Сохранено 2586004 имен
Поддержать проект

Адамантов Михаил Петрович

Адамантов Михаил Петрович
Дата рождения:
31 августа 1892 г.
Дата смерти:
20 ноября 1937 г., на 46 году жизни
Социальный статус:
беспартийный; священник Рождества Богородицы Церкви села Борисовка Васильсурского уезда
Национальность:
русский
Место рождения:
Шишковердь село, Княгининский район, Нижегородская область (ранее Горьковская), Россия (ранее РСФСР)
Место проживания:
Берендеевка село, Лысковский район, Нижегородская область (ранее Горьковская), Россия (ранее РСФСР)
Место захоронения:
Бугровское кладбище место массовых расстрелов (ранее Красное, Новое), Нижний Новгород (ранее Горький), Нижегородская область (ранее Горьковская), Россия (ранее РСФСР)
Дата ареста:
15 сентября 1937 г.
Приговорен:
тройкой при Управлении НКВД по Горьковской области по обвинению в "контрреволюционной деятельности"
Приговор:
к высшей мере наказания — расстрел
Раздел: Духовенство
Фотокартотека
Родители Михаила Адамантова — псаломщик Петр Васильевич Адамантов с супругой Надеждой Александровной Адамантов Михаил Петрович Адамантов Михаил Петрович
От родных

Если Вы располагаете дополнительными сведениями о данном человеке, сообщите нам. Мы рады будем дополнить данную страницу. Также Вы можете взять администрирование страницы и помочь нам в общем деле. Заранее спасибо.

Дополнительная информация

Священномученик Михаил родился 31 августа 1892 года в селе Шишковердь Васильсурского уезда Нижегородской губернии в семье псаломщика Петра Адамантова и его жены Надежды, у которых было шестеро сыновей.

Его отец практически всю свою жизнь прослужил псаломщиком в Предтеченской церкви села Шиковерди. Семья жила бедно, но всех своих детей глубоко верующие родители воспитывали в вере и благочестии. В 1913 году Михаил Адамантов окончил полный курс обучения в Нижегородской Духовной семинарии и вскоре женился на дочери священника.

15 февраля 1914 года он был назначен настоятелем в храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы села Борисовка Васильсурского уезда. В декабре 1915 года у отца Михаила и матушки Марии в Борисовке родился старший сын Алексей, и лишь спустя много лет, в 1924 году, в их семье появится еще один сын Николай.

Несмотря на свою молодость, священник Михаил Адамантов пользовался большим авторитетом среди крестьян, и многие из прихожан приходили к нему в дом за советом. Небольшой деревянный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы в селе Борисовка был построен на средства прихожан в 1910 году. Приход был бедным, и священник вынужден был не только преподавать Закон Божий в местной церковно-приходской школе, но и вместе с женой заниматься сельским хозяйством. Они сами косили и запасали сено для коровы, возделывали огород и ухаживали за садом.

Во время Первой Мировой войны иерей Михаил Адамантов, по примеру своего старшего родного брата Федора, который был кадровым военным, 31 мая 1916 года подал прошение на имя архиепископа Иоакима (Левицкого) с просьбой отправить его на фронт в качестве военного пастыря. Отец Михаил писал: «В настоящее время ощущается нужда в полковых священниках. Будучи человеком свободным в семейном отношении и молодым и имея непреодолимое желание послужить в сане священника в рядах нашей доблестной армии, покорнейше прошу Вас, Владыко, представить мое желание на усмотрение Протоприсвитера военного и морского духовенства». Благочинный Васильсурского уезда священник Константин Карамазинский, направил отзыв об отце Михаиле в Нижегородскую Духовную консисторию, следующего содержания: «Имею сообщить, что священник села Борисовки Михаил Адамантов — человек молодой, полный сил, как физических, так и духовных, может вполне справлять обязанность военного священника». Однако, несмотря на желание отца Михаила, он не был направлен для служения в армию, а продолжил духовно окормлять крестьян в Нижегородской глубинке.

В 1930-е годы отец Михаил стал служить настоятелем в Рождественской церкви в селе Берендеевка Лысковского района, но сам он с семьей проживал в соседней деревне Колхича. Отец Михаил был арестован начальником Лысковского районного отделения НКВД 15 сентября 1937 года. Во время обыска в доме священника искали контрреволюционную литературу и оружие. На требование сдать их отец Михаил ответил, что он таких вещей в доме не имеет и что его оружие это слово Божие. Сотрудники НКВД смогли изъять только богослужебные книги.

4 ноября 1937 года следователь допросил отца Михаила Адамантова:

— Вы арестованы как активный участник церковно-фашистской диверсионно-террористической организации.

— Виновным себя не признаю, так как в контрреволюционной церковно-фашистской организации я не состоял.

— Вы говорите неправду, следствием установлено, что вы входили в состав контрреволюционной фашистской, диверсионно-террористической группы, созданной и руководимой попом Хитровским. Признаете вы себя в этом виновным?

— Нет.

— Вы обличаетесь показаниями обвиняемых Хитровского, Соловьева, Сергиевского в том, что являлись активным участником церковно-фашистской диверсионно-террористической повстанческой организации, проводившей контрреволюционную деятельность. Виновным себя в этом признаете?

— Виновным себя не признаю. Записано правильно с моих слов, мной прочитано.

На этом допрос был закончен. В обвинительном заключении по данному делу следователь запишет, что «Адамантов Михаил Петрович — участник церковно-фашистской диверсионно-террористической организации, возглавляемой попом Хитровским. Вел активную подрывную работу, направленную на развал колхозов, проводил среди населения агитацию в пользу вооруженного восстания для свержения советской власти и реставрации капитализма в СССР».

11 ноября 1937 года Тройка приговорила отца Михаила к расстрелу. Священник Михаил Адамантов был расстрелян 20 ноября 1937 года и погребен в общей безвестной могиле на полигоне Горьковского НКВД.

В годы советской власти гонениям подвергались и другие члены семьи отца Михаила. В связи с этим его брат Константин, служивший псаломщиком у себя на родине, в селе Шишковерди, из-за боязни за своих детей (девять человек) оставил Церковь, официально отказавшись от своей должности при храме. Но именно мученическая кончина отца Михаила в дальнейшем позволила многим из этого рода пережить ужасы Великой Отечественной войны и другие испытания.

Память сщмч. Михаила 20 ноября.

Цитируется по книге «Жития святых, новомучеников и исповедников Земли Нижегородской». — Нижний Новгород, 2015. Авторы-составители: архимандрит Тихон (Затёкин), игумен Дамаскин (Орловский), О.В. Дёгтева.

Короткие и порой отрывочные сведения, а также ошибки в тексте - не стоит считать это нашей небрежностью или небрежностью родственников, это даже не акт неуважения к тому или иному лицу, скорее это просьба о помощи. Тема репрессий и количество жертв, а также сопутствующие темы так неохватны, понятно, что те силы и средства, которые у нас есть, не всегда могут отвечать требованиям наших читателей. Поэтому мы обращаемся к вам, если вы видите, что та или иная история требует дополнения, не проходите мимо, поделитесь своими знаниями или источниками, где вы, может быть, видели информацию об этом человеке, либо вы захотите рассказать о ком-то другом. Помните, если вы поделитесь с нами найденной информацией, мы в кратчайшие сроки постараемся дополнить и привести в порядок текст и все материалы сайта. Тысячи наших читателей будут вам благодарны!