Сохранено 2586045 имен
Поддержать проект

Евсеев Тимофей Евсеевич

Евсеев Тимофей Евсеевич
Дата рождения:
1 февраля 1887 г.
Дата смерти:
10 ноября 1937 г., на 51 году жизни
Социальный статус:
марийский краевед-этнограф, директор Областного краеведческого музея
Национальность:
мариец
Место рождения:
Республика Марий Эл, Россия (ранее РСФСР)
Место проживания:
Йошкар-Ола, Республика Марий Эл, Россия (ранее РСФСР)
Дата ареста:
23 января 1931 г.
Приговорен:
Особым совещанием при Коллегии ОГПУ от 14 декабря 1931 года
Приговор:
к высылке на 3 года за пределы Марийской АО (а также Московской, Ленинградской обл., Харьковского округа и погранрайонов). 5 января 1932 года выпущен из Нижегородской тюрьмы и определен на высылку
Фотокартотека
Евсеев Тимофей Евсеевич Евсеев Тимофей Евсеевич Евсеев Тимофей Евсеевич
От родных

Если Вы располагаете дополнительными сведениями о данном человеке, сообщите нам. Мы рады будем дополнить данную страницу. Также Вы можете взять администрирование страницы и помочь нам в общем деле. Заранее спасибо.

Дополнительная информация

Евсеев Тимофей Евсеевич – этнограф-финоугровед, фотограф, фольклорист, краевед, педагог. Один из основателей и руководителей Марийского областного музея (в настоящее время – Национальный музей Республики Марий Эл).

Родился в 1887 году в бедной крестьянской семье в деревне Азъял Моркинской волости Царевококшайского уезда Казанской губернии. Успешно окончил начальную церковно-приходскую школу в родной деревне, а затем уездную двухклассную школу. В те времена такое образование могло позволить Евсееву преподавать в сельской школе. Его педагогическая деятельность продолжалась почти до середины 1920-х годов. Параллельно с этим он начал заниматься изучением традиционной марийской культуры.

В 1906 году Тимофей Евсеев был определен в научную экспедицию финского ученого Юрье Вихмана, работавшую на территории нашего края, в качестве информатора и переводчика. В этнографических экспедициях пригодились не только знания языка, но и глубокая погруженность в быт и культуру народа мари, которая с детства вошла в сознание будущего ученого. Все это позволило Евсееву стать ценнейшим сотрудником и поработать с несколькими научными экспедициями Финно-угорского общества. Дальнейший сбор этнографических материалов он продолжил уже самостоятельно.

С 1908 по 1929 годы Евсеев посылал Финно-угорскому обществу собранные им предметы крестьянского быта и марийские фольклорные тексты. Пять томов рукописей фольклорных материалов Евсеева содержат сказки, легенды, пословицы, загадки, шутки, молитвы, песни и описания обрядов народа мари.

В 1924 году Евсеев начал работать в Марийском областном музее, который был открыт 1920 года, - сначала заведующим отделом, затем директором. С 1926 года под его руководством в городе начало работать Марийское общество краеведов, которое занималось сбором информации и изучением истории, этнографии, фольклора, искусства, природы края. Было проведено несколько экспедиций по Марийской автономной области, в Татарстан, Башкортостан и на Урал.

В начале 1930-х, во время гонений на национальную интеллигенцию Евсеев был причислен к представителям «старого краеведения». Его обвиняли в том, что в музейной практике он не показывал достижения социалистического строительства, а также в связях с финскими антисоветскими организациями. В 1931 году Евсеев был арестован. Отбыв трехлетнюю ссылку в Нижнем Новгороде, ученый с большим трудом устроился в МарНИИ, но уже в 1937 году вновь был арестован и приговорен к расстрелу за «шпионскую» деятельность. Реабилитирован в 1956 году.

Именем Тимофея Евсеева назван Национальный музей Республики Марий Эл. Собранные им коллекции, отражающие богатство марийской традиционной культуры, находятся сейчас в Российском этнографическом музее (г. Санкт-Петербург) и Национальном музее Республики Марий Эл. Часть материалов, в том числе оригиналы фотографий Евсеева, находятся в музейных фондах Финляндии. В 1980-90-х годах они были опубликованы Финно-угорским обществом в 3-х томах.

Короткие и порой отрывочные сведения, а также ошибки в тексте - не стоит считать это нашей небрежностью или небрежностью родственников, это даже не акт неуважения к тому или иному лицу, скорее это просьба о помощи. Тема репрессий и количество жертв, а также сопутствующие темы так неохватны, понятно, что те силы и средства, которые у нас есть, не всегда могут отвечать требованиям наших читателей. Поэтому мы обращаемся к вам, если вы видите, что та или иная история требует дополнения, не проходите мимо, поделитесь своими знаниями или источниками, где вы, может быть, видели информацию об этом человеке, либо вы захотите рассказать о ком-то другом. Помните, если вы поделитесь с нами найденной информацией, мы в кратчайшие сроки постараемся дополнить и привести в порядок текст и все материалы сайта. Тысячи наших читателей будут вам благодарны!