердянск, Запорожская область, Украина (ранее Украинская ССР)
Место проживания:
Харьков, Харьковская область, Украина (ранее Украинская ССР)
Дата ареста:
1937 г.
Приговорен:
ВК ВС СССР по списку подписанному Сталиным ,Молотовым ,Каганович ,Ворошиловым 13.11.1937, без суда
Приговор:
к высшей мере наказания — расстрелу с конфискацией лично ему принадлежащего имущества
Место работы:
Архангельская область, Россия (ранее РСФСР)
Место работы:
Коломна, Московская область, Россия (ранее РСФСР)
Место работы:
Нижний Новгород (ранее Горький), Нижегородская область (ранее Горьковская), Россия (ранее РСФСР)
Тюрьма:
Санкт-Петербург (ранее Ленинград), Россия (ранее РСФСР)
Ссылка:
Харьков, Харьковская область, Украина (ранее Украинская ССР)
Реабилитирован:
в 1956 году «за отсутствием состава преступления».
Источник данных:
АП РФ, оп.24, дело 412, лист 187 и 200
Раздел: Конструкторы
Фотокартотека
Фирсов Афанасий Осипович
От родных

Если Вы располагаете дополнительными сведениями о данном человеке, сообщите нам. Мы рады будем дополнить данную страницу. Также Вы можете взять администрирование страницы и помочь нам в общем деле. Заранее спасибо.

Дополнительная информация

Биография

Родился 25 апреля в 1883 года в Бердянске в многодетной семье (14 детей) бердянского купца Осипа Фирсова. Окончил железнодорожное училище и продолжил образование за границей в высшей технической школе вМитвайде (Германия) и политехническом институте вЦюрихе (Швейцария). Работал на заводе «Зульцер».

С началом Первой мировой войны вернулся в Россию (в Архангельск). Работал над созданием дизелей для подводных лодок на Коломенском машиностроительном заводе, затем весной 1916 года перешёл на работу на завод «Теплоход» под Нижним Новгородом, где создавались минные заградители. С октября 1917 года в течение пяти лет — начальник губернского управления профессионального образования. В 1922—1927 годах — главный механик на заводе «Красная Этна» (Нижний Новгород), затем работал в Николаеве на Николаевском судостроительном заводе им. Андре Марти (1927—1930).

В 1930 году поступил на ленинградский завод «Русский дизель», где был обвинён в участии во вредительской группе и арестован. Однако уже 18 сентября 1931 года коллегия Объединённого государственного политического управления приняла решение о переводе инженера Фирсова из мест изоляции на работу в Харьков — на Харьковский паровозостроительный завод им. Коминтерна (ныне ПО им. Малышева), где в это время активно разворачивал свою деятельность один из центров советского танкостроения.

Выписка из протокола заседания коллегии ОГПУ от 18 сентября 1931 года:

Слушали:
Пересмотр дела № 101032 гр. Фирсова Афанасия Осиповича, приг. пост. кол. ОГПУ от 23/6-30 г. к заключению в концлагерь — сроком на пять лет. Постановили:
Фирсову Афанасию Осиповичу оставшийся срок изоляции заменить высылкой в гор. Харьков для работы на ХПЗ.

Из мест заключения Фирсова переводят руководителем секретного танкового КБ по причине непростой ситуации, сложившейся на ХПЗ: уход предыдущего руководителя КБИ. Н. Алексенко, отзыв в Москву военного инженера 2-го ранга Н. М. Тоскина и отсутствие адекватной замены вынудили руководство завода вмешаться в судьбу А. О. Фирсова. 6 декабря 1931 года А. О. Фирсов возглавил специальное конструкторское бюро машиностроения. Под его руководством молодые советские инженеры прошли уникальную школу конструкторского мастерства, реализуя свои творческие находки в быстроходных танках БТ-5 и БТ-7.

По свидетельству руководителя дизельного отдела Константина Челпана (расстрелян в 1938 году), А. О. Фирсов внёс большой вклад в разработку четырёхтактного 12-цилиндрового V-образного быстроходного дизелямощностью 400 л.с. С его появлением начался процесс оснащения отечественных танков дизельными двигателями. В своей рукописи «Воспоминание о танкостроителях и дизелестроителях» Василий Никитич Васильев, стоявший у истоков создания двигателя танка Т-34, написал:

Официальная советская историография связывает создание знаменитого танка Т-34 исключительно с именем главного конструктора Михаила Кошкина, сменившего в декабре 1936 года репрессированного Афанасия Фирсова. Но основы для создания Т-34, его первичный технический облик, основные боевые характеристики были заложены ещё при Фирсове. Уже в конце 1935 г. на столе главного конструктора лежали проработанные эскизы принципиально нового танка: противоснарядное бронирование с большими углами наклона, длинноствольная 76,2 мм пушка, дизельный двигатель В-2, масса до 30 т… Ближайшими помощниками Фирсова в этих разработках были Александр Морозов и Михаил Таршинов. Такая же коллизия имела место и при создании знаменитого дизеля В-2, который до сих пор применяется на современных танках. Первопроходец — Константин Челпан, его преемник — Иван Трашутин.

Летом 1936 года в разгар репрессий А. О. Фирсов отстранён от руководства КБ. К тому времени в войска было поставлено 687 танков БТ-7, на которые массово начали приходить акты-рекламации о выходе из строя коробок передач. Представители военной приёмки АБТУ РККА на заводе № 183 вынуждены прекратить приём готовых машин: БТ-7 в открытую называют «вредительским танком». Но он продолжает активную работу. В короткие сроки было рассмотрено несколько решений новой коробки передач, из которых в производство ушла конструкция, разработанная А. А. Морозовым под руководством А. О. Фирсова. Проектирует установку огнемёта и дымовых приборов на танк, лично встречает и вводит в курс дела нового руководителя КБ М. И. Кошкина.

В середине 1937 года А. О. Фирсов вновь арестован и отправлен в тюрьму (помимо него в группе «вредителей» из числа работников завода и военной приёмки АБТУ РККА оказался и директор завода И. П. Бондаренко). Расстрелян без суда и следствия в 1937 году. Реабилитирован в 1956 году «за отсутствием состава преступления».

До конца 1980-х годов его имя в печати и исследовательских работах не упоминалось.

Семья:

Отец — Осип Фирсов — бердянский купец, владелец восьми домов и нескольких магазинов.
Жена — Людмила Харитоновна Фирсова, в девичестве - Литвиненко.
Трое детей — Ольга,Игорь, Олег:

28 июня 1911 года у Афанасия Осиповича родилась дочь — Ольга Афанасьевна. Когда в конце 1930-х Афанасия Осиповича объявили врагом народа, Ольга от фамилии отца не отказалась и даже не поменяла её, когда вышла замуж. Именно она в 1941 году маскировала шпиль Адмиралтейства от налётов немецкой авиации. Ольга Афанасьевна Фирсова умерла на 95-м году жизни 10 ноября 2005 года в Берлине, но похоронена в Санкт-Петербурге.
Младший сын, Игорь (род. 24.10.1908-1941), с первых дней Великой Отечественной войны ушёл добровольцем на фронт и погиб под Ленинградом.
Старший сын, Олег Афанасьевич Фирсов (род. 7.02.1905-) стал инженером-дизелистом, главным конструктором судостроительного завода в Ленинграде. В 1960-х годах стал лауреатом Государственной премии СССР.

Награды

Орден Красного Знамени (1935) — за разработку танка БТ-7.
Почётная грамота Центрального Исполнительного Комитета СССР (1935).

Память

На стендах музея истории танка Т-34 подробно рассказывается о вкладе А. О. Фирсова в становление отечественного танкостроения, представлены фотографии и личные вещи конструктора-наставника.
Сохранился дом, где прошли детские и юношеские годы А. О. Фирсова, — двухэтажное здание № 34 на углу улиц Дюмина и Дзержинского в Бердянске.

Короткие и порой отрывочные сведения, а также ошибки в тексте - не стоит считать это нашей небрежностью или небрежностью родственников, это даже не акт неуважения к тому или иному лицу, скорее это просьба о помощи. Тема репрессий и количество жертв, а также сопутствующие темы так неохватны, понятно, что те силы и средства, которые у нас есть, не всегда могут отвечать требованиям наших читателей. Поэтому мы обращаемся к вам, если вы видите, что та или иная история требует дополнения, не проходите мимо, поделитесь своими знаниями или источниками, где вы, может быть, видели информацию об этом человеке, либо вы захотите рассказать о ком-то другом. Помните, если вы поделитесь с нами найденной информацией, мы в кратчайшие сроки постараемся дополнить и привести в порядок текст и все материалы сайта. Тысячи наших читателей будут вам благодарны!