Сохранено 2585942 имен
Поддержать проект

Водопьян Дмитрий Алексеевич

Водопьян Дмитрий Алексеевич
Варианты имени:
Лезвиев Михаил Васильевич
Дата рождения:
1895 г.
Социальный статус:
беспартийный; профессиональный художник, скульптор
Национальность:
беларус
Место рождения:
Гродненская губерния, с. Картуз-Березовка
Место проживания:
Нальчик, Кабардино-Балкарская Республика, Россия (ранее РСФСР)
Дата ареста:
8 октября 1937 г.
Приговорен:
Тройкой при Управлении НКВД по Кабардино-Балкарской АССР 19 ноября 1937 года по обвинению в «антисоветской агитации среди знакомых»
Приговор:
к высшей мере наказания — расстрел
Реабилитирован:
определением Военного трибунала Закавказского военного округа 11 апреля 1961 года
Источник данных:
Архивно-следственное дело: № 3821-П
Раздел: Художники
Фотокартотека
Водопьян Дмитрий Алексеевич Водопьян Дмитрий Алексеевич
От родных

Водопьян Дмитрий Алексеевич (Лезвиев Михаил Васильевич- псевдоним) - скульптор и художник, родился в 1895 году в городе Берёза-Картузская Гродненской губернии (Брестская область) в бедной крестьянской семье, в которой было семеро детей - 4 брата и 3 сестры. 

Учился в церковно-приходской школе. В юности проявил художественную одарённость, увлекался рисованием и лепкой. 

После революции становится студентом Киевской Академии художеств, которую успешно оканчивает по двум специальностям - скульптор и художник. Учился у М.Л.Бойчука.

Позднее становится членом Союза художников. Из Москвы направляется на работу в республику Кабардино-Балкария. В городе Нальчике им было получено несколько заказов для Музея народов СССР (в Москве), для музея в г. Ростове. Также им был оформлен кинотеатр «Октябрьский» в Нальчике скульптурной группой «Танцующие кабардинец и кабардинка». Для музея в Москве им также были выполнены работы на тему из колхозного быта. 

В 1937 году был репрессирован по обвинению в антисоветской пропаганде и расстрелян.  В 1961 г. реабилитирован посмертно за отсутствием состава преступления.  Состоял в браке с художницей Антониной Ивановой с которой они вместе выполнили ряд композиций.

ВОСПОМИНАНИЯ О ДМИТРИИ ВОДОПЬЯНЕ ЕГО СЕСТРЫ - ВОДОПЬЯН НАДЕЖДЫ АЛЕКСЕЕВНЫ.

Я внучатый племянник Водопьяна Дмитрия Алексеевича по материнской линии, Михаил Водопьянов-Беруашвили, хочу поделиться некоторыми воспоминаниями моей бабушки—родной сестры Дмитрия, о его жизни и гибели, а также о трагической судьбе всей семьи Водопьян.

Мать Дмитрия, моя прабабушка — урождённая Белевич Мария (или Магдалина), происходила из Белоруссии городка Берёза-Картузская. Отец, Водопьян Алексей — родом из Украины города Житомира. Отец состоял на службе в полиции — был урядником. В семье было семеро детей: Константин, Антон, Алексей, Дмитрий, Софья, Лидия и Надежда. Несмотря на то, что семья была весьма бедная, все дети очень стремились к образованию. Из семерых братьев и сестёр трое получили высшее образование: Константин—юрист, Дмитрий— художник, Софья— инженер-химик сахарной промышленности.

Дмитрий учился в церковно-приходской школе, рано проявил художественную одарённость. Затем он окончил Киевскую академию художеств по двум специальностям художник и скульптор. Занимался у профессора Бойчука. В гражданскую войну был призван в красную армию. По рассказам моей бабушки, он отслужил какое-то время (по документам, предоставленным В.Котляровым около года) и хотел уволиться, чтобы продолжить заниматься искусством. Однако, командир не отпустил его, заявив, что оставляет служить ещё. Тогда Дмитрий и совершил роковую ошибку, которая стоила жизни ему и всей его семье. Он самовольно покидает часть и оказывается через какое-то время в Москве. Там он берёт новую фамилию, имя и отчество — Лезвиев Михаил Васильевич (по словам бабушки, как у лётчика Водопьянова), представляется цыганом, художником-самоучкой.

Как это не странно, в таких обстоятельствах он смог ярко проявить себя как художник и скульптор: стал членом горкома московских художников, сделал персональную выставку, которая получила одобрение Луначарского (ему была назначена стипендия). Во время пребывания в Москве Дмитрий встречает свою однокурсницу по Киевской академии, художницу Антонину Иванову. Она становится его женой (вероятно гражданской).

Затем, то ли по направлению, то ли сам, он едет на Кавказ — в Кабардино-Балкарию, где предлагает городским властям свои услуги в качестве художника и скульптора. Он получает несколько заказов на изготовление скульптур и живописных работ, которые выполняет в выделенной ему мастерской в районе Затишья. Это: «Танцующие кабардинец и кабардинка» для кинотеатра «Октябрьский» («Победа»), «Раб, разрывающий цепи», "Материнство", бюст Сталина, «Альпинист», «Пир в колхозе» и др.

Как я узнал из очерка В. Котлярова, ему в помощь отправили молодого самоучку, скульптора 20-ти лет, нальчанина Леонида Молодоженина. В последствии он стал знаменитым канадским скульптором с мировым именем Лео Мол. Вот сноска на очерк В. Котлярова о Лео Моле: http://viktorkotl.livejournal.com/241125.html


В 1934 году Дмитрия арестовывают по статье «агитация против советской власти», но не найдя никаких доказательств, отпускают. В 1937 году его арестовывают вторично. Затем приговор «тройки» и расстрел.

Расследование обстоятельств жизни и гибели Водопьяна Дмитрия провёл замечательный человек, краевед, журналист и издатель книги о Кабардино-Балкарии, а также книги памяти жертв политического террора Виктор Котляров. Чтобы не повторяться, отсылаю к его очерку— ВАЯТЕЛЬ, ПОДАРИВШИЙ НАЛЬЧИКУ «ТАНЦУЮЩУЮ ПАРУ» http://viktorkotl.livejournal.com/243546.html


КАКОВА ЖЕ БЫЛА СУДЬБА СЕМЬИ ДМИТРИЯ ВОДОПЬЯНА? Как я уже говорил, жили они на Украине, в Житомире. По словам моей бабушки после революции на Украине была «волна» украинизации, (а они были русскоязычными), начался голод. Братья, чтобы выжить направились на юг, сначала в Адлер. Там они создали сельскохозяйственную артель под названием «Червоный Гай», но были вскоре раскулачены.

Они перебрались куда-то в горы в район ниже озера Рица, там нанялись работниками к туркам (откуда там были турки — не знаю, но так рассказывала бабушка). За работу им не заплатили, а угрозами принудили бежать из этого места. Затем они перебрались в Гагры.


Старший брат Константин был юрист по образованию, он устроился в городскую администрацию, затем получил участок земли ( как на грех недалеко от дачи Берия). Участок был не освоен и полон скал и камней. Братья огромными усилиями освоили эту землю. Приходилось применять динамит для разрушения скал. Был посажен сад на 150 корней мандарин и построен семейный дом. По словам бабушки, Константин в своей юридической практике действовал по справедливости, что не нравилось многим. Когда братья построили семейный дом, они собрали всех членов семьи — братьев и сестёр и вызвали также мать из Украины.

Один из братьев, Антон, ушёл ещё ранее с Украины с белыми. Он не был политически мотивирован, просто убежал от притеснений старшего брата Константина, который считал его ленивым и даже иногда побивал. Долго он там не задержался, попал сначала в Германию, а затем в Румынию. В Германии Антон обучился водительскому делу и стал водителем у какого-то немца. Жил некоторое время в Румынии. Затем, когда мать из Гагры написала ему письмо с просьбой приехать, он пересёк границу, переплыв Днестр, и приехал к семье в Гагру.


В 1937-м в Гаграх по доносу арестовывают сначала старшего брата Константина. Братья слышали, как он кричит во время пыток, стали вступаться за него (нашли с кем спорить!!!). Всех их арестовывают, затем арестовывают и сестру Софью, которая жила в Сухуми вместе с сестрой Надеждой — моей бабушкой. Какое-то время они находились под следствием (бабушка рассказывала, что Соня очень страдала от холода — просила передать тёплые вещи), затем приговор тройки и расстрел. Место захоронения убиенных неизвестно, по словам бабушки, кто-то говорил ей что они были уничтожены в известковой яме, то есть растворены без остатка.

Все они были реабилитированы в 1961 году «ЗА ОТСУТСТВИЕМ СОСТАВА ПРЕСТУПЛЕНИЯ". Причина смерти у всех названа разная, но циничная по своей абсурдности, к примеру — «воспаление лёгких», «цирроз печени» и т.п.


Семья Водопьян никогда не была антисоветски настроена. Они были выходцы из народа, очень стремились к образованию (из семерых братьев и сестёр трое были с высшим образованием — Константин-юрист, Дмитрий- художник, Софья- инженер-химик).


Даже после всего случившегося, моя бабушка, которая осталась в живых одна, на руках с двумя маленькими детьми (моей матерью и тётей), верила, что это были антиленинские происки Сталина и Берии и что справедливость когда-то восторжествует. Деды мои все были очень деятельными, порядочными и не пьющими, людьми с хозяйственной хваткой. Они были патриотами страны и если бы не погибли в репрессиях, то наверное пошли бы воевать с фашизмом в Великую Отечественную Войну, но погибли от сталинского режима.

Вот такая истинная история художника Водопьяна Дмитрия и всей семьи Водопьян.


Были и ещё репрессированные, связанные с семьёй Водопьян. Это: мой родной дед Гвоздев Анатолий Павлович— тоже художник. Он отсидел 10 лет за рассказанный кому-то анекдот, (затем проживал в Барнауле, откуда был родом и имел ещё семью), а так же жена брата Антона —Багинская Варвара Фёдоровна (она была молдаванка), которую посадили даже не знаю за что, тоже на большой срок, который она отбыла в Казахстане.


В имеющихся публичных материалах о Дмитрии Водопьяне много путаницы и вымысла, что происходит от того, что они основаны на легенде, которую сам Дмитрий придумал для сокрытия своей личности. Он хотел спасти семью, говоря что он им не родной, а приёмный цыганёнок. Но это ему не удалось. Следователи НКВД умели докапываться до "истины" и перевыполнять план по раскрытию «шпионов» и «контрреволюционеров».

От всего творческого наследия художника-скульптора (а на момент смерти ему было 42 года и за плечами была 25-летняя творческая работа ), остались работы в некоторых музеях: в Нальчике, Ростове-на-Дону и Львове. Возможно, какие-то работы были даже переправлены в Германию, (но это только моя версия) так как территория Кабардино-Балкарии была оккупирована. В семейном альбоме остались лишь несколько фотографий Дмитрия и его работ. Куда делось всё остальное — неизвестно. В советское время мы боялись проводить розыски, ни сил ни времени на это не было. После уничтожения всего рода Водопьян надо было просто выжить!

А по прошествии стольких лет — наверное ничего уже найти не возможно, хотя я направил запросы в некоторые Музеи. Некоторые отвечают — другие игнорируют.

Михаил Водопьянов-Беруашвили, композитор, член союза композиторов России.

Короткие и порой отрывочные сведения, а также ошибки в тексте - не стоит считать это нашей небрежностью или небрежностью родственников, это даже не акт неуважения к тому или иному лицу, скорее это просьба о помощи. Тема репрессий и количество жертв, а также сопутствующие темы так неохватны, понятно, что те силы и средства, которые у нас есть, не всегда могут отвечать требованиям наших читателей. Поэтому мы обращаемся к вам, если вы видите, что та или иная история требует дополнения, не проходите мимо, поделитесь своими знаниями или источниками, где вы, может быть, видели информацию об этом человеке, либо вы захотите рассказать о ком-то другом. Помните, если вы поделитесь с нами найденной информацией, мы в кратчайшие сроки постараемся дополнить и привести в порядок текст и все материалы сайта. Тысячи наших читателей будут вам благодарны!