Сохранено 2181661 имен
Поддержать проект

Филиппова Анастасия Андреевна

Филиппова Анастасия Андреевна
Дата рождения:
12 ноября 1912 г.
Дата смерти:
31 октября 1938 г., на 26 году жизни
Социальный статус:
представительница первого поколения марийских профессиональных актеров
Образование:
драматическое отделение Центрального техникума искусств (ЦЕТЕТИС, гор. Москва)
Национальность:
марийка
Место рождения:
Йошкар-Ола, Республика Марий Эл, Россия (ранее РСФСР)
Место проживания:
Йошкар-Ола, Республика Марий Эл, Россия (ранее РСФСР)
Дата ареста:
15 июня 1937 г.
Приговорен:
особой тройкой при НКВД Марийской АССР 31 октября 1938 года по обвинению втом, что "готовила террористический акт против Н. И. Ежова, который должен был приехать в Йошкар-Олу на празднование 15-летия МАО"
Приговор:
к высшей мере наказания — расстрел
Реабилитирован:
решением Верховного Суда Марийской АССР от 20 августа 1956 года
Раздел: Актеры
Фотокартотека
Филиппова Анастасия Андреевна
От родных

Если Вы располагаете дополнительными сведениями о данном человеке, сообщите нам. Мы рады будем дополнить данную страницу. Также Вы можете взять администрирование страницы и помочь нам в общем деле. Заранее спасибо.

Дополнительная информация

Филиппова Анастасия Андреевна (1912—1938), представительница первого поколения марийских профессиональных актеров.

Родилась 12 ноября 1912г. в слободе Вараксино под Царевококшайском (ныне г. Йошкар-Ола) в зажиточной семье торговца, входящего в языческую секту «Кугу сорта» («Большая свеча»). Секта преследовалась властями, в конце XIX века многие ее приверженцы были сосланы в Сибирь. Семейство Филипповых вернулось из ссылки в 1905г. и жило поднадзорно. В семье тайно и строго придерживались обрядов секты. Девочку при рождении назвали Тяви, при обязательном православном крещении нарекли Анастасией. Подростком начала писать стихи и рассказы, позднее — пьесы. Печаталась под псевдонимом В. Эвий. Большое влияние на духовный рост и эстетические вкусы А. Филипповой оказало творчество С. Г. Чавайна.

В 1927г., прибавив к своему возрасту два года, поступила в Марийскую студию музыкально-драматического искусства. В 16 лет А. Филиппова исполнила роль Клавий в музыкальной драме С. Г. Чавайна «Мукш отар» («Пасека», 1928). Созданный А.Филипповой образ главной героини отличался социальной выразительностью, психологической глубиной и драматизмом.

В 1929 г. А. Филиппова вместе с 18 выпускниками студии была зачислена в труппу созданного в октябре того же года Марийского государственного театра. В июле 1930 г. Маргостеатр принял участие в I Всесоюзной олимпиаде театров и искусств народов СССР и был удостоен Диплома I степени. В показанном на конкурсе спектакле «Ильине вуд» («Живая вода», пост. 1929) А. Филиппова исполнила роль дочери Бога, в «Пасеке» — Клавий.

В 1931—1932 гг. А. Филиппова училась на драматическом отделении Центрального техникума искусств (ЦЕТЕТИС, г. Москва).

Большое влияние на становление творческой личности А. Филипповой оказал режиссер Н. Д. Станиславский. В его спектакле «Кудырчан йур» (А. Островский «Гроза», 1934) актриса сыграла роль Катерины. В работе над образом А. Филиппова шла непроторённым путем. В этой роли она вышла за рамки узконационального искусства и создала образ высокого драматического звучания, новый для марийской сцены.

Талант актрисы высоко ценил С. Г. Чавайн. Многие женские образы его пьес, в том числе образ Эвики («Акпатыр», 1935), создавались с учетом творческой индивидуальности А. Филипповой. Н. Станиславский в своих постановках часто ставил на главную роль А. Филиппову. Например, в образе Лиды (А. Корнейчук «Платон Кречет», 1935) А. Филиппова подчеркнула в характере героини душевную чистоту, энергию, порыв, некоторую резкость.

Не ограничиваясь лишь актерской деятельностью, А. Филиппова пробовала свои силы и в режиссуре. Она была режиссером-лаборантом в постановке пьесы В. Гусева «Чап» («Слава», 1936), исполнив при этом роль матери Мотылькова. Была ассистентом режиссера в постановке пьесы С.Г.Чавайна «Окса тул» («Клад», 1936), помогала режиссеру спектакля Н. Станиславскому в поиске национальных сценических приемов и комических эффектов для воплощения на сцене первого национального водевиля.

В спектакле «Свет монеты» А. Филиппова вышла на сцену в комической роли старой девы Качырий, гоняющейся за женихами. Зрители вначале даже не узнавали актрису, настолько она перевоплощалась внешне и внутренне. Рыжий лохматый парик, соответствующая этому фигура располневшей женщины с тяжелой походкой, резкий хриплый голос, завистливые злые взгляды, особая интонация — все это актриса взяла из жизни и создала характер смешной и глупой женщины, которая не только другим, но и себе портит жизнь.

Современники А. Филипповой свидетельствовали об ее удивительном даре перевоплощения. Талант ее был многогранен, а творческий диапазон так широк, что, по мнению одних, это была актриса драматическая, других — лирическая, а третьих — острохарактерная.

Актриса проработала на сцене Маргостеатра без малого десять лет. 5 апреля 1937г. состоялась премьера спектакля "Салика" по пьесе С. Н. Николаева, в которой А. Филиппова сыграла роль Марины. В 1937г. на сцене марийского театра режиссером Г. И. Иосселиани был поставлен спектакль "Как закалялась сталь" по роману Н. А. Островского, в которой А. Филиппова сыграла роль Лизы. За исполнение этой роли она была отмечена приказом директора театра "За хорошую и вдумчивую работу в спектакле...".

14 июня 1937 г. в Йошкар-Оле состоялось республиканское совещание работников искусства, на котором рассматривался вопрос: "Выявление недостатков в работе искусства в связи с разоблачением вредительской группы буржуазных националистов и пути ликвидации их остатков, и дальнейшее налаживание работы на фронте искусства". На этом совещании были выдвинуты необоснованные обвинения в адрес главного режиссера тетра А. И. Маюк-Егорова ("сын попа"), его жены А. А. Филипповой ("дочь кулака"), а также артиста В. Н. Якимова и других. Вечером 15 июня, после возвращения из гастрольной поездки в с. Куженер А. Филиппова была арестована, а 23 июня вместе с мужем она была уволена из театра. В приказе по театру сказано: "А. Филиппову, чуждую по происхождению, поддерживающую связь с родителями, проводившую разлагательную работу в театре, организующую всякие закулисные интриги, склоки и т.д. ... сего числа с работы снять, предложить ей в трехдневный срок освободить занимаемую ей квартиру театра".

В 1937г. было сфабриковано дело №9412 по обвинению двенадцати деятелей театра (А. И. Маюк-Егорова, А. А. Янаева, В. Н. Якшова, А. А. Филипповой, П. Л. Мусаевой, А.П. Мамуткина, З. И. Белкина, М. Г. Яндулова, Т. М. Карповой, Д. И. Белкина, А. П. Каргас, А. Е. Ложкина) в принадлежности к "угрофинской националистической контрреволюционной организации".

Суть обвинения - участие в контрреволюционно-террористической группе, которая по заданию Финляндии занималась диверсионно-вредительской деятельностью. В частности, Маюк-Егоров должен был при содействии "врагов" устроиться режиссером в Большой театр Союза ССР и во время спектакля убить товарища Сталина. А Филиппова "готовила террористический акт против Н. И. Ежова, который должен был приехать в Йошкар-Олу на празднование 15-летия МАО". Кажется, сущий бред. Но под пытками семь из двенадцати обвиняемых признали себя виновными. Анастасия Филиппова - нет. Нельзя не восхищаться твердостью духа 26-летней женщины, никого не оговорившей, дававшей самые краткие и только отрицательные ответы на все вопросы следователей.

После длительных допросов и пыток решением особой тройки при НКВД Марийской АССР 31 октября, в 8 часов вечера, Анастасия Андреевна Филиппова вместе с 11 другими известными деятелями театрального искусства была расстреляна.

Решением Верховного Суда Марийской АССР от 20 августа 1956 г. А.А. Филиппова была реабилитирована.

Более подробно узнать о нашей землячке Анастасии Андреевне Филипповой можно из литературы, которая находится в Национальной библиотеке им. С. Г. Чавайна.

Кульбаева, Н. И. Артисты Марийского театра: биобиблиогр. справочник / Н. И. Кульбаева. - Йошкар-Ола , 2005 . – С. 239-242.

Сиреневое платье // Кириллова, С. С. Наш театр / Сарра Кириллова. - Йошкар-Ола, 2007. – С. 12-15.

Георгина, М. Героини пьес С. Чавайна / М. Георгина // Певец народа. - Йошкар-Ола, 1988. - С. 90—95.

Ефимова, Н. Что век XX нам оставит? / Н. Ефимова // Марийская правда. - 1999. - 17 апр. – С. 8.

Короткие и порой отрывочные сведения, а также ошибки в тексте - не стоит считать это нашей небрежностью или небрежностью родственников, это даже не акт неуважения к тому или иному лицу, скорее это просьба о помощи. Тема репрессий и количество жертв, а также сопутствующие темы так неохватны, понятно, что те силы и средства, которые у нас есть, не всегда могут отвечать требованиям наших читателей. Поэтому мы обращаемся к вам, если вы видите, что та или иная история требует дополнения, не проходите мимо, поделитесь своими знаниями или источниками, где вы, может быть, видели информацию об этом человеке, либо вы захотите рассказать о ком-то другом. Помните, если вы поделитесь с нами найденной информацией, мы в кратчайшие сроки постараемся дополнить и привести в порядок текст и все материалы сайта. Тысячи наших читателей будут вам благодарны!