СЛОН, наводящий ужас
Всем известно, что в 30-е годы в СССР, в период правления Иосифа Сталина маховик репрессий раскрутился с невиданной до селе мощностью. Тройки НКВД без суда и следствия приговаривали людей к расстрелу, завистники и чересчур идеологизированные из числа простых граждан пачками писали доносы на "врагов народа" (на своих соседей, знакомых, друзей), а звук останавливающейся машины возле дома была самым страшным для обывателя звуком - вдруг это чёрный воронок?..
В 1930 году для организации управления местами заключения была основана система ГУЛАГ, которая распростерлась по всей огромной советской территории.
Одним из ключевых и самых страшных мест ГУЛАГА по праву можно считать СЛОН - Соловецкий Лагерь Особого Назначения, построенный еще в 1923 году на Соловецких островах.
В 1930-е годы Соловки превратились в изолированный архипелаг ужаса с бесчеловечными условиями содержания и систематическими пытками. За решеткой оказались миллионы невинных людей, в том числе политические оппоненты, интеллигенция, представители духовенства и простые граждане.
Статистика Соловков
Количество заключённых за всё время существования лагеря: более 200 тысяч человек.
Количество погибших: не менее 7,5 тысяч человек.
Сроки заключения: от 3 до 10 лет.
Состав заключённых:
1. Формальные политические заключённые (эсеры, меньшевики, анархисты). Эта группа заключённых, можно сказать, была более привилегированной, чем все остальные. Формальные политзеки получали особый "усиленный" паёк и не привлекались к принудительным работам.
2. Неформальные Политзаключённые - Их именовали «каэры» («контрреволюционеры»). Это были люди различных интеллигентных профессий, бывшие студенты, бывшие офицеры, священники разных конфессий и тп. Это наиболее гонимая группа, привлекаемая к принудительным работам и регулярным наказаниям в виде помещения в ШИЗО и перевода на меньший паёк.
3. Уголовники и "бытовики" - в первые годы их насчитывалось лишь 20% от общего числа заключённых. В отличие от политических заключённых, представители этой группы чаще подвергались решению суда, нежели приговорам троек НКВД.
Условия содержания:
Согласно положению 1924 года, заключённым в лагере дважды в день должна была выдаваться горячая пища и три раза в день кипяток для чая. Из дохода лагеря 27,5 % разрешалось тратить на дополнительное питание людей, занятых на тяжёлых работах. В середине 1920-х годов нормы питания были поставлены в прямую зависимость от результатов труда.
Продолжительность рабочего дня этим же Положением была установлена в 8 часов, однако при особых обстоятельств допускались сверхурочные, которые использовались администрацией для различных субботников, ударных вахт и так далее. За добросовестную работу администрация могла предоставлять заключённым отгул на сутки, выдавать дополнительные продуктовые премии, предоставлять свидания вне надзора и даже ходатайствовать перед Управлением СЛОН о досрочном освобождении по истечении половины срока.
Максим Горький, известный писатель, тесно сотрудничавший с советской властью, побывав в 1929 году в лагере, приводил в очерке «Соловки" необычайно положительные свидетельства заключённых об условиях советской системы трудового перевоспитания:
заключённые работали не больше восьми часов в день;
за более тяжёлую работу «на торфе» выдавали повышенный паёк;
пожилые заключённые не подлежали назначению на тяжёлые работы;
всех заключённых обучали грамоте.
Казармы заключённых Горький описывает как очень просторные и светлые.
Разумеется, не обошлось и без прямо противоположного видения картины жизни на Соловках современником событий.
Олег Волков в работе «Погружение во тьму» приводит воспоминания о приезде Горького на Соловки:
"Я был на Соловках, когда туда привозили Горького. Раздувшимся от спеси (ещё бы! под него одного подали корабль, водили под руки, окружили почётной свитой), прошёлся он по дорожке возле Управления.
Глядел только в сторону, на какую ему указывали, беседовал с чекистами, обряженными в новёхонькие арестантские одёжки, заходил в казармы вохровцев, откуда только-только успели вынести стойки с винтовками и удалить красноармейцев… И восхвалил!В версте от того места, где Горький с упоением разыгрывал роль знатного туриста и пускал слезу, умиляясь людям, посвятившим себя гуманной миссии перевоспитания трудом заблудших жертв пережитков капитализма, — в версте оттуда, по прямой, озверевшие надсмотрщики били наотмашь палками впряжённых по восьми и десяти в гружённые долготьём сани истерзанных, измождённых штрафников — польских военных. На них по чернотропу вывозили дрова. Содержали поляков особенно бесчеловечно."
Пытки на Соловках
Из материалов доклада зам. начальника Административно-организационного управления ОГПУ А.М. Шанина заместителю председателя ОГПУ Г. Г. Ягоде о произволе и издевательствах над заключёнными в Соловецких лагерях:
"Способы терроризирования заключённых применяются следующие:
1. Избиение палками, прикладами, шомполами, плёткой и т.п.
2. Зимой постановка заключённых в так называемые «на камни» в одном белье в положении «смирно» на срок до 3–4 часов.
3. Летом постановка заключённых в так назыв. «на комары», т.е. раздетого в положении «смирно».
4. Заключение в так назыв. «кибитки», т.е. карцера, представляющие собой холодные небольшие дощатые пристройки, в которых заключённые в зимнее время в одном белье выдерживались по несколько часов. Есть случаи смерти от замерзания.
5. Посадка на так назыв. «жёрдочки», т.е. узкие скамьи, на которые заключённых усаживали на корточки и, абсолютно запрещая шевелиться и разговаривать, выдерживали в таком положении с раннего утра до позднего вечера.
6. Убийства под видом побега.
7. Изнасилование женщин и принуждение к сожительству заключённых женщин с надзором.
8. Так назыв. «чайки», т.е. заключённого зимой в одном белье выводили к устроенному шесту возле пристани, на котором сделана деревянная чайка, и заставляли считать: «чайка раз, чайка два» – до 2 тыс. раз, т.е. фактически до состояния полного изнеможения.
9. Заставляли заключённых переливать руками воду из проруби в прорубь.
10. Посадка заключённых в одном белье в карцер, представляющий собой яму высотой не более метра, потолок и пол которой выстланы колючими сучьями. Заключённый выдерживал не более 3 дней и умирал.
11. Так назыв. «дельфины», т.е. при проходе заключённых через мост лица из надзора, указывая на того или иного заключённого, кричали «дельфин». Заключённый обязан был бросаться в воду, за неисполнение подвергался избиению и сбрасыванию в воду и т.п. виды истязаний и издевательств над заключёнными."
Образ Соловков в литературе
Ужасы, происходившие на Соловках, нашли свое отражение в творчестве советских писателей. Одним из самых известных произведений, посвященных этой теме, стал роман Александра Солженицына "Архипелаг ГУЛАГ". В романе, основанном на личном опыте автора как узника Соловков, описывается безжалостность и брутальность системы ГУЛАГа. Другие писатели, такие как Варлам Шаламов, Олег Волков и Юрий Домбровский, также создали произведения, раскрывающие правду о Соловках.
Отдельно можно выделить выдающегося советского писателя, филолога, академика и историка Дмитрия Сергеевича Лихачёва, который в своих мемуарах не раз обращался к пережитому опыту заключения на Архипелаге.
Известные узники советских Соловков
За стенами Соловецкого лагеря содержались многие выдающиеся деятели, среди которых;
• академик Дмитрий Лихачев
• философ и ученый Павел Флоренский
• драматург и театровед Лесь Курбас
• философ-теолог Юлия Данзас,
• писатель Борис Ширяев
•историк и краевед Николай Анциферов.
• Священномученик Петр, митрополит Крутицкий
Наследие Соловков
Сегодня Соловки - это музей и мемориальный комплекс, где можно узнать о трагической истории ГУЛАГа и отдать дань уважения его жертвам. В состав комплекса входят бывшие лагерные здания, часовни, кладбища и другие объекты, рассказывающие о жизни и страданиях узников. Наследие Соловков - предостережение о том, к чему может привести тоталитаризм и беззаконие. Архипелаг служит постоянным напоминанием о боли и страданиях миллионов невинных людей, ставших жертвами политических репрессий в СССР.
30 октября 1990 года в день памяти политических репрессий в Москве был установлен мемориальный Соловецкий камень, который и по сей день является местом, куда москвичи несут цветы в память о погибших политзаключённых прошлого и настоящего.