Сохранено 2586015 имен
Поддержать проект

Велихов Павел Аполлонович

Велихов Павел Аполлонович
Дата рождения:
19 декабря 1875 г.
Дата смерти:
27 мая 1930 г., на 55 году жизни
Социальный статус:
беспартийный; профессор, член секции научно-технического Комитета Цудортранса и проректор Московского института инженеров транспорта
Образование:
высшее; окончил Петербургскую 6-ю классическую гимназию (1894) и Санкт-Петербургский институт путей сообщения (1899)
Национальность:
русский
Место рождения:
Санкт-Петербург (ранее Ленинград), Россия (ранее РСФСР)
Место проживания:
Москва, Россия (ранее РСФСР)
Место заключения:
Бутырская тюрьма Бутырский следственный изолятор, следственный изолятор № 2 г. Москвы, Бутырка, Москва, Россия (ранее РСФСР)
Место захоронения:
Ваганьковское кладбище, Москва, Россия (ранее РСФСР)
Дата ареста:
23 апреля 1920 г.
Арестован:
по делу Всероссийского националистического центра
Приговор:
дело прекращено; из-под стражи освобожден
Дата ареста:
12 июня 1929 г.
Приговорен:
Коллегией ОГПУ 4 апреля 1930 года по обвинению в "шпионской, контрреволюционной и вредительской деятельности"
Приговор:
к высшей мере наказания — расстрел
Реабилитирован:
определением Военной Коллегии Верховного суда СССР 11 декабря 1963 года
Источник данных:
Место хранения дела: Центральный архив ФСБ России
Фотокартотека
Велихов Павел Аполлонович Велихов Павел Аполлонович Фотография выпускников 1903 года.  В центре, под фотографией Л.Д. Проскурякова помещена фотография его ближайшего помощника Павла Аполлоновича Велихова, он был блестящим лектором, среди его учеников известные отечественные ученые Г.А.Николаев (ректор МВТУ им. Баумана), А.А. Гвоздев, Б.И.Беляев, С.С.Давыдов. Он был выдающимся специалистом не только в области строительной механики, но и в  мостостроении и  материаловедении.
От родных

Если Вы располагаете дополнительными сведениями о данном человеке, сообщите нам. Мы рады будем дополнить данную страницу. Также Вы можете взять администрирование страницы и помочь нам в общем деле. Заранее спасибо.

Дополнительная информация

Место проживания: гор. Москва, ул. Бахметьевская, д. 15, кв. 8.

В 1900 г. на Всемирной выставке в Париже знаменитый французский инженер Гюстав Эйфель, увидев в русском павильоне фото моста через Енисей в Красноярске, воскликнул: «Боже мой, да это же чудо!» Автором проекта этого чуда был инженер Лавр Дмитриевич Проскуряков. А за год до этого заканчивает Петербургский институт инженеров путей сообщения один из любимых учеников профессора Проскурякова - Павел Велихов. «Мы с особым интересом отмечали успехи Л.Д. в области нашего мостостроения, - отметит в 1926 г. в статье, посвященной памяти своего учителя, П.А. Велихов, - мы знали, что он вносит в мостовое дело совершенно новые приемы и новые формы сооружений - приемы и формы, во много раз более целесообразные, чем применявшиеся до него...» Перейдя в 1901 г. на работу в Московское инженерное училище, Л.Д. Проскуряков пригласит туда и П.А. Велихова.

И Павел Аполлонович Велихов тоже создаст целую научную школу высококлассных инженеров-строителей. Вот только, как пишет составитель сборника Н.А. Зензинов, «его имя долгие годы считалось запретным и жило в сердцах близких - членов его семьи, его друзей, его многочисленных учеников, в его работах, которые хранились в фондах отдельных технических библиотек, практически недоступных для читателей. Судьба Павла Аполлоновича сложилась трагично - он стал жертвой репрессий и погиб в 1930 году, не дожив до 55 лет».

Небольшой документальный сборник, представленный в «Библиохронике», многое расставляет по своим местам. При подготовке его использованы материалы архива Евгения Павловича Велихова (внука П.А. Велихова), труды П.А. Велихова.

Один из учеников П.А. Велихова, академик Георгий Александрович Николаев в 1987 г. вспоминал: «Павел Аполлонович Велихов - кумир студенчества, один из наиболее ярких образов профессоров, ученых, воспитателей в моей молодости в период учебы в МИИТе (1921-1925 гг.). Это был вдохновенный лектор, прогрессивнейший деятель, инженер- философ, как он нередко себя сам называл. Человек, прокладывавший новые пути. Практика и теория были неразрывно связаны у него».

Главная область научных интересов Павла Аполлоновича - строительная механика. Её он считал одним из важнейших курсов во всем учебном плане и «во всяком случае важнейшим и серьезнейшим среди цикла научно-технических предметов, обязательных для будущих инженеров-строителей и для будущих инженеров-путейцев».

«Именно эта наука дает те основные вехи, по которым имеет пойти вся техническая жизнь будущего инженера, - подчеркивал П.А. Велихов в одной из своих лекций в 1927 г. - Строительная механика увлекательна в своем беге вперед, увлекательна в своих обобщениях и соображениях, увлекательна и в своих деталях. Я думаю, что я не ошибся, когда недавно на одном из своих публичных выступлений назвал строительную механику “музыкой инженерно-строительных наук”. Но музыка нуждается в нотах, и таковыми должны быть труды и курсы, посвященные этой науке».

А разве это не музыка - в слегка грассирующей интонации Велихова: «Веревочностержневой многоугольник представляет собой модель мгновенно равновесного и идеально экономного сооружения в целом и частях. Момент инерции - коэрцитивный фактор, препятствующий вращению. В фокусных точках неразрезных балочных систем линия влияния моментов виляет хвостиком, так как меняет знак кривизны».

Труды его, отрывки из которых приводятся в сборнике, действительно посвящены в основном строительной механике: «К пятилетию возникновения научно-технических органов НКПС <Народного комиссариата путей сообщения>» (1923); введение к книге «Теория инженерных сооружений» (1924); статья «Влияние железных дорог на развитие инженерных наук» (1925); «Теория упругости» (Лекции, читанные на строительном факультете МИИТа, 1926); «Успехи строительной механики за последние годы и ее очередные задачи» (1927); «Краткий курс строительной механики» (1926/1927).

А помимо этого - еще целый букет ответственных должностей, которые занимает П.А. Велихов в качестве члена Научно-технического Комитета НКПС - возглавляет мостовую комиссию, железобетонную комиссию, постоянную комиссию по техническим условиям на материалы. Кроме того - член Коллегии научно-экспериментального института строительства при ВСНХ СССР и вице-председатель Общества испытания материалов Всесоюзной ассоциации инженеров. В 1927 г. Павел Аполлонович получил премию на конкурсе проектов мостов стратегического назначения по линии военного ведомства.

И в итоге... 12 июня 1929 г. П.А. Велихов арестован (ордер на арест № 7898 от 8.06.1929 г. подписал Г.Г. Ягода). В предъявленном обвинении говорилось: «Член секции научно-технического Комитета профессор Велихов П.А. изобличен в том, что со

стоял членом контрреволюционной организации, проводил <. > политику строительства, направленную к срыву дорожного хозяйства Союза ССР, путем оттягивания средств из госбюджета и вкладывания их в дорожное строительство без увязки с планом экономического развития страны и применения методов строительства, дающих отрицательные показатели, т.е. преступлениями, предусмотренными п. 7 ст. 58 УК».

Свою автобиографию П.А. Велихов начнет так: «Родился 7(19) декабря 1875 г. в Петербурге в семье чиновника-юриста Аполлона Тимофеевича Велихова родом из г. Харькова. Отец, считавшийся талантливым юристом, служил юрист-консультом в ряде ведомств: в Морском министерстве, в Государственном контроле (довольно долгое время), а последние годы своей жизни в ведомстве священного Синода. Недвижимости не имел, семья жила на его жалованье.

Мать, Елизавета Андреевна, была дочерью художника Лушева, талантливого русского самородка, родом из крестьян Архангельской губернии. Биография его напоминает биографию Ломоносова - довольно известного одно время в Петербурге фотографа (открывшего одну из первых в России фотографий). Никакого имущества мать в дом не принесла и до замужества зарабатывала на пропитание сама уроками музыки.

Отец умер в 1881 году. На руках у матери осталось четверо детей - две дочери и два сына, я - младший сын. Положение семьи было довольно тяжелое - пенсия небольшая».

Так могли бы, наверное, начинаться мемуары какого-нибудь успешного чиновника, желающего оставить пример юному поколению. Но в данном случае это пишет человек, находящийся в Бутырской тюрьме, 14 октября 1929 г. Пишет для следователя Б.П. Трофимова, ведущего его дело. Велихов, как будто ненавязчиво пытается дать понять следователю, что его арест - нелепая ошибка: «В 1905 г. принял активное участие в организации Академического союза и Союза инженеров, а осенью 1905 г. вступил в партию кадетов и работал в ней по Сущевскому району г. Москвы, участвовал в ряде просветительских организаций района совместно с социал-демократическими деятелями М.Н. Покровским и Д.И. Курским.

Это привело к тому, что осенью 1907 г. я был на короткое время арестован на своей квартире во время заседания Лиги образования, в то время уже закрытой распоряжением полиции. <...>. Тем не менее в результате Всероссийского конкурса в 1913 г. из большого числа претендентов был избран профессором МВТУ. <...>

Осенью 1922 г. был арестован и пробыл в тюрьме более полугода, а затем несколько месяцев в больнице в Кропоткинском переулке. Летом 1923 г. дело было прекращено. И я отошел от всяких политических увлечений и посвятил себя работе.

В МВТУ до 1928 г. был деканом инженерно-строительного факультета, а в 1928 г. уступил просьбе ректора Н.П. Горбунова и стал проректором по учебной работе, где и работал с предельно возможной для себя энергией, до ареста в 1929 г.

Мой труд “Теория инженерных сооружений” ч. I был признан специалистами “единственным оригинальным и с новыми мыслями трудом в этой области, из вышедших после революции”».

Но никакая «Теория инженерных сооружений» не могла помочь Велихову опровергнуть, например, такое обвинение во вредительстве, выдвинутое против него: устройство кюветов вдоль дорог, так как «кюветы будут препятствовать рассредоточению транспорта во время бомбежек в военное время».

Велихов не оставляет попыток достучаться сквозь эту ватную стену до разума властей. «Я твердо верю, что Коллегия ОГПУ оценит мою работу в ее совокупности, взвесит все, сделанное мною на разных поприщах за последние 12 лет и особенно за последние 6 лет, в которые моя деятельность развивалась особенно широко, взвесит мою готовность и впредь работать усердно в интересах социалистического строительства и вынесет свое справедливое решение, которое, я надеюсь, позволит мне после полугода мучительного бездействия вновь приступить к посильной и усердной работе», - обращается он 3 ноября 1929 г. к следователю Б.П. Трофимову.

Иногда это доводило до нервного срыва. Так, в одном из немногих писем семье, дошедших из тюрьмы, П.А. Велихов не выдерживает: «Вы - всесильные и всемогущие свободные люди! со мной приключился СОС, скорее же хлопочите обо мне - я ведь полезный для СССР труженик, хочу трудиться, хочу видеть Вас и работать для Вас, хочу общаться с Природой! А я - один, один, один! Ну - любите друг друга!! Крепко целую всех-всех...»

Постановлением Коллегии ОГПУ от 4 апреля 1930 г. Павел Аполлонович Велихов был приговорен к расстрелу. 27 мая 1930 г. приговор приведен в исполнение в Москве. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище. По решению Военной коллегии Верховного Суда СССР от 11 декабря 1963 г. постановление от 4 апреля 1930 г. в отношении П.А. Велихова отменено и дело прекращено за отсутствием состава преступления...

За четыре месяца до казни П.А. Велихов напишет, обращаясь к своим детям: «Работайте все честно и скромно в интересах СССР».

Источник: Павел Аполлонович Велихов - ученый и человек / Составитель Н.А. Зензинов, отв. ред. В.П. Велихов. Москва, «Наука», 1994. - 102 с. 21,2 х 13,8 см. Тираж 400 экз. На титульном листе - дарственная надпись синими чернилами Е.П. Велихова: «Ваганову Андрею / C большим уважением / Велихов». Академик Евгений Павлович Велихов, внук П.А. Велихова. Участвовал в сборе материалов и подготовке к изданию сборника.

Короткие и порой отрывочные сведения, а также ошибки в тексте - не стоит считать это нашей небрежностью или небрежностью родственников, это даже не акт неуважения к тому или иному лицу, скорее это просьба о помощи. Тема репрессий и количество жертв, а также сопутствующие темы так неохватны, понятно, что те силы и средства, которые у нас есть, не всегда могут отвечать требованиям наших читателей. Поэтому мы обращаемся к вам, если вы видите, что та или иная история требует дополнения, не проходите мимо, поделитесь своими знаниями или источниками, где вы, может быть, видели информацию об этом человеке, либо вы захотите рассказать о ком-то другом. Помните, если вы поделитесь с нами найденной информацией, мы в кратчайшие сроки постараемся дополнить и привести в порядок текст и все материалы сайта. Тысячи наших читателей будут вам благодарны!