Сохранено 2586007 имен
Поддержать проект

Поликарпов Николай Николаевич

Поликарпов Николай Николаевич
Дата рождения:
9 июня 1892 г.
Дата смерти:
30 июля 1944 г., на 53 году жизни
Социальный статус:
авиаконструктор, доктор технических наук, профессор
Образование:
высшее
Национальность:
русский
Место рождения:
Калинино село (ранее Георгиевское), Ливенский район, Орловская область, Россия (ранее РСФСР)
Место проживания:
Москва, Россия (ранее РСФСР)
Место захоронения:
Новодевичье кладбище, Москва, Россия (ранее РСФСР)
Дата ареста:
ноября 1929 г.
Приговорен:
арестован ОГПУ по обвинению в «участии в контрреволюционной вредительской организации» и без суда приговорен к смертной казни, без отмены или изменения приговора направлен в «шарашку» — особое конструкторское бюро ЦКБ-39 ОГПУ, в 1931 году коллегия ОГПУ приговорила Поликарпова к десяти годам лагерей.
Приговор:
10 лет исправительно-трудового лагеря
Место заключения:
Бутырская тюрьма Бутырский следственный изолятор, следственный изолятор № 2 г. Москвы, Бутырка, Москва, Россия (ранее РСФСР)
Место заключения:
ЦКБ-39 ОГПУ им. Менжинского опытно-конструкторских бюро, "шарашка", Москва, Россия (ранее РСФСР)
Реабилитирован:
1956 году — через 12 лет после смерти конструктора — Военная коллегия Верховного Суда СССР отменила прежнее решение Особого совещания при Коллегии ОГПУ и прекратила дело в отношении Поликарпова.
Раздел: Конструкторы
Фотокартотека
Поликарпов Николай Николаевич Поликарпов Николай Николаевич Поликарпов Николай Николаевич
От родных

Если Вы располагаете дополнительными сведениями о данном человеке, сообщите нам. Мы рады будем дополнить данную страницу. Также Вы можете взять администрирование страницы и помочь нам в общем деле. Заранее спасибо.

Дополнительная информация

Никола́й Никола́евич Полика́рпов (28 мая (8 июня) 1892 года — 30 июля 1944) — российский и советский авиаконструктор, глава ОКБ-51(впоследствии — ОКБ Сухого), Герой Социалистического Труда, кавалер двух орденов Ленина, лауреат двух Сталинских премий. Депутат Верховного Совета СССР 1-го созыва.

Ранние годы

Родился в селе Георгиевском (ныне Калинино) Ливенского уездаОрловской губернии в семье сельского священника. ЗакончивЛивенское духовное училище, учился в Орловской семинарии, которую не закончил: сдав экстерном экзамены за курс гимназии, в 1911 году поступил на механическое отделение Петербургского политехнического института, а с 1914 года, увлекшись авиацией, занимался на воздухоплавательных курсах при кораблестроительном отделении института. В 1916 году, после защиты дипломного проекта, получает направление на авиационное отделение Русско-Балтийского вагонного завода (РБВЗ), где до 1918 года под руководством конструктора Игоря Сикорского работал заведующим производством. Участвовал в постройке самолёта «Илья Муромец».

Вскоре после революции 1917 Сикорский эмигрировал, Поликарпов остался в России. С 1918 года работал на заводе «Дукс» (авиазавод № 1), где до февраля 1923 года руководил техническим отделом. В 1923 году под руководством Поликарпова созданы первый советский истребитель И-1 (ИЛ-400) и самолёт-разведчик Р-1, в 1927 году — истребитель И-3, в 1928 году — разведчик Р-5 и учебный самолёт У-2(По-2). 

Арест и работа в тюремном КБ

В ноябре 1929 года был арестован ОГПУ по обвинению в «участии в контрреволюционной вредительской организации» и без суда приговорен к смертной казни. После двух месяцев ожидания расстрела, в декабре того же года (без отмены или изменения приговора) направлен в «шарашку» — особое конструкторское бюроЦКБ-39 ОГПУ, организованное в Бутырской тюрьме, а затем переведённое на Московский авиазавод № 39имени Менжинского, где совместно с Дмитрием Григоровичем в 1930 году разработал истребитель И-5, который находился на вооружении ВВС РККА 9 лет. В 1931 году коллегия ОГПУ приговорила Поликарпова к десяти годам лагерей. Но после удачного показаСталину, Ворошилову и Орджоникидзе самолёта И-5, (пилоты — Чкалов и Анисимов), было решено считать приговор в отношении Поликарпова условным. В июле того же года Президиум ЦИК СССР принял решение об амнистии группы лиц, в том числе Поликарпова. Только в 1956 году — через 12 лет после смерти конструктора —Военная коллегия Верховного Суда СССР отменила прежнее решение Особого совещания при Коллегии ОГПУ и прекратила дело в отношении Поликарпова.

Дальнейшая работа

В мае 1931 года получил назначение на должность заместителя начальника бригады № 3 ЦКБ-ЦАГИ П. О. Сухого. С февраля 1933 года по июль 1936 года — начальник бригады № 2 ЦКБ на базе авиазавода № 39, руководителем которого (ЦКБ) был Сергей Ильюшин. С июля 1936 года по январь 1938 года Главный конструктор одновременно заводов № 84 в Химках и № 21 в Горьком. С февраля 1938 года — главный конструктор, а затем и технический директор авиазавода № 156, а с февраля 1939 года — Главный конструктор завода № 1. С сентября 1940 года и до смерти — директор и главный конструктор завода № 51 НКАП.

В 1939 году был направлен в командировку в Германию. В его отсутствие директор завода Павел Воронин и главный инженер Пётр Дементьев выделили из состава КБ часть подразделений и лучших конструкторов (в том числе Михаила Гуревича) и организовали новый опытный конструкторский отдел, а по сути — новое КБ, под руководством Артёма Микояна. Заодно Микояну передали проект нового истребителя И-200 (будущий МиГ-1), который Поликарпов направил в Наркомат авиационной промышленности на утверждение перед своей поездкой в Германию. Затем в старом ангаре на окраине Ходынки на бывшей территории ОЭЛИД ЦАГИ для Поликарпова был создан новый государственный завод № 51, не имевший никакой собственной производственной базы и даже здания для размещения КБ (в настоящее время — ОКБ и опытный завод имени Сухого, которому производство было передано в 1953 году). На этом небольшом (по сравнению с предыдущим) заводе, а также в сложных условиях эвакуации, были созданы истребители И-185, ИТП, ТИС (каждый в нескольких вариантах), боевой десантный планер (БДП, МП), ночной бомбардировщик НБ и начата целая серия проектов, не оконченных в связи со смертью Поликарпова.

В акте по результатам государственных испытаний истребителя И-185 М-71 «эталон для серии» от 29 января 1943 года, подписанном главным инженером Красной Армии генерал-лейтенантом Александром Репиным, самолёт Поликарпова назван «лучшим современным истребителем». За этот самолёт в марте 1943 года Поликарпову была присуждена Сталинская премия I степени. После смерти Поликарпова его КБ возглавил Владимир Челомей, которому поручили разработку крылатых ракет.

В авиационных кругах Поликарпова называли «королём истребителей»: на протяжении почти 10 лет советскую истребительную авиацию вооружали исключительно его машинами.

На территории «ОКБ Сухого» создан мемориал, посвященный Николаю Николаевичу Поликарпову, где ему установлен памятник.
На доме, где жил Поликарпов (Малый Патриарший переулок, 5), и на здании Московского авиационного института — установлены мемориальные доски.
На родине конструктора в Орле установлен памятник, где Поликарпов сидит на табурете и держит в руке модель самолёта, под табуреткой лежат чертежи самолета. Памятник установлен в одноимённом сквере, располагающемся по соседству с Технологическим институтом Госуниверситета.
Памятники Поликарпову установлены также в Москве и Ливнах Орловской области.
В селе Калинино (бывшее Георгиевское) Орловской области создан мемориал и музей Поликарпова.
Технологическому институту ГУ-УНПК (бывший машиностроительный техникум при политехническом институте) присвоено имя Поликарпова.
Его именем назван пик на Памире, площадь и улица в Орле, улицы в Москве (Улица Поликарпова, с 1967 года) и Ливнах.
Аллея в Санкт-Петербурге, в Приморском районе.
В 1978 году издан художественный маркированный конверт, посвященный конструктору.
Мемориальная доска в Главном здании СПбГПУ

Самолёты Поликарпова

С самолёта Р-1 выросла авиапромышленность СССР. Вплоть до 1930 года Р-1 являлся самым массовым самолётом, выпускаемым в СССР. В 1928 под руководством Поликарпова был создан учебно-тренировочный самолет У-2, ставший впоследствии одним из самых массовых и долго эксплуатируемых самолетов мира. Руководил созданием истребителей Поликарпов И-15 (1933), И-16 (1933), И-153 («Чайка», 1939), которые создали основу отечественной истребительной авиации в предвоенные годы. Под руководством Поликарпова в 1938—1944сконструированы опытные военные самолёты И-180, И-185, ИТП, И-190, ТИС и другие. На самолётах Поликарпова совершён ряд дальних перелётов, установлен мировой рекорд высоты. Среди конструкторов и инженеров, работавших под его руководством Всеволод Таиров, Дмитрий Томашевич,Артём Микоян, Михаил Гуревич, Михаил Янгель.

Короткие и порой отрывочные сведения, а также ошибки в тексте - не стоит считать это нашей небрежностью или небрежностью родственников, это даже не акт неуважения к тому или иному лицу, скорее это просьба о помощи. Тема репрессий и количество жертв, а также сопутствующие темы так неохватны, понятно, что те силы и средства, которые у нас есть, не всегда могут отвечать требованиям наших читателей. Поэтому мы обращаемся к вам, если вы видите, что та или иная история требует дополнения, не проходите мимо, поделитесь своими знаниями или источниками, где вы, может быть, видели информацию об этом человеке, либо вы захотите рассказать о ком-то другом. Помните, если вы поделитесь с нами найденной информацией, мы в кратчайшие сроки постараемся дополнить и привести в порядок текст и все материалы сайта. Тысячи наших читателей будут вам благодарны!