Альбрихович Людвиг Александрович
Альбрихович Людвиг Александрович
Альбрихович Людвиг Александрович
Дата рождения:
11 апреля 1859г.
Дата смерти:
__ __ 1918г., на 59 году жизни
Воинское звание:
контр-адмирал (26.11.1912)
Место рождения:
неизвестно
Место проживания:
Гатчинский район, Ленинградская область, Россия
Вероятное место захоронения:
Петропавловская крепость (ранее Петроградская крепость), Санкт-Петербург (ранее Ленинград), Россия
Национальность:
поляк
Дата ареста:
__ __ 1918г.
Приговорен:
осенью 1918 года «как активный враг Советской власти»
Приговор:
к высшей мере наказания — расстрел
Раздел: Военные
  • ФОТОКАРТОТЕКА
  • ОТ РОДНЫХ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ФОТОКАРТОТЕКА
Альбрихович Людвиг Александрович Дом № 28 на улице Горького (бывшей Бомбардирской) в Гатчине, где проживал Л.А. Альбрихович Герб Альбрихович Броненосный фрегат «Владимир Мономах» Альбрихович Людвиг Александрович Альбрихович Людвиг Александрович Минный крейсер «Донской казак» в походе

Броненосный фрегат «Князь Пожарский»

Альбрихович Людвиг Александрович
Альбрихович Людвиг Александрович Проект Бессмертный барак
ОТ РОДНЫХ

В конце 1912 года в доме № 28 на Бомбардирской (Горького) улице в Гатчине поселился немолодой, полноватый, но всё ещё подтянутый, морской офицер с погонами контр-адмирала. Те из гатчинцев, кто был хоть как-то связан с военным флотом, признали в нём ветерана Русско-японской войны 1904 – 1905 годов Людвига Александровича Альбриховича.

Людвиг происходил из польского дворянского рода Альбриховичей. Отец его был подполковником; мать звали Юлией, происходила она из рода Опацких.

О детских годах Людвига сведений у меня нет. Известно лишь, что у него была старшая сестра Мария (родилась в 1852 году), которая позднее стала женой Владимира Феликса Адальбертовича Красинского (1848 – 1911), механика флота, а после выхода в отставку по болезни – надворного советника.

Начав флотскую службу в 20-летнем возрасте, Альбрихович через три года стал мичманом. А вот следующего, лейтенантского, чина ему пришлось ждать восемь лет. Зато потом очередные чины присваивались старательному офицеру достаточно регулярно.

В 1884 – 1887 годах мичман Альбрихович совершил кругосветное плавание на броненосном фрегате «Владимир Мономах», гордости русского кораблестроения, одном из самых быстроходных броненосных судов в мире.

В мае 1901 года Л.А. Альбриховича назначили старшим офицером бронепалубного крейсера II ранга «Боярин», который в это время в рамках специальной кораблестроительной программы «для нужд Тихого океана» уже 9 месяцев строился на датской верфи «Бурмейстер ог Вайн» и предназначался для ближней разведки при эскадре. Лейтенант Альбрихович прибыл в Копенгаген накануне спуска судна на воду.

Своё название «Боярин» получил в честь парусно-винтового корвета, построенного в 1856 году на Охтенской верфи в Петербурге.

В начале осени 1902 года крейсер прибыл в Кронштадт, вошёл в состав Российского флота и 27 октября вышел на Дальний Восток, чтобы присоединиться к Эскадре Тихого океана. Дальний поход, во время которого крейсер совершил совместное плавание с французскими кораблями в Персидском заливе (за это Альбрихович был награждён орденом св. Станислава 2-ой степени), благополучно завершился 10 мая 1903 года, когда «Боярин» прибыл в Порт-Артур.

«Боярин» использовался для разведки, а также в качестве репетичного судна (повторяло сигналы командующего для эскадры). Учения и плавания в составе эскадры показали, что корабль «прочной постройки и хорошее морское судно, очень выгодный в отношении расхода угля разведчик». Осенью 1903 года крейсер участвовал в больших маневрах под Порт-Артуром и в походе в Чемульпо, где в качестве стационера оставался до 1 января 1904 года, уступив свой пост знаменитому крейсеру «Варяг».

27 января 1904 года началась война с Японией. Утром того же дня находящийся в разведке «Боярин» сообщил командованию русской эскадры о подходе главных сил японского флота. Последовал бой, во время которого крейсер, действуя на левом фланге, вёл огонь и продолжал передавать сведения о противнике. Продолжавшийся 40 минут бой закончился отходом японской эскадры.

В тот же день для защиты порта Дальнего от высадки десанта с моря командование флота отправило в Талиенванский залив минный заградитель «Енисей», который 29 января, заканчивая постановку минного заграждения, подорвался на собственной всплывшей мине.

Командир корабля капитан II ранга Степанов не пожелал оставить тонущий заградитель и погиб вместе с ним. К месту гибели «Енисея» был послан крейсер «Боярин», который, не имея представления о границах минного поля, тоже подорвался на мине (по некоторым данным это была мина, всплывшая во время начинавшегося шторма). При взрыве погибло 6 членов экипажа. Растерявшийся командир «Боярина», капитан II ранга Сарычев, приказал команде покинуть судно и перебраться на подошедший миноносец. Разыгравшийся шторм через двое суток отнёс крейсер к минному заграждению, где судно и погибло.

А как же лейтенант Альбрихович? А его на корабле в это время уже не было. Почти за месяц до этих событий, 1 января того же года, он, получив звание капитана 2-го ранга, стал старшим офицером эскадренного броненосца «Ретвизан», одного из лучших броненосцев того времени. Построенный в 1900 году на американской верфи он в 1901 году вступил в строй Флота России.

27 января «Ретвизан», как и крейсер «Боярин», участвовал в первом морском сражении войны. Начало её не было для броненосца счастливым: он был торпедирован, потерял 5 человек убитыми, принял 2.200 тонн воды и был посажен на мель. Почти месяц его снимали с мели и ещё три месяца ремонтировали. 26 мая 1904 года ремонт закончился, а 25 июля корабль получил в бою попадания 18 снарядов калибра 203 и 305 мм. Очередной ремонт закончился в середине сентября. Принимая участие в обороне Порт-Артура, крейсер неоднократно получал попадания снарядов противника и 23 ноября 1904 года затонул. По окончании войны японцы подняли его, отремонтировали и использовали под именем «Хидзен» в составе своего флота во время Первой Мировой войны. В 1924 году судно было потоплено как мишень. Так закончилась история «Ретвизана», успевшего за время своей короткой службы в Русском флоте нанести немалые поражения японским кораблям.

Капитан 2-го ранга Альбрихович проявил себя во время Русско-японской войны с самой лучшей стороны и в августе 1904 года удостоился ордена св. Анны 2 степени с мечами – «За мужество и распорядительность, проявленные в бытность старшим офицером броненосца «Ретвизан», в течение военных действий с 26-го января по 14-е марта, при отражении неприятельских атак», а в декабре 1905 года – ордена св. Владимира 4 степени с мечами и бантом – «За отличие в делах против неприятеля под Порт-Артуром».

В мае 1906 года Людвиг Александрович впервые стал командиром корабля, минного крейсера «Донской казак», в марте спущенного на воду со стапелей судоверфи завода «Ланге и сын» в Риге. Альбрихович почти два года был капитаном сего судна, входящего в состав Практического отряда обороны побережья Балтийского моря. В отличие от крейсера «Боярин» и броненосца «Ретвизан» минный крейсер «Донской казак» имел более продолжительную и славную историю. В 1909 году, через год после перевода Альбриховича на другое судно, крейсер вошёл в состав 1-й минной дивизии. Корабль принял участие почти во всех крупных морских операциях на Балтике во время Первой Мировой войны. Получал серьёзные повреждения, ремонтировался и вновь становился в строй. Принял участие в Февральской революции, а 25 октября 1917 года вошёл в состав Красного Балтийского флота. В связи с износом исключён из списков Балтийского флота в 1925 году.

А капитан 2-го ранга Альбрихович в марте 1908 года принял на себя командование учебным судном «Князь Пожарский» и служил на нём до ноября того же года.

«Князь Пожарский» – старое, имевшее чуть не полувековую историю судно. Он был спущен на воду как броненосный фрегат в 1867 году. «Князь Пожарский» первым из русских броненосных судов вышел за пределы Балтийского моря. В 1906 году фрегат стал учебным кораблём.

Интересно, что ещё будучи боевым судном, фрегат являлся кузницей первоклассных морских офицеров.

На нём служили и набирались опыта такие знаменитости, как будущий адмирал С.О. Макаров, который в 1869 – 1870 годах проходил стажировку на судне, а в 1883 – 1885 годах сам стал его командиром.

Именно на «Князе Пожарском» С.О. Макаров отрабатывал принципы слаженных и инициативных действий экипажа в боевой обстановке).

В конце 1890-х годов недолгое время на судне служил будущий адмирал А.В. Колчак.

В ноябре 1908 года Альбрихович стал флигель-интендантом 1-й минной дивизии. После года службы в новой должности получил звание капитана 1-го ранга.

Служба его протекала успешно, но годы и состояние здоровья брали своё. В декабре 1911 года он удостоился подарка с вензелевым изображением Высочайшего имени, а через год, 26 ноября 1912 года – вышел в отставку с присвоением чина контр-адмирала.

Вскоре после начала Великой войны 1914 – 1918 годов Альбрихович покинул Гатчину и перебрался в Петроград, где поселился в доме на Фонтанке, 52. Там отставного контр-адмирала и застали Февральская и Октябрьская революции 1917 года.

Наступили голодные, холодные и страшные времена. В 1918 году на волне красного террора отставного контр-адмирала Альбриховича арестовали и вскоре расстреляли как «активного врага советской власти». Возможное место его погребения – Петропавловская крепость.

Осталось сказать, что жену Людвига звали Мария Аркадьевна. У супругов был единственный сын, Пётр Людвигович Альбрихович (1897 – 1979), который окончил Николаевский кадетский корпус, в чине поручика лейб-гвардии Измайловского полка принял участие в Великой войне 1914 – 1918 годов, в эмиграции жил во Франции, похоронен на кадетском участке кладбища Сент-Женевьев де Буа в Париже.

Владислав Кислов, 2016 год

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Альбрихович Людвиг Александрович, 11.04.1859, капитан 2 ранга за отличие (01.01.1904). "Ретвизан" (ст. офицер 01.01.1904 - 14.03.1904). 3-й помощник командира порта (с 28.03.1904), 3-й ст. помощник команд. Порт-Артура для зав. кадром мастеровых, прибывших из России (с 20.04.1904). 01.01.1905 г. возвращен из Порт-Артура с отчислением от должности. А2Х (30.06.1904, утв. 23.08.1904) за мужество и распорядительность, проявленные в бытность ст. офицером броненосца "Ретвизан" в боевых действиях 26.01.-14.03.1904 г. при отражении неприятельских атак, В4Хбант (12.12.1905) за отличие в делах против неприятеля под Порт-Артуром. - Контр-адмирал (26.11.1912). Расстрелян в 1918 г. во время красного террора «как активный враг Советской власти». Возможное место погребения — Петропавловская крепость.

Короткие и порой отрывочные сведения, а также ошибки в тексте - не стоит считать это нашей небрежностью или небрежностью родственников, это даже не акт неуважения к тому или иному лицу, скорее это просьба о помощи. Тема репрессий и количество жертв, а также сопутствующие темы так неохватны, понятно, что те силы и средства, которые у нас есть, не всегда могут отвечать требованиям наших читателей. Поэтому мы обращаемся к вам, если вы видите, что та или иная история требует дополнения, не проходите мимо, поделитесь своими знаниями или источниками, где вы, может быть, видели информацию об этом человеке, либо вы захотите рассказать о ком-то другом. Помните, если вы поделитесь с нами найденной информацией, мы в кратчайшие сроки постараемся дополнить и привести в порядок текст и все материалы сайта. Тысячи наших читателей будут вам благодарны!