Сохранено 2586570 имен
Поддержать проект

Казаков Николай Александрович

Казаков Николай Александрович
Дата рождения:
1871 г.
Социальный статус:
беспартийный; крестьянин
Национальность:
коми
Место рождения:
Корткерос село, Республика Коми, Россия (ранее РСФСР)
Место проживания:
Корткерос село, Республика Коми, Россия (ранее РСФСР)
Дата ареста:
18 декабря 1941 г.
Приговорен:
Особым Совещанием при НКВД 3 июня 1942 года по ст. 58, п. 10 УК РСФСР
Приговор:
5 лет ссылки
Источник данных:
Справка уточнена по данным от родственников
Книга Памяти:

Раздел: Духовенство
Фотокартотека
Казаков Николай Александрович Казаков Николай Александрович Казаков Николай Александрович Казаков Николай Александрович
От родных

Это мой прадед. Пока что, все, что у меня есть это статья в газете Молодёжь севера от 15 февраля 1996 года.

Семен Андреевич Попов

Хождение по мукам


Сегодня нередко можно слышать, как лидеры коммунистических партий разного толка рассуждают о значении духовности и православия для России. Между тем нелишним будет вспомнить, что именно коммунисты в свое время возвели безбожие, - а по большому счету, сатанизм, - в ранг государственной политики, и с присущим им энтузиазмом уничтожали храмы, самих священнослужителей, грабили церковные ценности. Сведения о репрессиях в отношении священников до сих пор остаются белым пятном на карте истории нашего многострадального народа. Многие архивные дела уничтожены, а те, что сохранились, по-прежнему находятся за семью печатями. С несколькими из них удалось ознакомиться Тамаре Емельяновне Романьковой, председателю могилевских городского и областного обществ памяти жертв политических репрессий «Мартиролог Беларуси», члену филиала Хельсинкского комитета по правам человека, которая уже больше года находится у нас в республике и по крупицам собирает материал о репрессиях в Коми. На основе некоторых архивных дел подготовлена предлагаемая статья.

Из хроники террора

До революции в России было свыше 360000 священнослужителей. К концу 1919 года осталось в живых около 40000 священников. Согласно отчету Народного комиссариата юстиции, в 1920 году на территории России ликвидировано 673 монастыря. Очень скоро число уничтоженных воинствующими безбожниками-атеистами монастырей возросло до тысячи.

Нет тех моральных и физических испытаний, которых не пришлось бы пережить служителям Бога. Жестоким пыткам был подвергнут архиепископ Пермский Андроник, которому были сначала вырезаны щеки, выколоты глаза и обрезаны нос и уши. В таком изувеченном виде его водили по городу, а затем сбросили в реку. В Херсонской губернии священника распяли на кресте. В селе Рождественском Александровского уезда красноармейцы отрубили местному священнику руки и ноги (по туловище) и в таком виде повесили за волосы на акацию, а затем расстреляли. Три дня не позволяли снимать тело с дерева... Епископ Феофан Соликамский с семью иеромонахами был спущен ночью в прорубь. Епископ Самарский Исидор умер посаженным на кол. Священника Московского изрубили за то, что он порицал большевистские злодеяния, а когда его жена обратилась с просьбой разрешить похоронить тело казненного мужа, красноармейцы отрубили ей сначала руки и ноги, изранили грудь, а затем зарубили до смерти. Епископ Платон Ревельский был превращен на морозе в ледяной столб. Сорок священников живьем закопали на Смоленском кладбище в Петрограде...

«Чем больше представителей реакционного духовенства удастся расстрелять, тем лучше», - инструктировал В.Ленин в марте 1922 года органы местной и центральной власти. Именно им, В.Лениным, придумана знаменитая 58-я статья.

Жертвы «безбожной пятилетки»

Шло физическое истребление священнослужителей в самом прямом смысле этого слова. В Коми край привозили священников со всей страны. Вначале служителей культа просто ссылали в Коми АССР (на поселение). А затем их стали отправлять в лагеря Коми на мученическую смерть.
В 1932 году, готовясь к празднованию двадцатой годовщины революции, советская власть издала декрет, согласно которому к 1 мая 1937 года имя Бога не должно было даже произноситься на территории СССР. Снова начались аресты и расстрелы. «Безбожная пятилетка» унесла много жизней церковных служителей по всей стране. Отстрелы священнослужителей проводились и в Коми АССР.

Так, весной 1937 года в Сысольском районе были арестованы (по ложному и весьма распространенному обвинению: «свержение советской власти путем вооруженного восстания...»), а затем расстреляны семь священнослужителей. 13 сентября того же года тройка НКВД Коми АССР постановила расстрелять еще девять священников, в том числе и попадью Марию Александровну Шаламову, уроженку села Ыб Сыктывдинского района, чей муж, священник Прокопий Шаламов, был расстрелян в 1931 году.

«Компетентные органы» много позже выдали Антонине Шалимовой - дочери Марии Александровны - справку, в которой написано, что ее мать «умерла в Сыктывкаре от склероза сердца 10 февраля 1947 года».

Подобную «справку» от тех же «компетентных органов» получила и Ермолина Лидия Ивановна - жена расстрелянного священника Изкарской церкви Ермолина Степана Васильевича. Ей сообщили, что ее муж С.В. Ермолин «осужден на 10 лет ИТЛ и, отбывая срок наказания, умер от атеросклероза 16 января 1957 года».

Работая в архивах Республики Коми, я убедилась в том, что почти никто из священнослужителей, которых в 20-30-е годы сослали в Коми край, не остался в живых. У всех служителей Церкви был одинаковый крестный путь к смерти. Сначала ссылка. Затем, после окончания срока ссылки (или до окончания ее), следовал новый арест. В результате добавляли новый срок. Повторные аресты следовали один за другим. Они обычно заканчивались расстрелом священнослужителей или их смертью в лагерях от истощения и болезней.

Русский епископ и коми игумен

Таким путем прошел на Голгофу и епископ Герман Степанович Ряшенцев. Он родился в Тамбове в 1876 году. Окончил Казанскую духовную академию. До революции жил в Москве с сестрой Ольгой и преподавал богословие в Сергиевом посаде (Московская губерния). В 1919 году Г.С.Ряшенцев был рукоположен в епископы. В 1928 году его арестовали за «антисоветскую агитацию» и сослали на Соловецкие острова (в СЛОН). После возвращения с Соловков, в 1931 году, он снова был осужден за ту же «антисоветскую агитацию» и выслан теперь уже в Коми край. 24 февраля 1937 года ссыльного епископа Г.С.Ряшенцева снова арестовывают. Ему предъявляют обвинения по статьям 58-10 и 58-11 и объявляют его «организатором контрреволюционного заговора служителей культа с целью свержения советской власти...»

По решению тройки УНКВД от 13 сентября 1937 года Г.С.Ряшенцева приговорили к расстрелу. Палачи торопились и через день после вынесения приговора епископа Германа Степановича Ряшенцева расстреляли. Реабилитирован Г.С.Ряшенцев 31 марта 1989 года прокуратурой Коми АССР.
Крестный путь епископа Г.Н.Ряшенцева повторил игумен Ульяновского монастыря Амвросий Фадеевич Морозов. Родился он в 1872 году в селе Межадор Сысольского района в крестьянской семье, по национальности коми-зырянин. В 1918 году, будучи монахом Ульяновского монастыря, был арестован органами ВЧК и осужден по 58-й статье. Находился в тюрьме в г.Великий Устюг. После освобождения из тюрьмы А.Ф.Морозов вернулся в Ульяновский монастырь и вскоре стал игуменом. Иеромонах Амвросий Морозов состоял в этой должности до 1923 года, то есть до закрытия монастыря. Он стал последним игуменом Ульяновской обители.

После закрытия монастыря А.Морозов служил священником Кирульской церкви в Усть-Сысольске. 29 июля 1930 года он был арестован во второй раз и осужден тройкой при ПП ОГПУ по статье 58. Постановление тройки от 27 декабря 1930 года гласило: «Морозова Амвросия Фадеевича заключить в концлагерь сроком на 3 года, но, учитывая его преклонный возраст, заключение в лагерь заменить высылкой через ПП ОГПУ в Северный край на тот же срок».

После возвращения из ссылки А.Ф.Морозов был арестован в третий раз 6 июля 1937 года и осужден тройкой НКВД по статье 58-10. Постановлением тройки НКВД Коми АССР от 19 июля 1937 года (то есть спустя 12 дней после ареста) Амвросий Фадеевич Морозов был приговорен к расстрелу. Приговор приведен в исполнение. В настоящее время он реабилитирован.

Весточка из ада

Согласно архивным данным и свидетельствам бывших репрессированных, много священников погибло не только в тюрьмах, лагерях, ссылках, но и на этапах, пересылках. Вот что написал репрессированный священник, схимонах Трусиев Михаил, которому удалось передать с пересыльного пункта весточку на волю. Пожелтевший, вчетверо сложенный листочек из школьной тетради, густо исписанный карандашом, потертый на сгибах, донес до нас, спустя 60 лет, дыхание того трагического времени:

«Христос среди нас. Шлю свое благословение братьям и сестрам. Нахожусь я в Троицко-Печорском карантине, дальше не знаю, куда нас направят. Дают нам 300 г хлеба и никакого приварка... Очень голодно, но все-таки я, слава Богу, жив. Среди нас болезни, тиф, так что многие умирают. Только первая моя болезнь, что нахожусь я среди разбойников. Но я благодарю Господа Бога, что он мне послал такое испытание. Мое утешение только слезы... Нам дорога была очень трудная. На пароходе плыли 11 дней, потом шли пешком 150 верст на одном только хлебе. Так что очень многие, которые были среди нас, не дошли и остались в лесу, и там, наверное, помрут, потому что на этом протяжении ни одного села не было и помощи оказать некому. Сапоги с меня сняли, и я сильно ослаб, так что чувствую себя плохо... Остался безо всего. Адрес пока не известно какой. Передайте поклон всем священникам и монахам. Благодарю Бога, что меня не били так, как одного священника. Его били, и священник умер».

Священник Михаил Трусиев, написавший это письмо, был сослан в Коми край. Он находился в ссылке 10 лет, а затем был отправлен в один из лагерей, где и умер...

Гибель Мастера

Среди тех церковных служителей, которые безвременно сгинули в пекле ГУЛАГа, был еще один замечательный человек, церковный староста из Корткероса Николай Александрович Казаков.

До революции он был единственным на всю округу мастером, умевшим делать красивые, величественные церковные купола. Прославился он также и тем, что строил и восстанавливал храмы в селениях на реке Вычегде.

В первый раз его арестовали в 1918 году «за антисоветскую агитацию». Слишком уж откровенными были его высказывания: «Теперь хорошей жизни не жди! Много невинных людей убивают... Ленину верить нельзя!» Второй раз он был арестован в 1922 году. Когда вернулся из лагеря, умерла его жена, и на его плечи, помимо прочего, легли заботы по воспитанию восьмерых детей.

Дальнейшая его деятельность в то время не могла не привести к печальным последствиям - слишком уж он раздражал советскую власть: критиковал колхозное строительство, протестовал против закрытия и разрушения церквей (писал письма во ВЦИК СССР и сам ездил в Москву), жаловался на непомерные налоги, говоря: «Это мне коммунисты мстят за то, что я боролся против закрытия церквей, помогал ссыльным священникам, монахам, верующим, которых привозили со всей страны в Коми край». Именно за неуплату налога Н.Казакова, семидесятилетнего старика, в апреле 1941 года арестовали в третий раз и заключили в лагерь на 6 месяцев. А через полтора месяца после освобождения Николай Александрович вновь оказался за решеткой - теперь уже «за контрреволюционную агитацию граждан села Корткерос».

Обвинительное заключение по его делу содержало требование применить к нему высшую меру наказания, однако особое совещание при НКВД СССР постановило сослать Николая Казакова на 5 лет в Красноярский край. Но ввиду крайнего истощения решено было оставить его в Коми - в верхнечовской колонии под Сыктывкаром. Менее чем через три месяца после водворения в лагерь церковный староста, известный зодчий, умер.
25 сентября 1989 года Николай Александрович Казаков был полностью реабилитирован. Его родные, кстати, даже не знают об этом...

*

По поименному списку, составленному мною, воркутинский священник Михаил отслужил молебен вечной памяти репрессированных священнослужителей. Панихиду по ним отслужила и братия Троице-Стефано-Ульяновского монастыря. Списки репрессированных священников, сведения о которых я по крупицам собирала больше года в Коми крае, я оставила в православном молитвенном доме Воркуты и в Ульяново.

Т.РОМАНЬКОВА

На снимках: вверху - епископ Герман Степанович Ряшенцев; внизу - последний игумен Ульяновского монастыря Амвросий Фадеевич Морозов (снимок публикуется впервые).
—— 15 февраля 1996 года

Короткие и порой отрывочные сведения, а также ошибки в тексте - не стоит считать это нашей небрежностью или небрежностью родственников, это даже не акт неуважения к тому или иному лицу, скорее это просьба о помощи. Тема репрессий и количество жертв, а также сопутствующие темы так неохватны, понятно, что те силы и средства, которые у нас есть, не всегда могут отвечать требованиям наших читателей. Поэтому мы обращаемся к вам, если вы видите, что та или иная история требует дополнения, не проходите мимо, поделитесь своими знаниями или источниками, где вы, может быть, видели информацию об этом человеке, либо вы захотите рассказать о ком-то другом. Помните, если вы поделитесь с нами найденной информацией, мы в кратчайшие сроки постараемся дополнить и привести в порядок текст и все материалы сайта. Тысячи наших читателей будут вам благодарны!