Сохранено 2586015 имен
Поддержать проект

Шнайдер (Шнейдер) Амалия Георговна

Шнайдер (Шнейдер) Амалия Георговна
Дата рождения:
августа 1914 г.
Дата смерти:
1990 г., на 76 году жизни
Образование:
малограмотная
Национальность:
немка
Место проживания:
Саратовская область, Россия (ранее РСФСР)
Место захоронения:
Ганновер, Германия
Дата ареста:
августа 1941 г.
Приговор:
депортирована
Ссылка:
Алтайский край, Россия (ранее РСФСР)
Источник данных:
Собственные данные от родственников.
Фотокартотека
Шнайдер (Шнейдер) Амалия Георговна
От родных

Шнайдер (Шнейдер) Еммануил Генрихович, Шнайдер (Шнейдер) Амалия Георговна (Егоровна)

Дата или год рождения: 14.04.1913, август 1914
Место рождения: Автономная Республика немцев Поволжья
Степень родства: дед и бабушка


Мой дед Шнайдер (Шнейдер) Еммануил Генрихович, род. 14.04.1913 в Автономной Республике немцев Поволжья. Крестьянин, б/п. Необразованный. Мог немного обьясниться по-русски. 

Бабушка Шнайдер (Шнейдер) Амалия Георговна (Егоровна), род. в августе 1914 г в Автономной Республике немцев Поволжья. Крестьянинка, б/п. Необразованная, русским не владела.

Голод был им знаком. Бабушка любила петь, иногда она напевала и строчки: "1921, das was für uns ein schweres Jahr. Viele Leute sind verhungert und verwundet, das ist wahr." Перевод: "1921, это было для нас тяжёлым годом. Много людей умерло от голода и ран, это правда." В 1930ых дед пошёл и обменял золотые серёжки на мешок хлеба. Это было единственной золотой вещью, которую дед купил бабушке за всю её жизнь. В августе 1941-го началась депортация. Дед с бабушкой и детьми получили приказ в течении 24х часов покинуть их дом и погрузиться в вагоны. Поезд отвёз их в Сибирь. Домов в степи не было, вырыли землянки и жили в них первую зиму. Из 6-ти детей ту зиму не пережил никто, после месяца пути в неотапливаемых вагонах дети приехали в Сибирь уже больными. В ту же зиму всех немцев мужского пола забрали в советские концлагеря, носившие для немцев название трудармия. Дед попал в лагерь на севере Свердловской области. Заключённые валили лес и получали по 200 (или 300?) грамм хлеба в сутки. Ели ягоды, кору и т.п. Смертность была соответствующей, выживших мужчин из того поколения российских немцев осталось немного. Дед попал с истощением в лагерный лазарет и врачу понравился купленный дедом перед войной вельветовый (из других источников: кожаный) пиджак. Врач предложил в обмен на пиджак выдать справку о том, что дед уже не жилец. И дал в придачу билет на поезд и целую буханку хлеба на дорогу. Когда дед приехал к бабушке в Сибирь, его качало, но бабушка смогла его выходить. Во время "работы" на лесоповале дед однажды встретил в тайге лесника. Разговорились. Лесник отвёл деда на несколько километров дальше в лес и показал насыпные холмы (или валы?), - это всё, что осталось от другого лагеря, который был ликвидирован несколькими годами раньше. Что скрывалось под этими холмами, семейные предания умалчивают. Брат деда сгинул в трудармии без вести. После войны у деда с бабушкой были ещё дети. Две дочери выросли. Когда с российских немцев сняли запрет на учёбу в российских ВУЗах, дочери поступили и выучились на врачей. Несмотря на то, что у бабушки и дедушки к тому времени уже была инвалидность, и они уже не могли полноценно работать, они помогали дочерям учиться изо всех сил. Бабушка во время учёбы дочери 6 лет воспитывала внука (меня) и носила халат, заштопанный в 7 местах, но дочерям материально помогала. Позже в 1988ом она дала моей маме 1000 рублей (треть денег от проданного дома), чтобы мы вдвоём могли поехать поступать в московский ВУЗ. Зная историю своей семьи, я вырос с ощущением, что советское государство опасно для людей. Когда в 1986 году моя мама получила в г. Барнауле квартиру, я (школьником 9-го класса) проверил пожарную лестницу между балконами. На предмет пригодности к бегству в случае, если ночью за мной придут. Конечно это был глупый детский страх, но он был не совсем безосновательным, - за пару месяцев до этого ночами опять забирали мужчин. Ликвидаторами в Чернобыль. Цели другие, но принцип тот же, - представители органов забирают тебя ночью и отправляют туда, где твоя жизнь в опасности. До Чернобыля забирали в Афганистан, хотя наверное и не ночью. Живя в России, я кстати всегда испытывал особую симпатию к евреям, - было ощущение, что советское государство их тоже дискриминирует по национальному признаку, что мы с ними на одной стороне баррикад. А ещё я вырос с желанием уехать из той страны. Это желание чудесным образом соседствовало в моей одурманеной советской пропагандой голове с гордостью, что я живу в самой большой стране мира. Вот так, гордился страной и хотел уехать из неё одновременно. Потому что уже мои предки хотели. И предки моих предков. Было ощущение, что в той стране мы лишние и не нужны. Что это ощущение возможно точно также испытывают русские, я тогда не понимал. Советским восьмиклассником я размышлял, можно ли попасть в Германию через Пакистан, если меня по достижении призывного возраста заберут воевать в Афганистан и подвернётся возможность сдаться моджахедам. Кроме опаски и недоверия по отношению к советскому и позже российскому государству сыграла роль и отсутствие реабилитации российских немцев. В 1991г они правда были частично реабилитированы. Но полной реабилитации никогда не последовало, в места рождения и исторического проживания в Поволжье организованно вернуться им не разрешили. Когда пал железный занавес, я оформил документы на бабушку и её дочерей с их семьями, и мы в 1993-1994гг переехали в Германию. Железный занавес пал не без моего участия, - за право уехать из России я шёл в августе 1991-го на московские баррикады. Дед до возможности переезда не дожил, умер 27.06.1986 в г. Барнауле. Бабушка умерла в конце 1990ых в г. Ганновере. До сих пор жалею, что не научил её читать на родном языке, - она всю жизнь завидовала грамотным людям. Научилась только подписываться в возрасте уже за 80. Я всегда гордился своим дедом и очень любил свою бабушку. Раз в несколько лет мне бывает немного странно осознавать, что своё существование я кажется обязан пиджаку, который так удачно завезли перед войной в сельский магазин.
_____________________________________________________________

Имя: Schneider, Albert

Короткие и порой отрывочные сведения, а также ошибки в тексте - не стоит считать это нашей небрежностью или небрежностью родственников, это даже не акт неуважения к тому или иному лицу, скорее это просьба о помощи. Тема репрессий и количество жертв, а также сопутствующие темы так неохватны, понятно, что те силы и средства, которые у нас есть, не всегда могут отвечать требованиям наших читателей. Поэтому мы обращаемся к вам, если вы видите, что та или иная история требует дополнения, не проходите мимо, поделитесь своими знаниями или источниками, где вы, может быть, видели информацию об этом человеке, либо вы захотите рассказать о ком-то другом. Помните, если вы поделитесь с нами найденной информацией, мы в кратчайшие сроки постараемся дополнить и привести в порядок текст и все материалы сайта. Тысячи наших читателей будут вам благодарны!