Бессмертный барак
Сохранено 1985719 имен
Поддержать проект

Лансере Николай Евгеньевич

Лансере Николай Евгеньевич
Дата рождения:
26 апреля 1879 г.
Дата смерти:
6 мая 1942 г., на 64 году жизни
Социальный статус:
архитектор-художник, график, историк архитектуры, профессор Академии Художеств; работал в Русском музее хранителем историко-бытового отдела
Образование:
высшее; Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств (1904)
Национальность:
француз (итальянец)
Место рождения:
Санкт-Петербург (ранее Ленинград), Россия (ранее РСФСР)
Место проживания:
Санкт-Петербург (ранее Ленинград), Россия (ранее РСФСР)
Место захоронения:
Саратов, Саратовская область, Россия (ранее РСФСР)
Дата ареста:
2 марта 1931 г.
Приговорен:
Коллегией ОГПУ 19 января 1932 года по ст. 58-6, 11 УК РСФСР
Приговор:
к высшей мере наказания — расстрел; заменен 10 годами ИТЛ
Дата ареста:
11 июня 1938 г.
Приговорен:
Особым Совещанием при НКВД СССР 26 июня 1939 года по ст. 58-6 УК РСФСР
Приговор:
5 лет исправительно-трудового лагеря
Реабилитирован:
определением Военного трибунала Ленинградского военного округа 4 ноября 1957 года
Раздел: Художники
  • ФОТОКАРТОТЕКА
  • ОТ РОДНЫХ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ОТ РОДНЫХ

Если Вы располагаете дополнительными сведениями о данном человеке, сообщите нам. Мы рады будем дополнить данную страницу. Также Вы можете взять администрирование страницы и помочь нам в общем деле. Заранее спасибо.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Н. Е. Лансере за время работы в «шарашкө» — «Особом конструкторско-техническое бюро» (с июля 1931-го по 28 июня 1935 года) создал:

  • проекты отделки кабинетов Наркома внутренних дел и зала заседаний в Московском Кремле.
  • проекты фасадов административного здания (ОГПУ) на углу Шпалерной улицы и Литейного проспекта, 4 в Ленинграде (1931—1932)
  • реконструкция Конногвардейского манежа под гараж ОГПУ
  • проект внутренней отделки правительственной дачи на Каменном острове (15 комнат и эскизы мебели)
  • архитектурные проекты здания горячего цеха алюминиевого завода в Волховстрое (ныне — город Волхов)
  • проект дома отдыха ГПУ в Хосте
  • проекты жилых домов для сотрудников ГПУ на Пироговской набережной в Москве и на углу улицы Воинова и проспекта Чернышевского в Ленинграде
  • проекты отделки интерьеров парохода «Севастополь», яхты и катера серии «Г4» верфи НКВД по заказу Центрального Комитета компартии Абхазии

В августе 1940 года был этапирован в Москву для пересмотра дела, в июне 1941 был этапирован в Саратов, где умер в тюремной больнице 6 мая 1942 года.

Николай Евгеньевич родился 14(26) апреля 1879 года в Петербурге в семье выдающегося скульптора Евгения Александровича Лансере, внука оказавшегося в русском плену французского офицера, участника войны 1812-1814 гг. По свидетельству современников, Е.А. Лансере был «пламенным русским националистом, боготворившим Россию». Основной темой его работ являлись изображения всадников – воинов и охотников, а также сцены из жизни крестьян России, Кавказа и Средней Азии.

Произведения Е.А. Лансере экспонировались на международных выставках в Лондоне (1872 г.), Вене (1873 г.), Париже (1878 г.) и в Москве (1882 г.) на Художественно-промышленной выставке.

Мать Николая Евгеньевича Лансере, Екатерина Николаевна, была дочерью одного из выдающихся архитекторов второй половины XIX века Николая Леонтьевича Бенуа. Мастер монументального стиля, Н.Л. Бенуа построил в Петергофе ряд зданий в духе английской готики – великолепные образцы русского романтизма:вокзал железнодорожной станции Новый Петергоф, почту и придворные конюшни.

Николаю Лансере было семь лет, когда его отец скончался от продолжительной болезни и в дальнейшем вся его семья жила у деда – Н.Л. Бенуа в большой квартире на Никольской (ныне ул. Глинки, 15 ). Все годы жизни в этом доме Н. Лансере находился под воздействием высокой художественной культуры, которой была пронизана вся атмосфера окружающей обстановки. Глава семьи Н.Л. Бенуа и его сыновья – архитекторы А.Н. Бенуа, более известный, как акварелист, Л.Н. Бенуа и А.Н. Бенуа – историк искусства, художник – внесли большой вклад в развитие русской художественной культуры.

В доме Бенуа рисовали все от мала до велика. В семье было традицией дарить друг другу в дни рождения и именин свои рисунки, которые вешали на стены рядом с подлинными произведениями искусства.

После окончания гимназии в 1897 году Николай Лансере совершил образовательную поездку по городам Германии и Швеции. Выполненные там зарисовки зданий и архитектурных фрагментов свидетельствуют о незаурядных способностях юноши.

Решение стать архитектором созрело у Николая Лансере в последнем классе гимназии и с 1898 года он – студент архитектурного отделения Высшего художественного училища Академии художеств. Годы учения в Академии художеств (1898-1904) – напряженный период истории русской культуры. Происходившие на рубеже двух столетий художественные процессы отражали всю сложность исторической ситуации, сложившейся в России в конце XIX – начале XX. Дыхание надвигающихся социальных бурь, ожидание революционного взрыва и обреченности старого мира оказывали влияние на все сферы духовной и культурной жизни страны. Наметился сдвиг и в архитектурном творческом методе. Возникло направление, провозгласившее приоритет нового творческого начала, категорически отвергавшее использование любых исторических стилей.

Обзор курсовых работ Николая Лансере свидетельствует о том, что многое в художественном училище Академии оставалось традиционным. Проекты по-прежнему выполнялись в различных исторических стилях – например, работа над зданием «Павильон с фонтаном», выполненным в традиционной классике; или проект «Деревянная церковь со звонницей», где Лансере использует в качестве образца памятники древнерусского и византийского зодчества. К 1901 году относятся две наиболее удачные работы будущего архитектора: проект Дома садовника с магазином и теплицей и проект Почтово-телеграфной станции. Последняя работа была отмечена высшей наградой Академии. В декабре 1901 года Н. Лансере приступает к занятиям в учебной мастерской профессора Леонтия Николаевича Бенуа, где всегда поощрялся творческий поиск учеников.

Образовательная система Академии художеств включала строительную практику и ознакомление с архитектурой различных городов. Н.Е. Лансере работал на строительстве здания Клинического повивального института (ныне клиника Института акушерства и гинекологии), возводившегося по проекту Л.Н. Бенуа на Васильевском острове.

Летом 1902 года Н. Лансере самостоятельно совершил двухмесячную поездку по городам Западной Европы: посетил Любек, Амстердам, Антверпен, Брюссель, Лондон и города Франции. В этой поездке будущему архитектору открылись и новые художественные ценности романского стиля, и яркие впечатления от современных зданий.

Летом 1903 года Академия художеств командировала Н. Лансере, Л.Л. Шрёдера и В.А. Щука в Псковскую и Новгородскую губернии для изучения памятников древнерусской архитектуры. Материалы этой поездки, длившейся почти четыре месяца, свидетельствуют о большой работе, проделанной Лансере и его товарищами. В частности, Николаем Лансере были выполнены отчетные чертежи и рисунки деталей – дверей, замков, икон трапезной церкви Николы в Вяжищском монастыре, Троицкой церкви в Пскове и церкви Ивановского монастыря.

В конце 1903 года Н. Лансере приступил к выпускной работе «Дворец наместника на Дальнем Востоке». В дипломной работе Лансере предстал как талантливый архитектор, вполне овладевший основами композиционного мастерства, знаток архитектурных стилей и блестящий график.

Окончив в 1904 году Академию художеств и получив звание художника-архитектора, Николай Евгеньевич на два года уезжает в Москву, где работает в качестве помощника архитектора на строительстве дома Первого Российского страхового общества, возводившегося по проекту А.И. Гунста.

Самостоятельная творческая деятельность Н.Е. Лансере началась в 1907 году после возвращения из Москвы в родной город. Обзор его первых произведений свидетельствует о том, что молодой архитектор не преодолел стереотип традиционного взгляда на современную архитектуру, не выработал своё определённое отношение к процессу, ещё продолжалось его становление как зодчего с четкой художественной позицией.

В Петербурге осталось немного зданий, в строительстве которых участвовал Николай Лансере. Среди них особняк М.А. Новинской и В.А. Засецкой на Песочной набережной, 10, построенный в неоклассическом стиле в 1913-1914 гг. Фасад, вытянувшийся вдоль Малой Невки, оформлен двумя выступающими ризалитами; центральная часть обращена к реке, выделена ордером с коринфскими колоннами. Недалёко находился ледник, выделенный портиком. В советское время здесь долгое время находился туберкулезный диспансер; в наши дни – Международный математический институт им. Л. Эйлера. При реставрации в 90-х годах были воссозданы все интерьеры. Нельзя не отметить особняк В.П.Кочубея в Царском селе, прекрасный образец петербургской неоклассики (1911-1914 г.,), для которого Е.Н.Лансере совместно с В.И.Романовым оформил интерьеры по проекту арх. А.И. Таманова.

В следующем году Н. Лансере вместе с Н. Лукницким выполняет проект для семейства Безак – особняк на Сергиевский улице (ныне ул. Чайковского). Примерно в эти же годы Н. Лансере занимается проектом Школы народного искусства на набережной канала Грибоедова, дом 2. Вместе с архитектором И.Ф. Безпаловым на столь ответственном участке рядом со Спасом на Крови удалось создать здание по образцу петровской архитектуры. Главный фасад Школы архитекторы ориентировали в сторону Мойки и Марсова поля. Здание П-образное, четырёхэтажное, с мансардой, с рустовкой по угловым частям дома. Проектирование и строительство здания Школы народного искусства – самая крупная предреволюционная работа Лансере в Петербурге.

Следует также отметить создание зодчим малых архитектурных форм: это памятник Пётру I на Малом Сампсониевском проспекте (1909 г., к сожалению, сейчас там находится копия); надгробный памятник С.С. Боткину в Некрополе мастеров искусств в Александро-Невской Лавре и Метеорологический павильон (1913г.). История этого павильона заслуживает упоминания. В 1930-е годы павильон демонтировали и перенесли на территорию ЦПКиО (Елагин остров). Там он простоял, постепенно разрушаясь, около 70 лет. К счастью, в 1997-м году по инициативе сына Николая Лансере, архитектора Алексея Николаевича Лансере (и по его проекту) павильон восстановили и поставили в центре Малой Конюшенной улицы.

После 1917 года Н.Е.Лансере вместе с семьёй покинул Петроград и обосновался на юге России. В 1920 году в Ростове-на-Дону был арестован, но вскоре освобождён.

Н. Е. Лансере был первым реставратором последней квартиры А.С. Пушкина (Мойка, 12). Именно он определил в перестроенном до неузнаваемости доме местонахождение кабинета, где скончался поэт. За работу по устройству мемориального музея он в 1923 году был награждён юбилейной пушкинской медалью и получил благодарность от Пушкинского дома при Российской Академии Наук.

В 1929 году Лансере принял участие в международном конкурсе на возведение памятника-маяка Христофору Колумбу. Памятник предполагалось установить в Сан-Доминго – городе-порте на острове Гаити, открытым Колумбом в 1492 году. Программой предполагалось создание грандиозного сооружения, в состав которого входили бы маяк, часовня с гробницей великого мореплавателя и ряд вспомогательных помещений. За эту работу Н.Е. Лансере был удостоен поощрительной премии, хотя кроме него в конкурсе принимали участие такие архитекторы, как Щусев, Лангбард, Мельников и др.

В 1931 году Н.Е.Лансере вновь был арестован «за шпионаж» и приговорён к высшей мере наказания, которую в последний момент заменили десятью годами лагерей. В заключении во внутренней тюрьме ОГПУ Николай Евгеньевич работал в Особом конструкторско-техническом бюро, так называемой «шарашке». За это время с 1931 по 1935 гг. Лансере выполнил ряд работ: проекты отделки кабинетов Наркома внутренних дел в Московском Кремле; проекты фасадов здания ОГПУ на углу Шпалерной и Литейного проспекта в Ленинграде (печально знаменитого «Большого дома»); реконструкция Конногвардейского манежа под гараж ОГПУ; проекты внутренней отделки, эскизы мебели правительственной дачи на Каменном острове и др.

В августе 1940 года Лансере был этапирован в Москву для пересмотра дела, в 1941– этапирован в Саратов. Умер в больнице Саратовской тюрьмы 06.05.1942 г., похоронен на Воскресенском кладбище. Реабилитирован посмертно 5 ноября 1942 года.

В многообразном творческом наследии зодчего – проекты жилых домов и городков для рабочих, дворцов труда, промышленных и общественных зданий. Назовем лишь комплекс административных и производственных корпусов «Полиграфмаша» (1929-1935 гг.) на набережной реки Карповки в конструктивистском стиле.

Будучи блестящим художником, Николай Евгеньевич Лансере создал целую серию архитектурных пейзажей, посвящённую главным образом Петербургу-Ленинграду и его пригородам. Кроме того, Лансере вёл серьезную научную и просветительскую работу, стоял у истоков отечественной историко-архитектурной науки и оставил самую добрую память о себе как прекрасный педагог.

Ольга Турецкова

Лансере Николай Евгеньевич Проект Бессмертный барак

Короткие и порой отрывочные сведения, а также ошибки в тексте - не стоит считать это нашей небрежностью или небрежностью родственников, это даже не акт неуважения к тому или иному лицу, скорее это просьба о помощи. Тема репрессий и количество жертв, а также сопутствующие темы так неохватны, понятно, что те силы и средства, которые у нас есть, не всегда могут отвечать требованиям наших читателей. Поэтому мы обращаемся к вам, если вы видите, что та или иная история требует дополнения, не проходите мимо, поделитесь своими знаниями или источниками, где вы, может быть, видели информацию об этом человеке, либо вы захотите рассказать о ком-то другом. Помните, если вы поделитесь с нами найденной информацией, мы в кратчайшие сроки постараемся дополнить и привести в порядок текст и все материалы сайта. Тысячи наших читателей будут вам благодарны!