Сохранено 2585967 имен
Поддержать проект

Пресняков Петр Иванович

Пресняков Петр Иванович
Страницу ведёт: Сергей Сергей
Дата рождения:
1870 г.
Дата смерти:
1942 г., на 73 году жизни
Социальный статус:
священнослужитель
Образование:
духовная семинария
Место рождения:
Ростовская область, Россия (ранее РСФСР)
Место проживания:
Краснодарский край, Россия (ранее РСФСР)
Место захоронения:
Пресновка село, Жамбылский район, Северо-Казахстанская область, Республика Казахстан
Приговор:
ссылка
Источник данных:
Собственные данные
Раздел: Духовенство
Фотокартотека
Петр Иванович Пресняков со старшим сыном Пресняков Петр Иванович Пресняков Петр Иванович Пресняков Петр Иванович Пресняков Петр Иванович
От родных

Рассказывает внучка Петра Ивановича - Елена Серафимовна Преснякова-Артищева

Пресняков Петр ИвановичКогда я бралась за рассказ о Пресняковых, меня одолевали душевные муки. Я ведь и старые фотографии не люблю рассматривать - грустно! Но, окунувшись в воспоминания, я как-будто наблюдала за дорогими моему сердцу Пресняковыми со стороны и прониклась к ним такой любовью и щемящей нежностью, какую, возможно, не ощущала при их жизни.

Из носителей фамилии осталась я одна, да еще Беба - приемный сын дяди Кости, - урожденный Гайдар-Бек Тарковский, который стал Евгением Константиновичем Пресняковым и не захотел уже в наше время восстановить свою фамилию, чем очень огорчил и обидел своих дагестанских сородичей. У него есть внук Илья Пресняков, носитель фамилии русского священника, моего деда. Но это уже другая история.

Петр Иванович Пресняков родился на Кубани близ Ростова в 1870 (предположительно) в семье священника. В детстве в результате несчастного случая потерял один глаз, на всех оставшихся карточках он старается позировать в пол оборота.
После окончания духовной семинарии получает направление в станицу Успенка Краснодарского края, куда и направляется уже женатым священником.

Бабушка - Мариамна Александровна (в девичестве Кравченко) тоже была из семьи священнослужителей. Прежде всего, я хочу сказать несколько слов о бабушке, супруге Петра Ивановича. Мариамна (так по святцам) Александровна в девичестве Кравченко родилась в 1874 г. в Ростовской области. Окончила церковно-приходскую школу и гимназию.
После замужества всецело занималась домашним хозяйством и воспитанием детей. А их было шестеро, Ваня умер в младенчестве, а Наташа уже подростком. Осталось четверо.

В ту пору, когда родилась я, весь дом практически держался на ее плечах. От былой большой квартиры остались только три комнаты. В них жили бабушка с дедушкой, тетя Лида с Мариной и мои родители.

Дедушка после разрушения церкви был немного не в себе, все бразды правления держала в своих руках Мариамна Александровна. Она ходила на рынок, готовила обеды на всю ораву, да еще умудрялась подрабатывать шитьем, была отличной портнихой.

Моя мама многому научилась у свекрови. Мама была из простой деревенской семьи, но бабушка никогда ни словом, ни делом не обидела её. Последние свои годы бабушка Марьяша жила с нами в Бузовнах, где скончалась в 1959 г. на руках моей матери.

В станице жил богатый помещик немец Бишлер, с которым дед вскоре подружился. Оба большие меломаны они музицировали по вечерам и вели светские беседы. Бишлер настолько проникся к деду дружбой и уважением, что вскоре построил для его семьи большой светлый дом.
В этом доме и появились все дети четы Пресняковых, а их было пятеро. Бабушка всегда говорила, что это были самые счастливые их годы. Бишлер подарил деду и скрипку, о которой я расскажу попозже.

Станица была богата, жили неплохо. Старшие дети учились в Новочеркасске, младшие находились при родителях. В 1918 г. революционная суета докатилась и до Кубани. Бишлер поспешно уехал в Германию, а дедушка получил из епархии новое назначение - в Баку, куда и отправился со всей семьей. Дом крепко закрыли, надеясь со временем туда вернуться, но увы…

На открытке с изображение этой Церкви, рукой Петра Ивановича было написано: В этой церкви служим мы с дядей Васей [Кравченко][1] В Баку дедушка служил в церкви в Черном городе, затем в Балаханах (между Забратом и Сабунчами) и окончательно осел в Сабунчах.
Там была большая православная церковь, а жила семья неподалеку в большом доме, выделенном деду церковью. Переулок, где был дом так и назывался поповским, так как там жило несколько священнослужителей со своими семьями. Переулок потом переименовали в «Красный», но старое название бытует и до сих пор.

Со временем дом дедушки стал коммунальным, туда без конца подселяли новых жильцов, и к моему появлению на свет семье деда принадлежало три небольших комнаты. А после того, как мой папа получил коммунальную квартиру в Амираджанах, то у деда отобрали еще одну комнату.

Где-то в году в 1933 церковь была взорвана, и на ее месте был возведен сквер.

Дед остался без работы, а так как священнослужителям не полагалась пенсия, он зарабатывал на жизнь уроками музыки. Революционно настроенная молодежь проводила в ту пору всякие театрализованные мероприятия. Одним из них был так называемый суд над попами, где комсомольцы заставляли священников «добровольно» при всем честном народе отречься от сана и веры.

Дед не пошел на него и был единственным, кто не отказался от своей веры (хотя, нужно сказать, он никогда не был таким уж фанатиком). Да и бабушка всегда говорила, что вера в Бога должна быть в душе, а не на показ. Дедушка заявил агитаторам, что он слишком стар, чтобы отказываться от своих убеждений. Вот, видно тогда он и попал в число неблагонадежных.

Об этом судилище я узнала случайно от матери друга моего мужа Марахтанова Славы, с которым он учился в институте. Ее муж был тогда партийным работником и рассказывал об этом, явно сочувствуя священникам. В 1937 году он был арестован и расстрелян как враг народа. А наши об этом никогда не вспоминали, они вообще были немногословны, когда речь шла о семье.

Моего отца не принимали в комсомол, так как он был сыном попа. Не брали в армию, хотя когда грянула война, его тут же призвали.

В 1941 в начале июня дедушка с бабушкой и Мариной поехали в Москву к старшей дочери - Калерии, и там их застала война. Лишь в сентябре им с большим трудом удалось приобрести 2 билета на поезд в Баку, и на семейном совете было решено отправить домой Марину с дедом. А бабушка оставалась в Москве. Лучше бы наоборот. Возможно не было бы ссылки и искалеченной жизни тети Лиды и Марины.

Дед умер и похоронен в селе Пресновка. [2]

Когда в начале 1942 г. деда отправляли в Казахстан, дядя Костя был длительной командировке, а тетя Лида пыталась объяснить, что дед уже стар и болен. Но ей «любезно» посоветовали сопровождать его в ссылку. Лидия Петровна вернулась в Баку только в 1946 г, и то, только благодаря хлопотам дяди Кости. Марина уже училась в Москве, тщательно скрывая факт высылки в Казахстан.

В Баку стали восстанавливать церкви, и служители зачастили к нам, уговаривая продать оставшиеся от деда книги и церковные принадлежности. Что бабушка и сделала. Лишь долго сохраняла большой серебряный крест и скрипку. Деньги были нужны, пришла и их очередь. Бабушка отнесла скрипку в консерваторию на комиссию и вскоре ее вызвали и сообщили, что скрипка является творением Гварнери. Нужна была тщательная экспертиза, которая, в конце концов, признала, что это очень и очень хорошая подделка. За скрипку хорошо заплатили, но бабушка была уверена, что ее надули.

Я очень хорошо помню эту историю, мне было уже 12 лет, и я не раз держала скрипку в руках. На задней стенке дедушкой были вписаны имена детей и внуков, а последним именем было имя «Лена». Я в то время была самой младшей. Бабушка скончалась в 1959 году. Уже нет в живых наших родителей, и мы с Мариной самые старшие в семье.


[1] На открытке с изображение этой Церкви, рукой Петра Ивановича было написано: В этой церкви служим мы с дядей Васей [Кравченко]

[2] Пресновка — село (станица), административный центр Пресновского (с 1997 года — Жамбылского) района Петропавловской области Казахстана. Основана более двухсот лет назад, в 1752 году, первоначально, как военная крепость Новоишимской линии. Это одно из старейших, так называемых линейных русских поселений не только в Северном Казахстане, но и в Западной Сибири. 

Короткие и порой отрывочные сведения, а также ошибки в тексте - не стоит считать это нашей небрежностью или небрежностью родственников, это даже не акт неуважения к тому или иному лицу, скорее это просьба о помощи. Тема репрессий и количество жертв, а также сопутствующие темы так неохватны, понятно, что те силы и средства, которые у нас есть, не всегда могут отвечать требованиям наших читателей. Поэтому мы обращаемся к вам, если вы видите, что та или иная история требует дополнения, не проходите мимо, поделитесь своими знаниями или источниками, где вы, может быть, видели информацию об этом человеке, либо вы захотите рассказать о ком-то другом. Помните, если вы поделитесь с нами найденной информацией, мы в кратчайшие сроки постараемся дополнить и привести в порядок текст и все материалы сайта. Тысячи наших читателей будут вам благодарны!