
Литвиненко Григорий Дмитриевич

- Фотокартотека
- От родных
Дело Луганского священника Литвиненко Григория Дмитриевича 1884 г.р. начинается сразу с протоколов показания двух свидетелей и за ними ордер № 1081 на арест и обыск от 11 октября 1937 года. На следующий день 12 октября был произведен обыск, в результате которого у батюшки изъяли :
Паспорт выд. 17 октября 1936 г. ПО №508473
наперсный серебренный крест с цепочкой - 2 щт
медальон;
камень в обложке с кольца (так описал следователь )- 1 шт
серебреные монеты чеканки СССР - 1 руб 2 по 50 коп
ручные кресты -2 шт
сосуд для Причастия маленький - 2 шт старый
чаша и ложечка маленькая - 1
кадило - 1
епитрахиль - 1
набедренник с повязкой - 2
пояс священника - 1 старый
палица священника - 1 старая
разная переписка на 13 листах
фотокарточка
книг разных - 12
Все как всегда: торопливо, но четко, по одной и той же страшной схеме. Следователь этого дела был, на удивление грамотным. Ошибок делал мало, лаконично задавал вопросы и профессионально и кратко оформлял бумаги.
Литвиненко Григорию Дмитриевичу на момент задержания было 53 года . Родом он из Воронежской области с. Герасимовка Уразовского района. Происходил из крестьян-бедняков, образование – низшее ( так указано в анкете). Проживал в Ворошиловграде по ул.9 линия дом 14 с женой Марией Васильевной.
До революции и после был священником – «служителем культа». С 1911 года дьяконом а затем, с 1921 года по июнь 1937 года священником .
«Я беспрерывно все время был служителем культа ( священником)» - дает показания Григорий Дмитриевич на допросе. «До революции кроме служителя культа в городе Ворошиловграде я имел 19 десятин земли и одну корову»- продолжает он. На этом допрос и оканчивается. Короткий допрос, только для того, что так положено: в деле должна быть бумага с названием ПРОТОКОЛ ДОПРОСА. В деле священника Литвиненко она есть. Там есть вопрос, и есть ответ.
А дальше читаем длинное обвинительное заключение, которое основано совсем не на протоколе допроса, а на показаниях свидетелей. Обвинительное заключение процитирую полностью.
« Я, N, рассмотрев 19 октября 1937 года следственное дело по обвинению - попа Литвиненко Григория Дмитриевича, 1894 года рождения, уроженца села Герасимовка, установил следующее: Литвиненко на протяжении с 1911 по 1921 год работал служителем религиозного культа в качестве дьякона, затем с 1921 года по июнь 1937 года попом. Кроме того имел свое хозяйство. Литвиненко с первых дней революции является непримиримым врагом Соввласти, и проводит активную контр революционную деятельность. Еще в период коллективизации, Литвиненко группировал вокруг себя кулацкий элемент, являясь организатором саботажа в выполнении хлебозаготовок и других компаний на селе. В настоящее время, после закрытия церквей, Литвиненко еще больше озлобился, группирует вокруг себя контр-революционный элемент из числа верующих, и проводит среди них контр-разложенческую работу, говоря о том, что Соввласть мучит людей, что народ в колхозах голодает, т.к. коммунисты забрали все, и что в случае войны, надо будет оказать сопротивление соввласти путем восстания внутри страны, для того. что бы ослабить тыл и помочь интервентам уничтожить коммунизм. Литвиненко заявляет, что колхозы - это выдумка коммунистов, что толку с них не будет, т.к. колхозы развалятся, а колхозники разбегутся, что рабочие влачат нищенское существование. Попутно восхвалял преимущество жизни заграницей. По словам Литвиненко соввласть привела страну к гибели, что в руководстве сидят изверги человечества, которые ограбили народ и теперь хотят отнять последнее - это веру в Бога. Тут же призывал крестьян оказывать сопротивление мероприятиям партии и правительства и организовываться. В похабной форме отзывался о руководстве партии и правительства, заявляя что это антихристы и враги православных христиан. В части конституции, Литвиненко говорил, что это новый обмен трудящихся и искажал пункт о религии. Литвиненко заявлял, что до тех пор, пока будет существовать Соввласть, до тех пор придется мучиться народу. Но скоро придет конец. Будет война и соввласть падет. Сын Литвиненко не далеко ушел от отца и в 1934 году осужден за контрреволюционную деятельность и сослан на север. ПОСТАНОВИЛ:
Следственное дело по обвинению Литвиненко Г.Д. направить на рассмотрение судтройки при УНКВД по ДО».
Ознакомившись с текстом обвинительного заключения, становится ясно почему следователь не старался записывать показания обвиняемого. У него было достаточно много показаний свидетелей, на которые он ссылается в своем заключении. Не нужны ему были показания священника, как и не нужны были священники вообще Соввласти. Это было время, наивысшего накала антицерковного террора, когда власть перешла от террора к большому террору.
Выписка из протокола №34 от 19 октября 1937 года заседания тройки УНКВД по Донецкой области поставило точку в деле Луганского священника: Литвиненко Григория Дмитриевича расстрелять, имущество конфисковать.
Так оборвалась еще одна жизнь, священника отца Григория , служившего в Воскресенской кладбищенской церкви города Луганска.
Короткие или отрывочные сведения, а также возможные ошибки в тексте — это не проявление нашей или чьей-либо небрежности. Скорее, это обращение за помощью. Тема репрессий и масштаб жертв настолько велики, что наши ресурсы иногда не позволяют полностью соответствовать вашим ожиданиям. Мы просим вашей поддержки: если вы заметили, что какая-то история требует дополнения, не проходите мимо. Поделитесь своими знаниями или укажите источники, где встречали информацию об этом человеке. Возможно, вы захотите рассказать о ком-то другом — мы будем вам благодарны. Ваша помощь поможет нам оперативно исправить текст, дополнить материалы и привести их в порядок. Это оценят тысячи наших читателей!