Сохранено 2586626 имен
Поддержать проект

Зеленцов Василий Иванович

Зеленцов Василий Иванович
Дата рождения:
1870 г.
Дата смерти:
7 февраля 1930 г., на 61 году жизни
Социальный статус:
служитель культа; епископ Прилукский, викарий Полтавской епархии
Образование:
высшее духовное
Национальность:
русский
Место рождения:
Зимарово село, Александро-Невский район, Рязанская область, Россия (ранее РСФСР)
Место проживания:
Иркутская область, Россия (ранее РСФСР)
Место захоронения:
Ваганьковское кладбище, Москва, Россия (ранее РСФСР)
Дата ареста:
9 декабря 1929 г.
Приговорен:
Коллегией ОГПУ 3 февраля 1930 г., обв.: к.-р. деятельности
Приговор:
к высшей мере наказания — расстрел
Ссылка:
Иркутская область, Россия (ранее РСФСР)
Тюрьма:
Бутырская тюрьма Бутырский следственный изолятор, следственный изолятор № 2 г. Москвы, Бутырка, Москва, Россия (ранее РСФСР)
Место заключения:
Соловецкий лагерь особого назначения СЛОН, «Соловки», Архангельская область, Россия (ранее РСФСР)
Реабилитирован:
3 июня 1989 года заключением прокуратуры Иркутской области на основании ст.1 УПВС
Источник данных:
Архивное дело № 15165
Фотокартотека
Сщмч. Василий (Зеленцов), еп. Прилукский. Фотография. 1925-1926 гг. Зеленцов Василий Иванович Зеленцов Василий Иванович
От родных

Если Вы располагаете дополнительными сведениями о данном человеке, сообщите нам. Мы рады будем дополнить данную страницу. Также Вы можете взять администрирование страницы и помочь нам в общем деле. Заранее спасибо.

Дополнительная информация

Окончил Рязанскую духовную семинарию. В 1896 году поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 1900 году со степенью кандидата богословия, причём наибольших успехов в академии он достиг по предметам, изучающим историю западных исповеданий и русского раскола.

Преподавал русский язык в духовном училище, впоследствии преподавал в Екатеринославской духовной семинарии, а затем екатеринославским епархиальным миссионером.

Был избран членом Поместного собора Православной российской церкви 1917—1918 годов от мирян Рязанской епархии, активно участвовал в работе Собора. В полемике, развернувшейся вокруг вопроса о взаимоотношениях Церкви и государства, отстаивал необходимость независимости Церкви; критиковал позицию некоторых членов Собора, желавших добиться от государства содержания взамен на церковную свободу.

В 1918 года по окончании работы Собора был послан миссионером в Полтавскую епархию.

В 1919 году был рукоположен во иерея архиепископом Феофаном (Быстровым). С 1920 года — второй священник, затем — настоятель Свято-Троицкой церкви города Полтавы. Много проповедовал, учил паству внимательной молитве, ввёл общенародное пение во время служб, проводил духовные беседы по воскресным дням. Взял на своё иждивение четверых детей-сирот умершего священника. Основал молодёжное Покровское христианское общество, которое рассматривалось как альтернатива комсомолу. Выступал против выдачи властям церковных ценностей.

Был арестован 30 мая 1922 года в Полтаве и на показательном процессе 12 августа 1922 года приговорён губернским революционным трибуналом к смертной казни. Благодаря протесту, поданному верующими рабочими на имя Ленина, казнь была заменена пятью годами заключения. Находился в заключении в Харьковской тюрьме, освобождён в 1925 году по амнистии. Забрал с собой ребёнка умершей женщины-нищенки (просившей милостыню у здания тюрьмы) и воспитывал его вместе с другими четырьмя детьми.

В августе 1925 года пострижен в мантию и возведён в сан архимандрита архиепископом Полтавским Григорием (Лисовским).

25 августа 1925 года в Троицком храме хиротонисан в епископа Прилукского, викария Полтавской епархии. Хиротонию совершали архиепископ Григорий (Лисовский) и тайно прибывший в Полтаву епископ Глуховский Дамаскин (Цедрик).

В сентябре 1926 года был арестован в Харькове (в Полтаве власти опасались это сделать, боясь возмущения народа, в основном рабочих) и приговорён к трём годам лагерей. Срок заключения отбывал на Соловках.

Находясь в лагере, осудил «Декларацию митрополита Сергия (Страгородского)», в которой содержались призывы к полной лояльности советской власти. Осенью 1927 года смог составить и отправить на большую землю два документа: «Открытое письмо с Соловков Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Сергию по поводу его Послания от 16/29 июля 1927 г.» и «Необходимые канонические поправки к посланию митрополита Сергия и его Священного Синода от 16/29 июля 1927 г.». Главная мысль первого документа заключалась в том, что «Церковь не может взять на Себя перед Государством (какова бы ни была в последнем форма правления) обязательства считать „все радости и успехи Государства — Своими радостями и успехами, а все неудачи — Своими неудачами“». «Необходимые канонические поправки…» развивали положения «Открытого письма» и строились на утверждении, что Поместный собор 15 августа 1918 года прекратил общеобязательную церковную политику «соборным своим постановлением о том, чтобы впредь никого из членов Православной Церкви не привлекать к общественному церковному суду и наказанию за политические действия, именно как за политические»[2].

В конце 1927 году епископ Василий был выслан из Соловецкого лагеря «в порядке его разгрузки» в Братский район Иркутской области, где продолжил написание полемических произведений, направленный против политики митрополита Сергия. Так, им был написан довольно большой (порядка ста страниц) труд «В чём состоит верность Христу в церковной жизни», или «Исповедание верности Христу»[2].

Написал в начале 1928 года «Моё завещание» с резкой критикой «Декларации». Один из авторов Послания соловецких епископов, составленного в связи с декларацией митрополита Сергия, в котором содержался призыв открыто заявить большевистскому правительству, что «Церковь не может мириться с вмешательством в область чисто Церковных отношений государства, враждебного религии»[2].

В ноябре 1928 года освобождён из лагеря и отправлен в ссылку в Иркутскую область. Жил в деревне Пьяново Братского района, работал над богословскими трудами.

В августе 1929 года написал большую работу «В чём состоит верность Христу в церковной жизни» с критикой деятельности митрополита Сергия. В этой рукописи, помимо прочего, говорилось о необходимости борьбы с советской властью всеми возможными способами. Рукопись была размножена верующими и получила широкое распространение. Вскоре после этого, 9 декабря 1929 года, был арестован и этапирован в Москву, в Бутырскую тюрьму.

3 февраля 1930 года коллегия ОГПУ приговорила его к расстрелу. Расстрелян 7 февраля.

Короткие и порой отрывочные сведения, а также ошибки в тексте - не стоит считать это нашей небрежностью или небрежностью родственников, это даже не акт неуважения к тому или иному лицу, скорее это просьба о помощи. Тема репрессий и количество жертв, а также сопутствующие темы так неохватны, понятно, что те силы и средства, которые у нас есть, не всегда могут отвечать требованиям наших читателей. Поэтому мы обращаемся к вам, если вы видите, что та или иная история требует дополнения, не проходите мимо, поделитесь своими знаниями или источниками, где вы, может быть, видели информацию об этом человеке, либо вы захотите рассказать о ком-то другом. Помните, если вы поделитесь с нами найденной информацией, мы в кратчайшие сроки постараемся дополнить и привести в порядок текст и все материалы сайта. Тысячи наших читателей будут вам благодарны!