Соколов Александр Михайлович
- Фотокартотека
- От родных
- Дополнительная информация
Если Вы располагаете дополнительными сведениями о данном человеке, сообщите нам. Мы рады будем дополнить данную страницу. Также Вы можете взять администрирование страницы и помочь нам в общем деле. Заранее спасибо.
В 1935 году настоятелем прихода в Рождествене стал о. Александр Соколов. Сначала он жил на частной квартире, но потом, не желая стеснять своим присутствием хозяев или тяготясь новыми условиями быта, Александр! Михайлович попросил отца Петра Дружинина разрешить ему выстроить в его саду маленький домик. Домик был быстро построен силами общины, но жил в нем священник недолго. После его ареста ночевавшая в его доме богомолка из Тараканихи рассказывала: «У него, сердешного, как сердце чувствовало, что его арестуют, держал он при себе мешочек с: сухариками - вот только мешочек и успел взять, даже одеться ему не дали толком». Так забирали в то время на расстрел. И действительно, отец Александр никогда уже не вернулся. О дальнейшей судьбе его никто ничего не знал.
В архиве УФСБ РФ по Тверской области (Тверской центр документации новейшей истории) обнаружилось небольшое дело отца Александра, ярко раскрывающее личность этого неординарного человека. Из него рисуется образ яркой личность мученика за веру и честного человека. Подобных только в Тверской епархии было сотни.
Итак:, отец Александр был арестован 9 ноября 1937 года. Во время ареста при понятых Иване Икине и Василисе Степановой (не она ли та богомолка, со слов которой о беде узнали Дружинины?) было изъято: 1) паспорт №490618 от 20.05.1935 на имя Александра Михайловича Соколова, 2) разная личная переписка на имя священника Соколова Александра, 3) церковная и прочая подлежащая изъятию литература, 4) венчики и молитвы до 20 штук, 5) икон разных святых 26 штук, 6) воздухи полкомплекта, 7) кадило медное, старое, 8) крест медный, старый, 9) крест малый серебряный, 10) евангилье (так в оригинале. - П.И.) и Библия. Недвижимое имение его составлял тогда тот самый домик 9x9 аршин[100].
Из протокола допроса:
«Соколов Александр Михайлович, род. 19.02.1875, в Кашинском уезде, селе Салтыкове, русский, сын священника.
Вопрос: Расскажите, Соколов, о вашей антисоветской деятельности.
Ответ: Да, со стороны лично меня имели место случаи антисоветских действий, а именно: так, например, по заявлению родителей мною производилось крещение взрослых детей в возрасте от 5 до 6 лет, например, из деревни Борзенева крестил мальчика Платонова в возрасте 5 или 6 лет. В деревне Бортниково крестил мальчика гр-на Глотова в возрасте 5 лет, вообще взрослых детей я крестил многих, но их я сейчас припомнить не могу. При крещении детей последним я прививал религиозные чувства. Со стороны меня имело место, что я отдельным детям рассказывал библейское учение, так, например, мальчику Волкову Александру много было прочитано и рассказано о святом Иосифе. Дети школьного возраста иногда бывали у меня на квартире, в летнее время я с детьми встречался на речке, протекающей через село Рождествено; в 1935 году мною были приучены два мальчика помогать мне во время службы в церкви. Как священник я всегда сожалею, когда проводятся закрытия церквей. Имею обиду на советскую власть, что мой родной сын был ни за что репрессирован, в период паспортизации был выслан из пределов Москвы как сын священника, в ссылке мой сын умер. Мною всегда после службы в церкви прихожанам объявляется, когда будет какой религиозный праздник. С 1936 года мною в церкви читаются проповеди. По поводу колхозов мною говорилось, что в колхозе мало хлеба и продуктов, что это район голодный; это было в 1936 году.
Вопрос: Расскажите следствию об антисоветской деятельности руководителя церковного совета.
Ответ: Об антисоветской деятельности церковного совета я сейчас ничего показать не могу, возможно, и имели место антисоветские проявления, но мне они не известны» .
К сожалению, это единственный протокол, который сохранился в деле (и были ли другие?). Священник держался мужественно, видно, что его показание им готовилось заранее. О будущем аресте батюшки явно знали члены приходского совета — председатель «двадцатки» Петр Михайлович Пчелин (Рождествено) и церковная староста Наталья Андреевна Евдокимова (Борзенево). Их показания в точности повторяют показания Александра Соколова.
Отец Александр быстро освоился, как явствует из этих рассказов, с ситуацией в Рождествене. Основную ставку он сделал на молодежь, благо что школа была укомплектована еще во многом старыми кадрами. Так, например, здесь преподавала русский язык и литературу Софья Петровна Дружинина, дочь о. Петра, женщина сильно и искренне верующая. Ее влияние на учеников было немалым. Неудивительно, что дети школьного возраста (как рассказывают Софья и Екатерина Дружинины) любили ходить в церковь. Хотя бы забежать на перемене.
В округе из священников о. Александр остался один. Его очень беспокоила такая ситуация, тем более, он видел, что вокруг него сгущаются тучи. В Твери начались массовые аресты священников, готовилось дело на архиепископа Фаддея (Успенского). Александр Соколов приезжал в Устье и общался с отцом Андреем Крицким, чтобы тот как-то подействовал на людей, ходатайствовал об открытии храма или хотя бы часовни. Но отец Андрей, как уже отмечалось, был человеком непростым, и роль его в деле аресте и Вениамина Голосова, и Александра Соколова не ясна до конца.
Что касается Саши Волкова, то как раз накануне, в середине октября 1937 года, он был опрошен неким дядей, штатным агентурным осведомителем «Скворцовым». Этот осведомитель написал в Оршинский райотдел НКВД следующее:
«Соколов Александр Михайлович прибыл в село Рождествено в 1935 году. С начала приезда он стал собирать к себе на квартиру малолетних детей и держал их с утра до самого вечера, всегда занавешены окна. В 1937 году было дело взял к себе учиников на квартиру, после я встретил учиника Волкова, и мне он рассказал, что поп их учил ходить в церьков и молиться богу. По вопросу снятия колоколов Соколов говорил, что Советская власть занимается грабежом, но православные будут все равно ходить в церьков.
«Скворцов»
26.10.1937»[101].
Но Саша Волков не скрыл этого разговора и от отца Александра. Такие вещи означали, что дело на него шьется и счет пошел на недели и дни. Священник сделал свой ход первым:
«Характеристика
Дана настоящим от Рождественского с/с Оршинского района в том, что гр. Соколов Александр Михайлович поступил в Рождествено как служитель церкви, но с 1934 по 1937 год он вел политику против сов. союза, крестил взрослых детей, потом он водил детей и взрослых к себе на дом и вел политику с ними, но когда с/с касался к нему и нескольких детей от него уволевал, и он детей огитировал против советцкого союза 20 готовщина октября и революции 7 ноября он, Соколов Алекс. Мих. открыл церьков и стал проповедовать верующим, посколько он много сорвал торжественное заседание.
Председатель с/с Николаев (подпись)»65.
Этот мученический акт в полной мере раскрывает суть поступка о. Александра. Ждать тайного конца он не стал, вместо этого открыл храм и отслужил последнюю литургию 7 ноября 1937 года. Эффект от этого действия был, надо полагать, ошеломляющим. Был выходной, все население села и огромной округи с утра должно было выйти приветствовать двадцатую годовщину новой власти. Но праздник вышел смазанным. Народ на него, в большой массе, не пошел...
После этого можно было приготовить мешочек с сухариками и ждать свою Гефсиманию. Она не заставила себя долго ждать. 8 ноября был отдан приказ об аресте, а сам арест последовал следующей ночью - на 9 ноября 1937 года.
Приговор был суров: десять лет лагерей. Но, вероятно, шестидесятилетнего священника никто ни в какие лагеря не отправлял. Он мог быть расстрелян уже в тюрьме в Калинине или умер там от нечеловеческих условий содержания. Посмертно отец Александр Михайлович Соколов реабилитирован 10 июля 1989 года. У Александра оставалось две дочери Аля и Лина, проживающие в 50-70 гг. в селе Белеутове. У А.М.Соколова имелись так же брат Иван и сестра (имя неизвестно, замужем за священником с. Салтыково Трунёвым Иоаном Николаевичем (1871 - 1930)
Короткие или отрывочные сведения, а также возможные ошибки в тексте — это не проявление нашей или чьей-либо небрежности. Скорее, это обращение за помощью. Тема репрессий и масштаб жертв настолько велики, что наши ресурсы иногда не позволяют полностью соответствовать вашим ожиданиям. Мы просим вашей поддержки: если вы заметили, что какая-то история требует дополнения, не проходите мимо. Поделитесь своими знаниями или укажите источники, где встречали информацию об этом человеке. Возможно, вы захотите рассказать о ком-то другом — мы будем вам благодарны. Ваша помощь поможет нам оперативно исправить текст, дополнить материалы и привести их в порядок. Это оценят тысячи наших читателей!