
Перов Александр Васильевич

- Фотокартотека
- От родных
- Дополнительная информация
Приход в с. Невежкино в 1918 г. священник Александр Перов возглавил после ареста своего брата — предыдущего настоятеля прихода священника Николая Васильевича Перова. В 1920–1923 совмещал службу в церкви с исполнением обязанностей счетовода колхоза "Октябрь" им. Калинина. В ноябре 1929 г. на его семью наложили непомерный ("повышенный") налог — 300 пудов (около 5 тонн) картофеля, поставив ее за грань выживания.
При аресте в марте 1931 г. был вместе с настоятелем храма в соседнем селе Большие Копены священником Георгием Савиным обвинен в "агитации против мероприятий советского правительства по коллективизации" и связи с раскулаченными и кулаками. Самого священника Александра Перова раскулачить было невозможно, так как в с. Невежкино раскулачивали только тех хозяев, у кого на подворье были лошади. На момент ареста из имущества у него были корова и теленок, к тому же семья его была очень большой.
На вопросы следователя во время допроса отец Александр отвечал обстоятельно, не называя третьих лиц и свидетельствуя о том, что цель его деятельности — исключительно религиозная, не выходящая за рамки советского законодательства. На вопрос следователя о беседах о коллективизации с крестьянами отвечал: "Я о текущих кампаниях с крестьянами совершенно не говорил", вину в какой-либо антигосударственной деятельности не признал.
После возвращения из лагеря, с 1936 по 16.08.1945 г. трудился счетоводом колхозов и совхозов около г. Сталинграда, собрал семью (во время его пребывания в лагере матушка вынуждена была раздать детей по родственникам). В лагере выжил только благодаря тому, что, будучи хорошим счетоводом, был взят на работу в лагерную контору. С 1945 г. снова смог служить священником. По словам жительницы с. Дурникино (ныне Подгорное) Тамары Телегиной отец Александр ходил по дворам на Рождество Христово и Пасху, и в тех семьях, где было много ребят, одаривал детей копейками. Его сын Виктор, художник, писал иконы (творчество его сохранилось и в с. Невежкино), восстанавливал храм в с. Дурникино после войны, сделал для храма Голгофу.
После увольнения за штат протоиерей Александр переехал в г. Волгоград, где всегда присутствовал за богослужениями в Казанском Кафедральном соборе. В этом же соборе 23.10.1965 г. состоялось его отпевание собором духовенства, при стечении огромного количества молящихся, пришедших отдать своё последнее целование дорогому пастырю и отцу. После пения "Со святыми упокой…" благочинным Волгоградского округа протоиереем Василием Ошурко (1928–1983) было сказано надгробное слово "Блажен, егоже избрал и приял еси, Господи". В некрологе, опубликованном в Журнале Московской Патриархии, говорилось о том, что почивший "отличался христианским смирением, глубокой верой в Бога, простотой и послушанием. Находясь неотлучно в лоне Святой Православной Матери — Церкви, он снискал сыновнюю любовь и глубокое уважение со стороны своих пасомых", а в его характеристике отмечалось, что отец Александр — "доброго внутреннего устроения и полон пастырского усердия и ревности. С внешней стороны он хотя и не производит особенного впечатления, но искренность и глубина его веры несомненны. Он проповедует хотя и не эффектно, но содержательно, поучительно и с настроением. Со стороны верующих пользуется несомненной любовью и уважением".
Информация предоставлена Борисом Константиновичем Зозулей на основании документов Государственного архива Саратовской области, Архива УФСБ России по Саратовской области, печатных изданий. Представленные на странице фотографии и копии архивных документов — из его личного архива
Из воспоминаний дочери Любови Александровны Краюшкиной (Перовой):
"Когда папу забрали, нас оставалось 9 человек детей — 5 мальчиков, 4 девочки. Самому старшему было 14 лет, самой младшей — менее года. Мама рассказывала, что у нас отняли всё. Остались голые и босые. В тюрьме отец буквально умирал с голоду. Мама продала часы — единственную ценную вещь, которая сохранилась, на вырученные деньги купила пшено и отправила в тюрьму. Папа потом говорил: «Это пшено меня спасло». Он каждый день брал по столовой ложке крупы и жевал ее до тех пор, пока она не превращалась в «молоко». Этим и остался жив…
Какие же мы пережили страдания, это трудно описать! Питались ракушками, корнями, варили лебеду и крапиву. Просили милостыню, пасли у людей скотину. Верующие люди как могли помогали, но все равно за эти годы умерли от голода трое детей. Учиться старшим ребятам не разрешалось, так как отец был осужден и мы считались отверженными…
Доброты папа был необычайной. Когда в Урюпинске служил, на панихидный стол прихожане что-нибудь принесут съестное, он домой идет, а за ним ребятишки гурьбой: «Батюшка, батюшка, дай что-нибудь!». Все им раздаст, домой с пустыми руками приходит. Люди, которые его знали, говорили: «Святой человек». Он никогда не жаловался, не роптал, никого не осуждал. Только молился — днем и ночью".
Из воспоминаний внука Сергея Ивановича Краюшкина:
"Был какой-то большой церковный праздник. Мы с братом Сашей смотрели телевизор. Мама на нас заругалась: «Как не стыдно! В такой большой праздник телевизор смотреть, лучше бы помолились!». А дедушка вышел из своей комнаты и говорит: «Не ругай их, Люба. Они не молятся — я за них помолюсь». И мы всегда его молитву ощущали и до сих пор ею живем"
(опубликованы О. Протасовой на сайте «Православие и современность» Саратовской и Вольской епархии).
На могиле протоиерея Александра Перова установлен каменный аналой с раскрытым Евангелием, на страницах выбиты слова: "Грядет час, и ныне есть, егда мертвии услышат глас Сына Божия, и услышавше оживут" (Ин. 4, 23).
Александр Васильевич Перов родился в 1887 году в селе Владыкино Сердобского уезда в семье священника Василия Перова (29.01.1861–30.03.1901). С 1896 года обучался в Вольском духовном училище. В 1907 году окончил Саратовскую православную духовную семинарию. В том же году Александр Васильевич обвенчался с Верой Геннадьевной Несмеловой (24.12.1886–22.09.1970), дочерью священника Никольской церкви села Малый Карамыш Аткарского уезда, после чего епископом Саратовским и Царицынским Гермогеном был рукоположен в священный сан и направлен на служение в село Старая Потловка Сердобского уезда. Служил в церкви во имя святой мученицы Аллы.
В 1910 году отца Александра перевели в село Большая Князевка Аткарского уезда, в храм Архангела Михаила, где некогда служил его отец. В 1912 году за труды на месте служения священник Александр Перов был удостоен церковной награды — права ношения набедренника. В 1913 году батюшка был назначен благочинным III округа Аткарского уезда.
В 1918 году отец Александр с семьей переехал в село Невежкино — окормлять приход Космодамианской церкви, осиротевший после ареста священника Николая Перова — родного брата отца Александра. Отец Николай умер 23 февраля 1942 года в заключении. Реабилитирован в 1968 году.
12 марта 1931 года пришли и за отцом Александром. Он был арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности, «агитации против мероприятий советского правительства и коллективизации».
— Когда папу забрали, нас оставалось 9 человек детей — 5 мальчиков, 4 девочки, — говорит Любовь Александровна. — Самому старшему было 14 лет, самой младшей — менее года. Мама рассказывала, что у нас отняли всё. Остались голые и босые. В тюрьме отец буквально умирал с голоду. Мама продала часы — единственную ценную вещь, которая сохранилась, на вырученные деньги купила пшено и отправила в тюрьму. Папа потом говорил: «Это пшено меня спасло». Он каждый день брал по столовой ложке крупы и жевал ее до тех пор, пока она не превращалась в «молоко». Этим и остался жив.
Решением заседания тройки Объединенного государственного политического управления (ОГПУ) по Нижне-Волжскому краю священник Александр Перов был заключен в концлагерь сроком на пять лет.
На пять долгих лет его большая семья осталась без кормильца.
— Какие же мы пережили страдания, это трудно описать! — продолжает Любовь Александровна. — Питались ракушками, корнями, варили лебеду и крапиву. Просили милостыню, пасли у людей скотину. Верующие люди как могли помогали, но все равно за эти годы умерли от голода трое детей. Учиться старшим ребятам не разрешалось, так как отец был осужден и мы считались отверженными. Однажды у нас сильно заболела сестра, и мама пошла к семье председателя колхоза попросить для нее стакан молока. Зашла в сени, а там пианино, которое у нас отобрали. А на нем лежит только что зарезанная и разделанная свинья, и кровь ручьями стекает на клавиши…
В 1935 году отца Александра Перова освободили. Он устроился бухгалтером в колхоз Красная Слобода под Сталинградом, собрал семью — матушка вынуждена была детей по родственникам раздать. По словам Любови Александровны, в лагере ее отец выжил только потому, что был прекрасным счетоводом и его взяли в контору. Из тех ссыльных, которых отправляли на лесозаготовки, домой мало кто вернулся.
Подолгу на одном месте семья Перовых не жила. Едва колхозное начальство узнавало, что их бухгалтер — священник, тут же указывало на дверь. Большой радостью для отца Александра стало решение властей открывать церкви. В 1945 году он попросил архиерея разрешить ему совершать богослужения и получил назначение в Урюпинск, где сначала служил вторым священником, а впоследствии — настоятелем Покровской церкви (ныне кафедрального собора города Урюпинска).
— Когда папа стал служить в церкви, тоже долго на одном месте они с матушкой не жили. Если кто на батюшку слово худое скажет, сразу переводят на другой приход. Однажды папа окропил святой водой проходивших мимо церкви школьников. Кто-то нажаловался, его тут же отправили в село Дурникино (ныне Подгорное) Романовского района. Это был один из самых бедных приходов епархии. Нищенствовали они с матушкой страшно. Жили в какой-то хатенке, которая больше на хлев походила: папа, мама и мой брат Виктор с женой Василисой. Там, в Дурникино, на папу дважды нападали. Первый раз, в 1952 году, воры в дом залезли. Вытащили все, что могли унести. А через год грабители удушили полотенцем Виктора. Папу чем-то тяжелым два раза по голове ударили, решили, что он умер, и под кровать его задвинули. А на кровать маму и Василису положили, тряпьем завалили. Перерыли весь дом, думали что-то ценное найти, да откуда! А брат был замечательный художник. Церковь в Дурникино расписывал, красивые иконы писал.
Отец Александр тяжело переживал эту трагедию, но она не сломила его дух.
Из письма благочинному:
«Теперь, когда мы опомнились от налетевшего шквала несчастий, считаю своим долгом принести благодарность за теплое участие, которое Вы оказали мне, и за материальную помощь, которая поддержала меня, а также ответить на Ваше последнее письмо. С Божией помощью я теперь поправился, нанесенные побои и ранения на голове зажили, но слабость в организме еще не прошла по причине большой потери крови, а отдыхать времени нет, так как кроме служения сорокоуста по сыну пришлось после престольного праздника походить по домам прихожан».
В Дурникино Перовы задержались до 1961 года. 2 января отца Александра назначили настоятелем храма в честь святого Николая Чудотворца поселка Ершово Саратовской области. А спустя четыре месяца он был почислен за штат и переехал к дочери в Волгоград.
Борис предполагает, что причиной увольнения отца Александра стали не столько возраст и состояние его здоровья, сколько непомерный долг перед казной, который тянулся за ним многие годы.
— Батюшка был прекрасным бухгалтером; если он и не смог платить налоги, то только из-за того, что власти постоянно увеличивали поборы, невзирая на состояние прихода, — говорит Борис.
Из письма отца Александра Перова в епархиальное управление 15 сентября 1965 года:
«Учитывая, что налог незначительный, я предполагал скоро его погасить, но ошибся, так как финансовые органы стали увеличивать мое обложение, и в 1961 году, несмотря на мой аккуратный платеж и старание, опять образовалась задолженность и достигла 7000 рублей. 21 мая 1961 года я ушел за штат и не имею заработка и средств».
«Владыка Палладий меня уволил, так как я и в Ершове, и в Дурникино не мог справиться с порученным делом священника. Я не имею прихода и как бы теперь никто. Только остается мой долг, который догнал меня из Сталинграда. Даже (владыка) Палладий — мой непосредственный начальник и руководитель — отвернулся от меня, сказав, что я ни на что не способен… Без служб трудно и непривычно…» — напишет отец Александр в письме своим духовным детям.
Батюшка сильно тосковал, лишившись дела своей жизни. В 1965 году он испросил у Владыки Пимена (Хмелевского, в то время епископа Саратовского и Волгоградского.— Ред.) позволения участвовать в совместном с ним богослужении в Казанском соборе. Такое разрешение было дано. А через четыре месяца отец Александр скончался.
Это случилось 21 октября — в день рождения дочери отца Александра, Любы. Батюшка поднял большую корзину с дровами — собирался топить печь, вдруг застонал и упал. Священнику было 78 лет. 23 октября его отпевали в Казанском кафедральном соборе в сослужении соборного духовенства, при стечении огромного количества молящихся, пришедших отдать свое последнее целование дорогому пастырю и отцу. По окончании отпевания священнослужители с пением Великого покаянного канона святого Андрея Критского обнесли гроб с телом усопшего вокруг собора, после чего тело протоиерея Александра Перова было предано земле. На его могиле установлен каменный аналой с раскрытым Евангелием, в котором можно прочесть слова: Грядет час, и ныне есть, егда мертвии услышат глас Сына Божия, и услышавше оживут (Ин. 4, 23). Пожелание устроить такое надгробие выразила матушка отца Александра — Вера Геннадьевна, и оно было исполнено.
Каким был отец Александр Перов? Он «отличался христианским смирением, глубокой верой в Бога, простотой и послушанием. Находясь неотлучно в лоне Святой Православной Матери-Церкви, он снискал сыновнюю любовь и глубокое уважение со стороны своих пасомых» — это строчки из некролога. А в одной из сохранившихся характеристик на отца Александра указано, что батюшка был «доброго внутреннего устроения и полон пастырского усердия и ревности». «С внешней стороны он хотя и не производит особенного впечатления, но искренность и глубина его веры несомненны. Он проповедует хотя и не эффектно, но содержательно, поучительно и с настроением. Со стороны верующих пользуется несомненной любовью и уважением».
Прихожане храма в Урюпинске пишут о нем так: «К богослужению относился очень внимательно, как подобает пастырю. Все прихожане были им довольны, отношение его к людям было корректное. Поведения трезвого и не разгульного».
Дочь и внуки отца Александра дополняют эти строки своими впечатлениями.
— Доброты папа был необычайной. Когда в Урюпинске служил, на панихидный стол прихожане что-нибудь принесут съестное, он домой идет, а за ним ребятишки гурьбой: «Батюшка, батюшка, дай что-нибудь!». Все им раздаст, домой с пустыми руками приходит, — говорит Любовь Александровна. — Люди, которые его знали, говорили: «Святой человек». Он никогда не жаловался, не роптал, никого не осуждал. Только молился — днем и ночью…
— Был какой-то большой церковный праздник, — вспоминает Сергей Иванович Краюшкин. — Мы с братом Сашей смотрели телевизор. Мама на нас заругалась: «Как не стыдно! В такой большой праздник телевизор смотреть, лучше бы помолились!». А дедушка вышел из своей комнаты и говорит: «Не ругай их, Люба. Они не молятся — я за них помолюсь». И мы всегда его молитву ощущали и до сих пор ею живем.
Протоиерей Александр Перов был реабилитирован в 1986 году. Сейчас семинарист Борис Зозуля собирает документы для прославления отца Александра в лике новомучеников и исповедников Российских. Он не знает, какое решение примет комиссия, достаточно ли будет представленных им документов, свидетельств. Но в глубине своей души он все давно решил.
— Это признание не столько батюшке нужно, сколько нам, чтобы мы, всматриваясь в его личность, узнавая обстоятельства его жизни, учились жить, как он — по Евангелию. Священномученик Петр (Зверев) говорил: «Молитвенниками и стоит еще мир, ими-то вот и поддерживается вера и жизнь наша… Таких подвижников — молитвенников — может воспитать и иметь одно лишь Православие. И дай Бог, чтобы их было как можно больше». Я убежден, что отец Александр предстоит престолу Божию, вознося молитвы не только о своих прямых потомках, но и обо всех нас. Я его молитву чувствую. Она ведет меня по жизни.
Фото из архива Л.А. Краюшкиной и Бориса Зозули
Газета «Православная вера» № 9 (533)
Короткие или отрывочные сведения, а также возможные ошибки в тексте — это не проявление нашей или чьей-либо небрежности. Скорее, это обращение за помощью. Тема репрессий и масштаб жертв настолько велики, что наши ресурсы иногда не позволяют полностью соответствовать вашим ожиданиям. Мы просим вашей поддержки: если вы заметили, что какая-то история требует дополнения, не проходите мимо. Поделитесь своими знаниями или укажите источники, где встречали информацию об этом человеке. Возможно, вы захотите рассказать о ком-то другом — мы будем вам благодарны. Ваша помощь поможет нам оперативно исправить текст, дополнить материалы и привести их в порядок. Это оценят тысячи наших читателей!