Сохранено 2586015 имен
Поддержать проект

Перов Александр Васильевич

Перов Александр Васильевич
Дата рождения:
9 мая 1887 г.
Дата смерти:
21 октября 1965 г., на 79 году жизни
Социальный статус:
священнослужитель, беспартийный
Место рождения:
Владыкино село, Ртищевский район, Саратовская область, Россия (ранее РСФСР)
Место проживания:
Невежкино село, Лысогорский район, Саратовская область, Россия (ранее РСФСР)
Дата ареста:
11 марта 1931 г.
Приговорен:
тройкой ПП ОГПУ НВК 28 марта 1931 г., обв.: за антисоветскую агитацию (Номер дела: ОФ-23317)
Приговор:
5 лет исправительно-трудового лагеря
Реабилитирован:
26 апреля 1989 года Саратовской областной прокуратурой
Раздел: Духовенство
Фотокартотека
Перов Александр Васильевич Перов Александр Васильевич Перов Александр Васильевич Перов Александр Васильевич Перов Александр Васильевич Перов Александр Васильевич
От родных

Приход в с. Невежкино в 1918 г. священник Александр Перов возглавил после ареста своего брата — предыдущего настоятеля прихода священника Николая Васильевича Перова. В 1920–1923 совмещал службу в церкви с исполнением обязанностей счетовода колхоза "Октябрь" им. Калинина. В ноябре 1929 г. на его семью наложили непомерный ("повышенный") налог — 300 пудов (около 5 тонн) картофеля, поставив ее за грань выживания.

При аресте в марте 1931 г. был вместе с настоятелем храма в соседнем селе Большие Копены священником Георгием Савиным обвинен в "агитации против мероприятий советского правительства по коллективизации" и связи с раскулаченными и кулаками. Самого священника Александра Перова раскулачить было невозможно, так как в с. Невежкино раскулачивали только тех хозяев, у кого на подворье были лошади. На момент ареста из имущества у него были корова и теленок, к тому же семья его была очень большой.

На вопросы следователя во время допроса отец Александр отвечал обстоятельно, не называя третьих лиц и свидетельствуя о том, что цель его деятельности — исключительно религиозная, не выходящая за рамки советского законодательства. На вопрос следователя о беседах о коллективизации с крестьянами отвечал: "Я о текущих кампаниях с крестьянами совершенно не говорил", вину в какой-либо антигосударственной деятельности не признал.

После возвращения из лагеря, с 1936 по 16.08.1945 г. трудился счетоводом колхозов и совхозов около г. Сталинграда, собрал семью (во время его пребывания в лагере матушка вынуждена была раздать детей по родственникам). В лагере выжил только благодаря тому, что, будучи хорошим счетоводом, был взят на работу в лагерную контору. С 1945 г. снова смог служить священником. По словам жительницы с. Дурникино (ныне Подгорное) Тамары Телегиной отец Александр ходил по дворам на Рождество Христово и Пасху, и в тех семьях, где было много ребят, одаривал детей копейками. Его сын Виктор, художник, писал иконы (творчество его сохранилось и в с. Невежкино), восстанавливал храм в с. Дурникино после войны, сделал для храма Голгофу.

После увольнения за штат протоиерей Александр переехал в г. Волгоград, где всегда присутствовал за богослужениями в Казанском Кафедральном соборе. В этом же соборе 23.10.1965 г. состоялось его отпевание собором духовенства, при стечении огромного количества молящихся, пришедших отдать своё последнее целование дорогому пастырю и отцу. После пения "Со святыми упокой…" благочинным Волгоградского округа протоиереем Василием Ошурко (1928–1983) было сказано надгробное слово "Блажен, егоже избрал и приял еси, Господи". В некрологе, опубликованном в Журнале Московской Патриархии, говорилось о том, что почивший "отличался христианским смирением, глубокой верой в Бога, простотой и послушанием. Находясь неотлучно в лоне Святой Православной Матери — Церкви, он снискал сыновнюю любовь и глубокое уважение со стороны своих пасомых", а в его характеристике отмечалось, что отец Александр — "доброго внутреннего устроения и полон пастырского усердия и ревности. С внешней стороны он хотя и не производит особенного впечатления, но искренность и глубина его веры несомненны. Он проповедует хотя и не эффектно, но содержательно, поучительно и с настроением. Со стороны верующих пользуется несомненной любовью и уважением".

Информация предоставлена Борисом Константиновичем Зозулей на основании документов Государственного архива Саратовской области, Архива УФСБ России по Саратовской области, печатных изданий. Представленные на странице фотографии и копии архивных документов — из его личного архива

Из воспоминаний дочери Любови Александровны Краюшкиной (Перовой):

"Когда папу забрали, нас оставалось 9 человек детей — 5 мальчиков, 4 девочки. Самому старшему было 14 лет, самой младшей — менее года. Мама рассказывала, что у нас отняли всё. Остались голые и босые. В тюрьме отец буквально умирал с голоду. Мама продала часы — единственную ценную вещь, которая сохранилась, на вырученные деньги купила пшено и отправила в тюрьму. Папа потом говорил: «Это пшено меня спасло». Он каждый день брал по столовой ложке крупы и жевал ее до тех пор, пока она не превращалась в «молоко». Этим и остался жив…

Какие же мы пережили страдания, это трудно описать! Питались ракушками, корнями, варили лебеду и крапиву. Просили милостыню, пасли у людей скотину. Верующие люди как могли помогали, но все равно за эти годы умерли от голода трое детей. Учиться старшим ребятам не разрешалось, так как отец был осужден и мы считались отверженными…

Доброты папа был необычайной. Когда в Урюпинске служил, на панихидный стол прихожане что-нибудь принесут съестное, он домой идет, а за ним ребятишки гурьбой: «Батюшка, батюшка, дай что-нибудь!». Все им раздаст, домой с пустыми руками приходит. Люди, которые его знали, говорили: «Святой человек». Он никогда не жаловался, не роптал, никого не осуждал. Только молился — днем и ночью".

Из воспоминаний внука Сергея Ивановича Краюшкина:

"Был какой-то большой церковный праздник. Мы с братом Сашей смотрели телевизор. Мама на нас заругалась: «Как не стыдно! В такой большой праздник телевизор смотреть, лучше бы помолились!». А дедушка вышел из своей комнаты и говорит: «Не ругай их, Люба. Они не молятся — я за них помолюсь». И мы всегда его молитву ощущали и до сих пор ею живем"
(опубликованы О. Протасовой на сайте «Православие и современность» Саратовской и Вольской епархии).

На могиле протоиерея Александра Перова установлен каменный аналой с раскрытым Евангелием, на страницах выбиты слова: "Грядет час, и ныне есть, егда мертвии услышат глас Сына Божия, и услышавше оживут" (Ин. 4, 23).

Дополнительная информация

Александр Васильевич Перов родился в 1887 году в селе Владыкино Сердобского уезда в семье священника Василия Перова (29.01.1861–30.03.1901). С 1896 года обучался в Вольском духовном училище. В 1907 году окончил Саратовскую православную духовную семинарию. В том же году Александр Васильевич обвенчался с Верой Геннадьевной Несмеловой (24.12.1886–22.09.1970), дочерью священника Никольской церкви села Малый Карамыш Аткарского уезда, после чего епископом Саратовским и Царицынским Гермогеном был рукоположен в священный сан и направлен на служение в село Старая Потловка Сердобского уезда. Служил в церкви во имя святой мученицы Аллы.

В 1910 году отца Александра перевели в село Большая Князевка Аткарского уезда, в храм Архангела Михаила, где некогда служил его отец. В 1912 году за труды на месте служения священник Александр Перов был удостоен церковной награды — права ношения набедренника. В 1913 году батюшка был назначен благочинным III округа Аткарского уезда.

В 1918 году отец Александр с семьей переехал в село Невежкино — окормлять приход Космодамианской церкви, осиротевший после ареста священника Николая Перова — родного брата отца Александра. Отец Николай умер 23 февраля 1942 года в заключении. Реабилитирован в 1968 году.

12 марта 1931 года пришли и за отцом Александром. Он был арестован по обвинению в контр­революционной деятельности, «агитации против мероприятий советского правительства и коллективизации».

— Когда папу забрали, нас оставалось 9 человек детей — 5 мальчиков, 4 девочки, — говорит Любовь Александровна. — Самому старшему было 14 лет, самой младшей — менее года. Мама рассказывала, что у нас отняли всё. Остались голые и босые. В тюрьме отец буквально умирал с голоду. Мама продала часы — единственную ценную вещь, которая сохранилась, на вырученные деньги купила пшено и отправила в тюрьму. Папа потом говорил: «Это пшено меня спасло». Он каждый день брал по столовой ложке крупы и жевал ее до тех пор, пока она не превращалась в «молоко». Этим и остался жив.

Решением заседания тройки Объединенного государственного политического управления (ОГПУ) по Нижне-Волжскому краю священник Александр Перов был заключен в концлагерь сроком на пять лет.

На пять долгих лет его большая семья осталась без кормильца.

— Какие же мы пережили страдания, это трудно описать! — продолжает Любовь Александровна. — Питались ракушками, корнями, варили лебеду и крапиву. Просили милостыню, пасли у людей скотину. Верующие люди как могли помогали, но все равно за эти годы умерли от голода трое детей. Учиться старшим ребятам не разрешалось, так как отец был осужден и мы считались отверженными. Однажды у нас сильно заболела сестра, и мама пошла к семье председателя колхоза попросить для нее стакан молока. Зашла в сени, а там пианино, которое у нас отобрали. А на нем лежит только что зарезанная и разделанная свинья, и кровь ручьями стекает на клавиши…

В 1935 году отца Александра Перова освободили. Он устроился бухгалтером в колхоз Красная Слобода под Сталинградом, собрал семью — матушка вынуждена была детей по родственникам раздать. По словам Любови Александровны, в лагере ее отец выжил только потому, что был прекрасным счетоводом и его взяли в контору. Из тех ссыльных, которых отправляли на лесозаготовки, домой мало кто вернулся.

Подолгу на одном месте семья Перовых не жила. Едва колхозное начальство узнавало, что их бухгалтер — священник, тут же указывало на дверь. Большой радостью для отца Александра стало решение властей открывать церкви. В 1945 году он попросил архиерея разрешить ему совершать богослужения и получил назначение в Урюпинск, где сначала служил вторым священником, а впоследствии — настоятелем Покровской церкви (ныне кафедрального собора города Урюпинска).

— Когда папа стал служить в церкви, тоже долго на одном месте они с матушкой не жили. Если кто на батюшку слово худое скажет, сразу переводят на другой приход. Однажды папа окропил святой водой проходивших мимо церкви школьников. Кто-то нажаловался, его тут же отправили в село Дурникино (ныне Подгорное) Романовского района. Это был один из самых бедных приходов епархии. Нищенствовали они с матушкой страшно. Жили в какой-то хатенке, которая больше на хлев походила: папа, мама и мой брат Виктор с женой Василисой. Там, в Дурникино, на папу дважды нападали. Первый раз, в 1952 году, воры в дом залезли. Вытащили все, что могли унести. А через год грабители удушили полотенцем Виктора. Папу чем-то тяжелым два раза по голове ударили, решили, что он умер, и под кровать его задвинули. А на кровать маму и Василису положили, тряпьем завалили. Перерыли весь дом, думали что-то ценное найти, да откуда! А брат был замечательный художник. Церковь в Дурникино расписывал, красивые иконы писал.

Отец Александр тяжело переживал эту трагедию, но она не сломила его дух.

Из письма благочинному:

«Теперь, когда мы опомнились от налетевшего шквала несчастий, считаю своим долгом принести благодарность за теплое участие, которое Вы оказали мне, и за материальную помощь, которая поддержала меня, а также ответить на Ваше последнее письмо. С Божией помощью я теперь поправился, нанесенные побои и ранения на голове зажили, но слабость в организме еще не прошла по причине большой потери крови, а отдыхать времени нет, так как кроме служения сорокоуста по сыну пришлось после престольного праздника походить по домам прихожан».

В Дурникино Перовы задержались до 1961 года. 2 января отца Александра назначили настоятелем храма в честь святого Николая Чудотворца поселка Ершово Саратовской области. А спустя четыре месяца он был почислен за штат и переехал к дочери в Волгоград.

Борис предполагает, что причиной увольнения отца Александра стали не столько возраст и состояние его здоровья, сколько непомерный долг перед казной, который тянулся за ним многие годы.

— Батюшка был прекрасным бухгалтером; если он и не смог платить налоги, то только из-за того, что власти постоянно увеличивали поборы, невзирая на состояние прихода, — говорит Борис.

Из письма отца Александра Перова в епархиальное управление 15 сентября 1965 года:

«Учитывая, что налог незначительный, я предполагал скоро его погасить, но ошибся, так как финансовые органы стали увеличивать мое обложение, и в 1961 году, несмотря на мой аккуратный платеж и старание, опять образовалась задолженность и достигла 7000 рублей. 21 мая 1961 года я ушел за штат и не имею заработка и средств».

«Владыка Палладий меня уволил, так как я и в Ершове, и в Дурникино не мог справиться с порученным делом священника. Я не имею прихода и как бы теперь никто. Только остается мой долг, который догнал меня из Сталинграда. Даже (владыка) Палладий — мой непосредственный начальник и руководитель — отвернулся от меня, сказав, что я ни на что не способен… Без служб трудно и непривычно…» — напишет отец Александр в письме своим духовным детям.

Батюшка сильно тосковал, лишившись дела своей жизни. В 1965 году он испросил у Владыки Пимена (Хмелевского, в то время епископа Саратовского и Волгоградского.— Ред.) позволения участвовать в совместном с ним богослужении в Казанском соборе. Такое разрешение было дано. А через четыре месяца отец Александр скончался.

Это случилось 21 октября — в день рождения дочери отца Александра, Любы. Батюшка поднял большую корзину с дровами — собирался топить печь, вдруг застонал и упал. Священнику было 78 лет. 23 октября его отпевали в Казанском кафедральном соборе в сослужении соборного духовенства, при стечении огромного количества молящихся, пришедших отдать свое последнее целование дорогому пастырю и отцу. По окончании отпевания священнослужители с пением Великого покаянного канона святого Андрея Критского обнесли гроб с телом усопшего вокруг собора, после чего тело протоиерея Александра Перова было предано земле. На его могиле установлен каменный аналой с раскрытым Евангелием, в котором можно прочесть слова: Грядет час, и ныне есть, егда мертвии услышат глас Сына Божия, и услышавше оживут (Ин. 4, 23). Пожелание устроить такое надгробие выразила матушка отца Александра — Вера Геннадьевна, и оно было исполнено.

Каким был отец Александр Перов? Он «отличался христианским смирением, глубокой верой в Бога, простотой и послушанием. Находясь неотлучно в лоне Святой Православной Матери-Церкви, он снискал сыновнюю любовь и глубокое уважение со стороны своих пасомых» — это строчки из некролога. А в одной из сохранившихся характеристик на отца Александра указано, что батюшка был «доброго внутреннего устроения и полон пастырского усердия и ревности». «С внешней стороны он хотя и не производит особенного впечатления, но искренность и глубина его веры несомненны. Он проповедует хотя и не эффект­но, но содержательно, поучительно и с настроением. Со стороны верующих пользуется несомненной любовью и уважением».

Прихожане храма в Урюпинске пишут о нем так: «К богослужению относился очень внимательно, как подобает пастырю. Все прихожане были им довольны, отношение его к людям было корректное. Поведения трезвого и не разгульного».

Дочь и внуки отца Александра дополняют эти строки своими впечатлениями.

— Доброты папа был необычайной. Когда в Урюпинске служил, на панихидный стол прихожане что-нибудь принесут съестное, он домой идет, а за ним ребятишки гурьбой: «Батюшка, батюшка, дай что-нибудь!». Все им раздаст, домой с пустыми руками приходит, — говорит Любовь Александровна. — Люди, которые его знали, говорили: «Святой человек». Он никогда не жаловался, не роптал, никого не осуждал. Только молился — днем и ночью…

— Был какой-то большой церковный праздник, — вспоминает Сергей Иванович Краюшкин. — Мы с братом Сашей смотрели телевизор. Мама на нас заругалась: «Как не стыдно! В такой большой праздник телевизор смотреть, лучше бы помолились!». А дедушка вышел из своей комнаты и говорит: «Не ругай их, Люба. Они не молятся — я за них помолюсь». И мы всегда его молитву ощущали и до сих пор ею живем.

Протоиерей Александр Перов был реабилитирован в 1986 году. Сейчас семинарист Борис Зозуля собирает документы для прославления отца Александра в лике новомучеников и исповедников Российских. Он не знает, какое решение примет комиссия, достаточно ли будет представленных им документов, свидетельств. Но в глубине своей души он все давно решил.

— Это признание не столько батюшке нужно, сколько нам, чтобы мы, всматриваясь в его личность, узнавая обстоятельства его жизни, учились жить, как он — по Евангелию. Священномученик Петр (Зверев) говорил: «Молитвенниками и стоит еще мир, ими-­то вот и поддерживается вера и жизнь наша… Таких подвижников — молитвенников — может воспитать и иметь одно лишь Православие. И дай Бог, чтобы их было как можно больше». Я убежден, что отец Александр предстоит престолу Божию, вознося молитвы не только о своих прямых потомках, но и обо всех нас. Я его молитву чувствую. Она ведет меня по жизни.

Фото из архива Л.А. Краюшкиной и Бориса Зозули

Газета «Православная вера» № 9 (533)

Короткие и порой отрывочные сведения, а также ошибки в тексте - не стоит считать это нашей небрежностью или небрежностью родственников, это даже не акт неуважения к тому или иному лицу, скорее это просьба о помощи. Тема репрессий и количество жертв, а также сопутствующие темы так неохватны, понятно, что те силы и средства, которые у нас есть, не всегда могут отвечать требованиям наших читателей. Поэтому мы обращаемся к вам, если вы видите, что та или иная история требует дополнения, не проходите мимо, поделитесь своими знаниями или источниками, где вы, может быть, видели информацию об этом человеке, либо вы захотите рассказать о ком-то другом. Помните, если вы поделитесь с нами найденной информацией, мы в кратчайшие сроки постараемся дополнить и привести в порядок текст и все материалы сайта. Тысячи наших читателей будут вам благодарны!