Сохранено 2587391 имен
Поддержать проект

Лесняк Борис Николаевич

Лесняк Борис Николаевич
Дата рождения:
17 августа 1917 г.
Дата смерти:
15 июня 2004 г., на 87 году жизни
Социальный статус:
совмещение учебы в III Московском Медицинском институте с работой архивариусом в фотоархиве фотохудожника М.С. Наппельбаума; фельдшер, инженер-химик, литератор
Образование:
высшее
Национальность:
еврей
Место рождения:
Чита, Забайкальский край, Россия (ранее РСФСР)
Место проживания:
Москва, Россия (ранее РСФСР)
Место заключения:
Внутренняя тюрьма госбезопасности Лубянка, Москва, Россия (ранее РСФСР)
Место заключения:
Бутырская тюрьма Бутырский следственный изолятор, следственный изолятор № 2 г. Москвы, Бутырка, Москва, Россия (ранее РСФСР)
ГУ лагерей:
Северо-Восточный исправительно-трудовой лагерь (ранее УСВИТЛ, Управление Северо-Восточных исправительно-трудовых лагерей, СВИТЛ, Северо-Восточный ИТЛ), Магаданская область, Россия (ранее РСФСР)
Место проживания после заключения:
Магадан, Магаданская область, Россия (ранее РСФСР)
Место захоронения:
Москва, Россия (ранее РСФСР)
Дата ареста:
1 ноября 1937 г.
Приговорен:
Особым Совещанием при НКВД СССР по ст. 58-10 УК РСФСР
Приговор:
8 лет исправительно-трудовых лагерей
Реабилитирован:
24 сентября 1955 года Верховным судом СССР
Фотокартотека
Лесняк Борис Николаевич Лесняк Борис Николаевич Лесняк Борис Николаевич
От родных

Борис Николаевич Лесняк родился в городе Чите в 1917 году. Детство и отрочество прошли в Маньчжурии, куда его отец, профессиональный таможенник, был направлен в 1923 году на должность контролера Таможни СССР. В 1933 году семья Лесняков вернулась в Россию. В 1937 году в Москве со студенческой скамьи мединститута Борис был арестован органами НКВД, осужден к восьми годам исправительно-трудовых лагерей. На Колыму Борис Лесняк прибыл этапом в июле 1938 года в трюме парохода «Джурма». В разгар промывочного сезона был доставлен на прииск «Верхний Ат-Урях» Северного горнопромышленного управления.

До середины 1941 года работал в открытом забое. Когда началась Великая Отечественная война, резко сократились этапы заключенных. Но страна, как никогда, нуждалась в золоте, для добычи которого требовались люди. Их не хватало. Приходилось беречь ту рабсилу, что имелась в наличии. Не хватало в лагерях медицинских работников. Многие репрессированные врачи успели погибнуть в забоях, на лесоповалах от голода, холода и непосильного труда. Начальство в поисках медработников перебирало рабочие дела заключенных. Так был выявлен студент-медик Борис Лесняк. Сначала его положили в больницу, подлечили и сделали фельдшером. Борис Николаевич серьезно собирался посвятить свою жизнь человеческим болям и страданиям. С ним рядом трудились врачи высокой квалификации, и он жадно перенимал их знания и опыт.

В феврале 1943 года с «Верхнего Ат-Уряха» врача и двух фельдшеров перевели в больницу Севлага на Беличью. О ней на Колыме ходила добрая слава, в которую очень хотелось верить. Эта больница и впрямь являлась атипичным объектом лагерной Колымы. Одним из двух ат-уряхских фельдшеров был Лесняк. В этой больнице он проработал до ноября 1945 года, до освобождения из лагеря по окончании срока. До 1949 года продолжал работать в лагерной медицине. В медицине Дальстроя он трудился до марта 1954 года. Лишенный возможности закончить медицинское образование, Борис Николаевич поступил во Всесоюзный заочный политехнический институт и получил профессию инженера-химика- технолога. Попутно окончил факультет журналистики Вечернего университета. 18 лет, до выхода на пенсию в 1972 году, работал на Магаданском ремонтно- механическом заводе. В сентябре 1972 года Борис Николаевич и его жена Нина Владимировна Савоева вернулись в Москву. Лесняк как публицист и сатирик активно сотрудничал с магаданскими областными газетами, радио и телевидением. Печатался и в центральных периодических изданиях. Из-под его пера в 1970 году в Магадане вышла книга сатиры и юмора «Ветер из щели», вызвавшая волнение в некоторых инстанциях своей критической направленностью.

Лесняк — автор, печатавшийся в сборниках «Смеяться, право, не грешно...» (Маг., 1968 г.); «700 коротких строк» (афористика) (М., «Книга», 1980 г.); «Шеговити истини» (мысли и афоризмы на болгарском языке) (София, изд. «Наука и искусство», 1985 г.); «Пьедесталы и карлики» (М., 1990 г.); «Веселая россыпь» (Полтава, 1991 г.). Главы из его книги воспоминаний «Я к вам пришел!» в разные годы были опубликованы в альманахах «На Севере Дальнем» (1988-89 гг.), «День поэзии» (1988 г.), в журналах «Советская библиография» (1988-89 гг.), «Ленинградская панорама» (1990-91 гг.), «Дальний Восток» (1991 г.), «Перспективы». М 1, 4 (1991г.). «Сельская молодежь» № 2 и № 12 (1991 г.), «Континент» № 74, «Врач» № 3 (1993 г.). Главы-рассказы печатались в еженедельных газетах: «Советская Чукотка», «Рабочая трибуна», «Рыбацкие новости», «Литературные новости». Более половины глав книги «Я к вам пришел!» впервые увидели свет в газете «Северная правда» Ягоднинского района Магаданской области. Этому району Борис Николаевич отдал девять лет труда и жизни. Книга «Я к вам пришел!» — о прожитой человеком жизни. Значительная часть ее посвящена лагерю и людям, с которыми судьба сводила автора на жизненном пути. Лейтмотив ее — тюрьма и лагерь. И эхо, долетающее оттуда в сегодняшний день. Автор рассказывает о судьбах людей почти всех слоев советского общества: крупных партийных деятелей (П. А. Богданов — первый председатель ВСНХ РСФСР, Ю. М. Стеклов — соратник Ленина, первый редактор «Известий»), коминтерновцев; чернорабочего немца из Поволжья Э. Смоллера, смоленского крестьянина В. В. Гутникова; военного атташе И. П. Поршакова, писателей Александра Ковинъка, Евгении Гинзбург. Варлама Шаламова, режиссера Л. В. Варпаховского, ксендза Войцеха Дажицкого и «многих простых людей», к которым относит и себя. (из вступительной статьи председателя Ягоднинского общества "Поиск незаконно репрессированных" Ивана Паникарова к книге Бориса Лесняка "Я к вам пришел")
 

от May Sim

Дополнительная информация

ЛЕСНЯК, Борис Николаевич (1917-2004). Российский писатель. 24 изречения этого автора:

Инквизиция знала, как отогреть охладевших к религии.
Исповедь в чужих грехах - это уже донос.
Заткнуть рот легче всего пирогом.
В вопросах вкуса все мы немного Прокрусты.
И возле пылающего глагола можно погреть руки.
Как медленно мы взрослеем и как быстро старимся.
От горизонта всегда веет надеждой.
Можно ехать в одном вагоне, но в разные стороны.
Если фарс долго не сходит со сцены - это трагедия.
Достаточно сделать Е2 - Е4, как становишься верноподданным своего короля.
Когда идеи прививают как оспу, то к идеям возникает иммунитет.
Ирония - предохранительный клапан жёлчного пузыря.
Пням ещё долго слышится шелест листвы.
Взятка - колесная мазь в механизме общественных отношений.
Некоторые мысли нужно выводить на поводке и в наморднике.
Прежде чем поделиться мыслью, выясни, выдержит ли её голова собеседника.
Всегда есть зады, тоскующие по розгам.
Время врачует раны, если их не посыпать солью.
Политика кнута заключается в том, чтобы выглядеть пряником.
Согнутый в дугу - распрямился в оглоблю!
Душа приходит к финишу раньше, чем тело.
Лишь в братских могилах все люди становятся братьями.
Меняю любовь ближнего на вежливость и терпимость.
Истинная доброта - это способность чужую боль сделать своей.

Короткие или отрывочные сведения, а также возможные ошибки в тексте — это не проявление нашей или чьей-либо небрежности. Скорее, это обращение за помощью. Тема репрессий и масштаб жертв настолько велики, что наши ресурсы иногда не позволяют полностью соответствовать вашим ожиданиям. Мы просим вашей поддержки: если вы заметили, что какая-то история требует дополнения, не проходите мимо. Поделитесь своими знаниями или укажите источники, где встречали информацию об этом человеке. Возможно, вы захотите рассказать о ком-то другом — мы будем вам благодарны. Ваша помощь поможет нам оперативно исправить текст, дополнить материалы и привести их в порядок. Это оценят тысячи наших читателей!