Сохранено 2585998 имен
Поддержать проект

Десталинизации не было, нет и не ждите

Вчера вечером я был в зале общества «Мемориал» на обсуждении темы закрытых архивов и доступа к информации. Потом имела место интереснейшая беседа с профессором, доктором исторических наук, деканом факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Сергеем Александровичем Карагановым, результатом которой не могу не поделиться с вами.

Чтобы оценить всю полноту абсурда, стоит отметить, 1 февраля 2011 года на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека именно рабочей группой во главе с Карагановым была предложена программа «десталинизации общества». Именно Караганов в июле 2013 года презентовал в РИА-Новости проект программы «Увековечивания памяти жертв политических репрессий». В 2015 Караганов — один из членов жюри на конкурсе установки монумента памяти жертвам политических репрессий.

караганов

Как это часто бывает, после мероприятия, во время неформальной части многие оставались еще некоторое время, так как разговор продолжался. Я рассказывал, как работает наш проект, и тут разговор случайным образом затронул тему монумента «на проспекте Сахарова». Я не сторонник данного произведения искусств, оно вызывает у меня совершенно смешанные чувства. К тому же, на мой взгляд, о памятнике вообще не может быть речи, пока государство засекречивает и уничтожает архивы и проводит самую открытую политику по обелению преступлений «вождя», тем или иным образом поддерживает или даже старается не препятствовать установке памятников Сталину в различных городах. Здесь же всплыла тема о недавно открытом в новом образе и здании «Музея Гулага», о закрытии и переформатировании музея в Перми. Разговор был спонтанный, звучали различные точки зрения, обсуждение — это всегда хорошо.

Но дальнейшего разворота событий, по-моему, не ожидал из стоящих рядом никто. Сергей Александрович, обращаясь именно ко мне, сказал следующее: «То есть, Вы хотите, чтобы открыли архивы на 35 миллионов уничтоженных человек? Вы хотите знать, что ваши родственники и народ — убийцы? Ваши же родные их и убивали!»

Да, представьте себе, мне важнее знать реальные масштабы. Да, я хочу, чтобы у всех был доступ к этим архивам и бумагам. Да!

Дальше можно не продолжать. Только потом кто-то из подошедших ко мне сказал самую емкую фразу, которая реально отражала суть произошедшего — «Десталинизация отменяется».

Ну, а стоящий рядом директор музея ГУЛАГа так и не смог ответить на вопрос о рекламе своего музея в метро.

музей гулага

музей гулага

К вечеру следующего дня позвонил Арсений Рогинский, просил удалить и больше не рассказывать об этом, из Мемориала потом писали: "С вашим проектом не одно СМИ больше не будет разговаривать".

Автор: Андрей Шалаев