Сохранено 2585967 имен
Поддержать проект

Александро-Свирский монастырь. Следы массового террора

Cвято-Троицкий Александра Свирского мужской монастырь находится в 260 км от Санкт-Петербурга и в 21 км от районного центра г. Лодейное Поле. Монастырь, основанный Александром Свирским в конце ХV-го столетия в глухом Олонецком крае в девственных дремучих лесах, среди языческого коренного населения корелов, вепсов, чуди, очень быстро приобрел известность.

Самым древним строением монастыря является каменная церковь Покрова Божией Матери, построенная самим Александром в 1533 году. Строительство её велось на пожертвования царя Василия III.

Свято-Троицкий Преподобного Александра Свирского Мужской Монастырь — православный мужской монастырь в Ленинградской области, памятник архитектуры. СВИРЬлаг лагерь гулага

Церковь с трапезной и звонницей выполнена в Новгородском стиле. Каменный Преображенский собор с приделом преподобного Александра Свирского (1644 г.). Каменный собор Живоначальной Троицы построен в 1791 г., но прежде на этом месте была деревянная церковь, построенная самим основателем монастыря, и освящена в 1509 г. Церковь Захарии и Елизаветы построена в 1685 г. Церковь Иоанна Дамаскина построена в 1718 г. Каменная часовня Святой Троицы построена на том месте, где, по преданию, преподобному Александру Свирскому явилась Пресвятая Троица. На строительство церквей и монастырских построек вносили большие вклады цари, великие князья, Российские императоры, родовитые бояре и дворяне, купцы. Сведения о каждом из них заносились бережной рукой монахов в "Переписные книги". Большая часть монастырского архива сохранилась и размещена в Национальной публичной библиотеке, библиотеке РАН и в трех исторических архивах Санкт-Петербурга.

Осенью 1918 года монастырь был захвачен и разграблен чекистами, а его настоятель архимандрит Евгений (Трофимов) расстрелян в г. Олонец.

Свято-Троицкий Преподобного Александра Свирского Мужской Монастырь — православный мужской монастырь в Ленинградской области, памятник архитектуры. СВИРЬлаг лагерь гулага

В годы советской власти обитель использовали под Свирьлаг, детский и инвалидный дома.

Свято-Троицкий Преподобного Александра Свирского Мужской Монастырь — православный мужской монастырь в Ленинградской области, памятник архитектуры. СВИРЬлаг лагерь гулага


СвирьЛАГ (Свирский концентрационно-трудовой лагерь) — концлагерь, которого не было. Отрывок из книги «Россия в концлагере» (впервые издана в Софии в 1936 году), автор которой Иван Лукьянович Солоневич находился в СвирьЛАГе в 1934. Фрагмент.

Свято-Троицкий Преподобного Александра Свирского Мужской Монастырь — православный мужской монастырь в Ленинградской области, памятник архитектуры. СВИРЬлаг лагерь гулага

Новый хозяин

Перед колоннами возникает какой-то расторопный юнец с побелевшими ушами и в лагерном бушлате (род полупальто на вате). Юнец обращается к нам с речью о предстоящем нам честном труде, которым мы будем зарабатывать себе право на возвращение в семью трудящихся, о социалистическом строительстве, о бесклассовом обществе и о прочих вещах, столь же уместных на 20 градусах мороза и перед замерзшей толпой... как и во всяком другом месте. Это обязательные "акафисты" из обязательных советских "молебнов", которые никто и нигде не слушает всерьез, но от которых никто и никогда не может отвертеться. Этот "молебен" заставляет людей еще полчаса дрожать на морозе... Правда, из него я окончательно и твердо узнаю, что мы попали на Свирьстрой, в подпорожское отделение Беломорско-Балтийского комбината (сокращенно ББК).

Свято-Троицкий Преподобного Александра Свирского Мужской Монастырь — православный мужской монастырь в Ленинградской области, памятник архитектуры. СВИРЬлаг лагерь гулага

До лагеря - верст шесть. Мы ползем убийственно медленно и кладбищенски уныло. В хвосте колонны плетутся полдюжины вохровцев и дюжина саней, подбирающих упавших: лагерь все-таки заботится о своем живом товаре. Наконец с горки мы видим: вырубленная в лесу поляна. Из-под снега торчат пни. Десятка четыре длинных дощатых бараков... Одни с крышами, другие без крыш. Поляна окружена колючей проволокой, местами уже заваленной... Вот он, "концентрационный", или, по официальной терминологии, "исправительно-трудовой", лагерь - место, о котором столько трагических шепотов ходит по всей Руси...

Свято-Троицкий Преподобного Александра Свирского Мужской Монастырь — православный мужской монастырь в Ленинградской области, памятник архитектуры. СВИРЬлаг лагерь гулага

В бараке

Представьте себе грубо сколоченный дощатый гробообразный ящик длиной метров пятьдесят и шириной метров восемь. Посредине одной из длинных сторон прорублена дверь. Посредине каждой из коротких - по окну. Больше окон нет. Стекла выбиты, и дыры позатыканы всякого рода тряпьем. Таков барак с внешней стороны. Внутри, вдоль длинных сторон барака, тянутся ряды сплошных нар по два этажа с каждой стороны. В концах барака - по железной печурке, из тех, что зовутся времянками, румынками, буржуйками, - нехитрое и, кажется, единственное изобретение эпохи военного коммунизма. Днем это изобретение не топится вовсе, ибо предполагается, что все население барака должно пребывать на работе. Ночью над этим изобретением сушится и тлеет бесконечное и безымянное вшивое тряпье - все, чем только можно обмотать человеческое тело, лишенное обычной человеческой одежды.

Свято-Троицкий Преподобного Александра Свирского Мужской Монастырь — православный мужской монастырь в Ленинградской области, памятник архитектуры. СВИРЬлаг лагерь гулага

Печурка топится всю ночь. В радиусе трех метров от нее нельзя стоять, на расстоянии десяти метров замерзает вода. Бараки сколочены наспех из сырых сосновых досок. Доски рассохлись, в стенах щели, в одну из ближайших к моему ложу я свободно просовываю кулак. Щели забиваются всякого рода тряпьем, но его мало, да и во время периодических обысков ВОХР тряпье это выковыривает вон, и ветер снова разгуливает по бараку. Барак освещен двумя керосиновыми коптилками, долженствующими освещать хотя бы окрестности печурок. Но так как стекол нет, лампочки мигают этакими одинокими светлячками. По вечерам, когда барак начинает наполняться пришедшей с работы мокрой толпой (барак в среднем рассчитан на 300 человек), эти коптилки играют только роль маяков, указующих иззябшему лагернику путь к печурке сквозь клубы морозного пара и махорочного дыма. Из мебели на барак полагается два длинных, метров по десять, стола и четыре такие же скамейки. Вот и все.

Свято-Троицкий Преподобного Александра Свирского Мужской Монастырь — православный мужской монастырь в Ленинградской области, памятник архитектуры. СВИРЬлаг лагерь гулага

Девятнадцатый квартал

Меня назначили экономистом-плановиком с совершенно невразумительными функциями и обязанностями. Каждое уважающее себя советское заведение имеет обязательно свой плановый отдел, никогда этот отдел толком не знает, что ему надо делать, но так как советское хозяйство есть плановое хозяйство, то все эти отделы весьма напряженно занимаются переливанием из пустого в порожнее. Свою "деятельность" я начал с ознакомления со свирьлаговскими условиями - это всегда пригодится. Оказалось, что Свирьлаг занят почти исключительно заготовкой дров, а отчасти строевого леса для Ленинграда и, по-видимому, для экспорта. Чтобы от этого леса не шел слишком дурной запах, лес передавался разного рода декоративным организациям вроде Севзаплеса, Кооплеса и прочих - и уже от их имени шел в Ленинград.

Свято-Троицкий Преподобного Александра Свирского Мужской Монастырь — православный мужской монастырь в Ленинградской области, памятник архитектуры. СВИРЬлаг лагерь гулага

В Свирьлаге находилось около 70 тысяч заключенных с почти ежедневными колебаниями в 5 - 10 тысяч в ту или иную сторону. Интеллигенции в нем оказалось еще меньше, чем на ББК, - всего около 2,5%, рабочих гораздо больше - 23% (вероятно, сказывалась близость Ленинграда), урок (уголовников) меньше - около 12%. Остальные - все те же мужики, преимущественно сибирские.

Свято-Троицкий Преподобного Александра Свирского Мужской Монастырь — православный мужской монастырь в Ленинградской области, памятник архитектуры. СВИРЬлаг лагерь гулага

Свирьлаг был нищим лагерем даже по сравнению с ББК. Нормы снабжения были урезаны до последней степени возможности, до пределов клинического голодания всей лагерной массы. Запасы лагпунктовских баз были так ничтожны, что малейшие перебои в доставке продовольствия оставляли лагерное население без хлеба и вызывали зияющие производственные прорывы. Этому "лагерному населению" даже каша перепадала редко. Кормили хлебом, прокисшей капустой и протухшей рыбой. Норма хлебного снабжения была на 15% ниже, чем на ББК. Дохлая рыба время от времени вызывала массовые желудочные заболевания (как их предусмотришь по плану?), продукция лагеря падала почти до нуля, начальник отделения получал жестокий разнос из Лодейного Поля, но никогда не смел ответить на этот разнос аргументом как будто неотразимым - этой самой дохлой рыбой. Но дохлую рыбу слало то же самое начальство, которое сейчас устраивало разнос. Куда пойдешь, кому скажешь?

Свято-Троицкий Преподобного Александра Свирского Мужской Монастырь — православный мужской монастырь в Ленинградской области, памятник архитектуры. СВИРЬлаг лагерь гулага


В тридцатых годах в XX века в Лодейном Поле был размещен исправительно-трудовой лагерь СвирьЛАГ, просуществовавший около шести лет. В «СвирьЛАГе» находилось в общей сложности около 70 тысяч заключенных. Это был один из самых страшных концентрационных лагерей ГУЛАГа, где заключенные ходили полуголыми, а нормы снабжения были урезаны до пределов клинического голодания всего состава лагеря. В таких условиях пришлось отбывать свое заключение в разные годы многим исповедникам веры со всего пространства страны. К сожалению, архив «СвирьЛАГа» был уничтожен, что затрудняет назвать имена многих из духовенства, отбывавших ссылку в Лодейном Поле. Сегодня мы знаем, что среди них были: священномученики архиепископ Августин (Беляев) и архиепископ Феодор Волоколамский, новомученица княжна Кира Ивановна Оболенская. Находились в заключении в Лодейном Поле и сын московского старца Алексея Мечева священник Сергей Мечев, монахиня Вероника, духовное чадо епископа Мануила (Лемешевского) и старца Серафима Вырицкого, величайший русский философ Алексей Федорович Лосев (как теперь выяснилось, бывший в тайном монашеском постриге). Воистину, можно сказать, что земля лодейнопольская полита потом и кровью мучеников.

Сегодня никаких материальных следов существования этого концентрационного лагеря нет. Ему не посвящено ни одной монографии, о нём не упоминают учебники. Об этом лагере только помнят. Вот и мы вспомним и расскажем остальным, правда?

Свято-Троицкий Преподобного Александра Свирского Мужской Монастырь — православный мужской монастырь в Ленинградской области, памятник архитектуры. СВИРЬлаг лагерь гулага

Некоторое время в монастыре располагался техникум, а в Троицком комплексе с 1953 года находилась психиатрическая больница.

Восстановление обители началось в 1997 году.

Постановление Совета Народных Комиссаров СССР от 11 июля 1929 г. «Об использовании труда уголовно-заключенных» (начало массовых лагерных строек)

СВИРЬСКИЙ ИТЛ (Свирьлаг)

Время существования: организован 17.09.31, закрыт не позднее 07.37 г.
Подчинен: ГУЛАГ ОГПУ с 17.09.31; ОЛТПиМЗ УНКВД по Ленинградской обл. с 08.05.35.
Дислокация: Ленинградская обл., ст. Лодейное Поле Кировской ж.д.

Лесозаготовки для строительства Нижне-Свирской ГЭС, работают заключенные. Начало 1930-х гг

Лесозаготовки для строительства Нижне-Свирской ГЭС, работают заключенные. Начало 1930-х гг

Производство: заготовка дров для Ленинграда и производство ширпотреба, работа на лесозаводе, деревообделочном з-де, гражданское и ж/д стр-во, с.х. .
Численность: 12.32 — 47 400; 01.01.34 — 43 770, 01.01.35 — 40 761; 01.06.35 — 44 273; 01.01.36 — 34 856, 01.01.37 — 22 774.

Бараки Свирьлага. Строительство Нижне-Свирской ГЭС. 1931

Бараки Свирьлага. Строительство Нижне-Свирской ГЭС. 1931

Начальники:

Сенкевич Э.И., с 17.09.31 по 06.11.31;
Кадушкин И.А., с 06.11.31 по 28.08.32;
Мартинелли А.Я., с 28.08.32 по 20.05.34;
Лапидус Н.М., с 20.05.34 по 25.12.34;
Тизенберг Э.Ю., с 25.12.346 по 01.07.377.
Архив: Документы не сохранились
Организован на базе 9-го и 10-го лесозаготовительных ЛО СОЛОВЕЦКОГО ИТЛ ОГПУ

Заключенные Свирьлага на лесосплаве. Строительство Нижне-Свирской ГЭС. 1931.

Заключенные Свирьлага на лесосплаве. Строительство Нижне-Свирской ГЭС. 1931.

Источники:

  • Пр. 529/287 ОГПУ от 17.09.31.
  • Пр. 00169 НКВД от 08.05.35.
  • ГАРФ. Ф. 9401. Оп. 1а. Д. 14. Л. 226.
  • Там же. Ф. 9414. Оп. 1. Д. 2920. Л. 134–179.
  • Там же. Оп. 1д. Д. 937. Л. 1–39.
  • Там же. Оп. 1. Д. 9. Л. 1–238.
  • Пр. 647лс ОГПУ от 06.11.31.
  • Пр. 821лс ОГПУ от 28.08.32.
  • Пр. 2237лс ОГПУ от 20.05.34.
  • Пр. 25лс НКВД от 04.08.34.
  • Пр. 361лс НКВД от 25.12.34.
  • ГАРФ. Ф. 9414. Оп. 1. Д. 2740. Л. 1–42.
  • Пр. 404лс ОГПУ от 01.08.31.
  • Пр. 667/359 ОГПУ от 16.11.31.
  • Цирк. ОГПУ от 01.09.31.

Исп.материалы:

  • Справочник "Система исправительно-трудовых лагерей в СССР" Составитель М.Б.Смирнов; Авторы вступительных и справочных статей: М.Джекобсон, А.И.Кокурин, С.В.Кривенко, С.П.Сигачев, М.Б.Смирнов, С.Г.Филиппов, Д.В.Шкапов
  • Научные редакторы: Н.Г.Охотин, А.Б.Рогинский; Москва, "Звенья", 1998
  • Карелия № 120 (27 октября 2005): ЗАКОН И ПОРЯДОК: Страницы истории (фрагмент)
  • Свято-Троицкий Александро-Свирский монастырь. — СПб., 1901
  • Никодим, архимандрит Настоятель Александро-Свирского монастыря архимандрит Агафангел. — Петрозаводск, 1910
  • Иеродиак. Анфим, И. Д. Соловьёва Александров Свирский в честь Святой Троицы мужской монастырь // Православная энциклопедия. Том I. — М.:Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2000. — С. 608-610. — 752 с. — 40 000 экз. — ISBN 5-89572-006-4
  • Сойкин П. П. Александро-Свирский монастырь в Олонецком уезде // Православные русские обители: Полное иллюстрированное описание православных русских монастырей в Российской Империи и на Афоне. — СПб.: Воскресение, 1994. — С. 153-154. — 712 с. — 20 000 экз. — ISBN 5-88335-001-1.
  • Свирский монастырь // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Галкин А. К. Александро-Свирский монастырь как резиденция викарных епископов и центр духовного образования // Санкт-Петербургские епахиальные ведомости. Вып. 34. 2006. С. 11-15.