
Лансере Николай Евгеньевич

- Фотокартотека
- От родных
- Дополнительная информация
Если Вы располагаете дополнительными сведениями о данном человеке, сообщите нам. Мы рады будем дополнить данную страницу. Также Вы можете взять администрирование страницы и помочь нам в общем деле. Заранее спасибо.
Н. Е. Лансере за время работы в «шарашкө» — «Особом конструкторско-техническое бюро» (с июля 1931-го по 28 июня 1935 года) создал:
- проекты отделки кабинетов Наркома внутренних дел и зала заседаний в Московском Кремле.
- проекты фасадов административного здания (ОГПУ) на углу Шпалерной улицы и Литейного проспекта, 4 в Ленинграде (1931—1932)
- реконструкция Конногвардейского манежа под гараж ОГПУ
- проект внутренней отделки правительственной дачи на Каменном острове (15 комнат и эскизы мебели)
- архитектурные проекты здания горячего цеха алюминиевого завода в Волховстрое (ныне — город Волхов)
- проект дома отдыха ГПУ в Хосте
- проекты жилых домов для сотрудников ГПУ на Пироговской набережной в Москве и на углу улицы Воинова и проспекта Чернышевского в Ленинграде
- проекты отделки интерьеров парохода «Севастополь», яхты и катера серии «Г4» верфи НКВД по заказу Центрального Комитета компартии Абхазии
В августе 1940 года был этапирован в Москву для пересмотра дела, в июне 1941 был этапирован в Саратов, где умер в тюремной больнице 6 мая 1942 года.
Николай Евгеньевич родился 14(26) апреля 1879 года в Петербурге в семье выдающегося скульптора Евгения Александровича Лансере, внука оказавшегося в русском плену французского офицера, участника войны 1812-1814 гг. По свидетельству современников, Е.А. Лансере был «пламенным русским националистом, боготворившим Россию». Основной темой его работ являлись изображения всадников – воинов и охотников, а также сцены из жизни крестьян России, Кавказа и Средней Азии.
Произведения Е.А. Лансере экспонировались на международных выставках в Лондоне (1872 г.), Вене (1873 г.), Париже (1878 г.) и в Москве (1882 г.) на Художественно-промышленной выставке.
Мать Николая Евгеньевича Лансере, Екатерина Николаевна, была дочерью одного из выдающихся архитекторов второй половины XIX века Николая Леонтьевича Бенуа. Мастер монументального стиля, Н.Л. Бенуа построил в Петергофе ряд зданий в духе английской готики – великолепные образцы русского романтизма:вокзал железнодорожной станции Новый Петергоф, почту и придворные конюшни.
Николаю Лансере было семь лет, когда его отец скончался от продолжительной болезни и в дальнейшем вся его семья жила у деда – Н.Л. Бенуа в большой квартире на Никольской (ныне ул. Глинки, 15 ). Все годы жизни в этом доме Н. Лансере находился под воздействием высокой художественной культуры, которой была пронизана вся атмосфера окружающей обстановки. Глава семьи Н.Л. Бенуа и его сыновья – архитекторы А.Н. Бенуа, более известный, как акварелист, Л.Н. Бенуа и А.Н. Бенуа – историк искусства, художник – внесли большой вклад в развитие русской художественной культуры.
В доме Бенуа рисовали все от мала до велика. В семье было традицией дарить друг другу в дни рождения и именин свои рисунки, которые вешали на стены рядом с подлинными произведениями искусства.
После окончания гимназии в 1897 году Николай Лансере совершил образовательную поездку по городам Германии и Швеции. Выполненные там зарисовки зданий и архитектурных фрагментов свидетельствуют о незаурядных способностях юноши.
Решение стать архитектором созрело у Николая Лансере в последнем классе гимназии и с 1898 года он – студент архитектурного отделения Высшего художественного училища Академии художеств. Годы учения в Академии художеств (1898-1904) – напряженный период истории русской культуры. Происходившие на рубеже двух столетий художественные процессы отражали всю сложность исторической ситуации, сложившейся в России в конце XIX – начале XX. Дыхание надвигающихся социальных бурь, ожидание революционного взрыва и обреченности старого мира оказывали влияние на все сферы духовной и культурной жизни страны. Наметился сдвиг и в архитектурном творческом методе. Возникло направление, провозгласившее приоритет нового творческого начала, категорически отвергавшее использование любых исторических стилей.
Обзор курсовых работ Николая Лансере свидетельствует о том, что многое в художественном училище Академии оставалось традиционным. Проекты по-прежнему выполнялись в различных исторических стилях – например, работа над зданием «Павильон с фонтаном», выполненным в традиционной классике; или проект «Деревянная церковь со звонницей», где Лансере использует в качестве образца памятники древнерусского и византийского зодчества. К 1901 году относятся две наиболее удачные работы будущего архитектора: проект Дома садовника с магазином и теплицей и проект Почтово-телеграфной станции. Последняя работа была отмечена высшей наградой Академии. В декабре 1901 года Н. Лансере приступает к занятиям в учебной мастерской профессора Леонтия Николаевича Бенуа, где всегда поощрялся творческий поиск учеников.
Образовательная система Академии художеств включала строительную практику и ознакомление с архитектурой различных городов. Н.Е. Лансере работал на строительстве здания Клинического повивального института (ныне клиника Института акушерства и гинекологии), возводившегося по проекту Л.Н. Бенуа на Васильевском острове.
Летом 1902 года Н. Лансере самостоятельно совершил двухмесячную поездку по городам Западной Европы: посетил Любек, Амстердам, Антверпен, Брюссель, Лондон и города Франции. В этой поездке будущему архитектору открылись и новые художественные ценности романского стиля, и яркие впечатления от современных зданий.
Летом 1903 года Академия художеств командировала Н. Лансере, Л.Л. Шрёдера и В.А. Щука в Псковскую и Новгородскую губернии для изучения памятников древнерусской архитектуры. Материалы этой поездки, длившейся почти четыре месяца, свидетельствуют о большой работе, проделанной Лансере и его товарищами. В частности, Николаем Лансере были выполнены отчетные чертежи и рисунки деталей – дверей, замков, икон трапезной церкви Николы в Вяжищском монастыре, Троицкой церкви в Пскове и церкви Ивановского монастыря.
В конце 1903 года Н. Лансере приступил к выпускной работе «Дворец наместника на Дальнем Востоке». В дипломной работе Лансере предстал как талантливый архитектор, вполне овладевший основами композиционного мастерства, знаток архитектурных стилей и блестящий график.
Окончив в 1904 году Академию художеств и получив звание художника-архитектора, Николай Евгеньевич на два года уезжает в Москву, где работает в качестве помощника архитектора на строительстве дома Первого Российского страхового общества, возводившегося по проекту А.И. Гунста.
Самостоятельная творческая деятельность Н.Е. Лансере началась в 1907 году после возвращения из Москвы в родной город. Обзор его первых произведений свидетельствует о том, что молодой архитектор не преодолел стереотип традиционного взгляда на современную архитектуру, не выработал своё определённое отношение к процессу, ещё продолжалось его становление как зодчего с четкой художественной позицией.
В Петербурге осталось немного зданий, в строительстве которых участвовал Николай Лансере. Среди них особняк М.А. Новинской и В.А. Засецкой на Песочной набережной, 10, построенный в неоклассическом стиле в 1913-1914 гг. Фасад, вытянувшийся вдоль Малой Невки, оформлен двумя выступающими ризалитами; центральная часть обращена к реке, выделена ордером с коринфскими колоннами. Недалёко находился ледник, выделенный портиком. В советское время здесь долгое время находился туберкулезный диспансер; в наши дни – Международный математический институт им. Л. Эйлера. При реставрации в 90-х годах были воссозданы все интерьеры. Нельзя не отметить особняк В.П.Кочубея в Царском селе, прекрасный образец петербургской неоклассики (1911-1914 г.,), для которого Е.Н.Лансере совместно с В.И.Романовым оформил интерьеры по проекту арх. А.И. Таманова.
В следующем году Н. Лансере вместе с Н. Лукницким выполняет проект для семейства Безак – особняк на Сергиевский улице (ныне ул. Чайковского). Примерно в эти же годы Н. Лансере занимается проектом Школы народного искусства на набережной канала Грибоедова, дом 2. Вместе с архитектором И.Ф. Безпаловым на столь ответственном участке рядом со Спасом на Крови удалось создать здание по образцу петровской архитектуры. Главный фасад Школы архитекторы ориентировали в сторону Мойки и Марсова поля. Здание П-образное, четырёхэтажное, с мансардой, с рустовкой по угловым частям дома. Проектирование и строительство здания Школы народного искусства – самая крупная предреволюционная работа Лансере в Петербурге.
Следует также отметить создание зодчим малых архитектурных форм: это памятник Пётру I на Малом Сампсониевском проспекте (1909 г., к сожалению, сейчас там находится копия); надгробный памятник С.С. Боткину в Некрополе мастеров искусств в Александро-Невской Лавре и Метеорологический павильон (1913г.). История этого павильона заслуживает упоминания. В 1930-е годы павильон демонтировали и перенесли на территорию ЦПКиО (Елагин остров). Там он простоял, постепенно разрушаясь, около 70 лет. К счастью, в 1997-м году по инициативе сына Николая Лансере, архитектора Алексея Николаевича Лансере (и по его проекту) павильон восстановили и поставили в центре Малой Конюшенной улицы.
После 1917 года Н.Е.Лансере вместе с семьёй покинул Петроград и обосновался на юге России. В 1920 году в Ростове-на-Дону был арестован, но вскоре освобождён.
Н. Е. Лансере был первым реставратором последней квартиры А.С. Пушкина (Мойка, 12). Именно он определил в перестроенном до неузнаваемости доме местонахождение кабинета, где скончался поэт. За работу по устройству мемориального музея он в 1923 году был награждён юбилейной пушкинской медалью и получил благодарность от Пушкинского дома при Российской Академии Наук.
В 1929 году Лансере принял участие в международном конкурсе на возведение памятника-маяка Христофору Колумбу. Памятник предполагалось установить в Сан-Доминго – городе-порте на острове Гаити, открытым Колумбом в 1492 году. Программой предполагалось создание грандиозного сооружения, в состав которого входили бы маяк, часовня с гробницей великого мореплавателя и ряд вспомогательных помещений. За эту работу Н.Е. Лансере был удостоен поощрительной премии, хотя кроме него в конкурсе принимали участие такие архитекторы, как Щусев, Лангбард, Мельников и др.
В 1931 году Н.Е.Лансере вновь был арестован «за шпионаж» и приговорён к высшей мере наказания, которую в последний момент заменили десятью годами лагерей. В заключении во внутренней тюрьме ОГПУ Николай Евгеньевич работал в Особом конструкторско-техническом бюро, так называемой «шарашке». За это время с 1931 по 1935 гг. Лансере выполнил ряд работ: проекты отделки кабинетов Наркома внутренних дел в Московском Кремле; проекты фасадов здания ОГПУ на углу Шпалерной и Литейного проспекта в Ленинграде (печально знаменитого «Большого дома»); реконструкция Конногвардейского манежа под гараж ОГПУ; проекты внутренней отделки, эскизы мебели правительственной дачи на Каменном острове и др.
В августе 1940 года Лансере был этапирован в Москву для пересмотра дела, в 1941– этапирован в Саратов. Умер в больнице Саратовской тюрьмы 06.05.1942 г., похоронен на Воскресенском кладбище. Реабилитирован посмертно 5 ноября 1942 года.
В многообразном творческом наследии зодчего – проекты жилых домов и городков для рабочих, дворцов труда, промышленных и общественных зданий. Назовем лишь комплекс административных и производственных корпусов «Полиграфмаша» (1929-1935 гг.) на набережной реки Карповки в конструктивистском стиле.
Будучи блестящим художником, Николай Евгеньевич Лансере создал целую серию архитектурных пейзажей, посвящённую главным образом Петербургу-Ленинграду и его пригородам. Кроме того, Лансере вёл серьезную научную и просветительскую работу, стоял у истоков отечественной историко-архитектурной науки и оставил самую добрую память о себе как прекрасный педагог.
Ольга Турецкова
Короткие или отрывочные сведения, а также возможные ошибки в тексте — это не проявление нашей или чьей-либо небрежности. Скорее, это обращение за помощью. Тема репрессий и масштаб жертв настолько велики, что наши ресурсы иногда не позволяют полностью соответствовать вашим ожиданиям. Мы просим вашей поддержки: если вы заметили, что какая-то история требует дополнения, не проходите мимо. Поделитесь своими знаниями или укажите источники, где встречали информацию об этом человеке. Возможно, вы захотите рассказать о ком-то другом — мы будем вам благодарны. Ваша помощь поможет нам оперативно исправить текст, дополнить материалы и привести их в порядок. Это оценят тысячи наших читателей!