Сохранено 2587375 имен
Поддержать проект

Мелик-Гайказян Иосиф Исаакович

Мелик-Гайказян Иосиф Исаакович
Страницу ведёт: Сергей Бунтман Сергей Бунтман
Дата рождения:
22 июля 1887 г.
Дата смерти:
18 июля 1938 г., на 51 году жизни
Социальный статус:
служащий; главный инженер завода «Каучук» при Наркомате Местной промышленности Армянской ССР, был инженером монтажа оборудования для первого в СССР производства искусственного каучука
Образование:
высшее; горный факультет, электротехнический факультет Инженерной школы в Льеже (Бельгия)
Национальность:
армянин
Место рождения:
Благовещенск, Амурская область, Россия (ранее РСФСР)
Место проживания:
Ереван, Армения
Дата ареста:
8 августа 1937 г.
Приговорен:
выездной сессией Военной коллегии Верховного суда СССР 18 июля 1938 года по статьям: 59, 64, 65, 68 УК Армянской ССР
Приговор:
к высшей мере наказания — расстрел
Реабилитирован:
Военной коллегией Верховного суда СССР 24 сентября 1955 года
Фотокартотека
Мелик-Гайказян Иосиф Исаакович Мелик-Гайказян Иосиф Исаакович Иосиф Исаакович Мелик-Гайказян (Мелик-Айказян) и Елена Николаевна Абамелек Мелик-Гайказян Иосиф Исаакович Мелик-Гайказян Иосиф Исаакович Иосиф Исаакович Мелик-Гайказян с отцом, генералом Исааком Осимовичем Мелик-Гайказовым.
От родных

Сын Генерал-майора Исаака Осиповича Мелик-Гайказова и Варвары Иосифовны Мелик-Гайказовой. Муж Елены Николаевны Абамелек. Брат Эгине (Елена) Исааковны Бекзадян.

Рассказывает внучка, Ирина Вигеновна Мелик-Гайказян:

Мой дед – Иосиф Исаакович Мелик-Гайказян – расстрелян в 1938 году и реабилитирован в 1956. Знаю о дедушке из ответов папы на мои вопросы. Сначала вопросы касались вещей: кто на этих фотографиях, что это такое или кем это сделано? На фотографиях был маленький мальчик рядом с пожилым человеком в мундире с большим количеством орденов. Из ответа следовало, что был мой дед поздним сыном царского генерала. На вопрос «что это такое?», который задал бы любой, увидевший изящную кожаную коробку с золотыми буквами и вензелями, следовало разъяснение: готовальня, сопровождавшая деда всю его жизнь со студенчества в Бельгии до работы инженером в Армении. Но первой  всерьез заинтриговавшей вещью был достаточно странный шкафчик, висевший на стене. Оказалась, это аптечка, выполненная в стиле модерн из дубовых паркетных плашек и сделанная дедом, когда он уже был уволен с должности главного инженера, но еще не арестован, хотя в газетах уже писали про дела «врага народа». Далее шли пояснения: аптечка сделана в подарок моей бабушке (супруга Иосифа Исааковича была врачом); какими техническими ухищрениями были достигнуты тягучие линии и надежность конструкции; почему дед был прав «если начинаешь понимать, что можно сделать еще лучше, то надо сделать еще лучше». И как однажды дед, увидев, как папа десятилетним мальчишкой склеивает сломанную деталь собираемой модели машинки, обронил мимоходом: «еще не сделал, а уже латаешь». А заодно было рассказано, что дед отдавал его на летние каникулы в ученики мастерам, прося каждого из них научить тому, что умеют сами. Мастера охотно откликались на просьбу, поскольку для новых по тем временам производств квалифицированных кадров не хватало, и Иосиф Исаакович поначалу сам обучал мастеров, становясь на их рабочее место. Один эпизод иллюстрирует это. Как-то иностранный специалист, присланный на медеплавильный комбинат в Алавердах, возмущенно сказал по-французски, заметив на одежде одного из рабочих знак выпускника Инженерной школы Льежа, «некоторые нацепят нечто, даже не понимая его значения». И обескуражено рассыпался в извинениях, услышав спокойный ответ на хорошем французском языке: «этот значок я получил вместе с дипломом».

Конечно же, возникали вопросы: почему дед не стал военным, как во всех переездах уцелели эти вещи, почему моего папу учили немецкому и английскому,  но не учили французскому? Потому что у прадеда не было выбора кем быть, а у деда уже был, и свободно осваивать новое гораздо труднее, а, следовательно, интереснее, чем воевать в подчинении. Потому что сохранять нужно важные вещи, а не всё подряд, и, вообще, человек рискует определить себе цену, равную тому, чем он не сможет пожертвовать. Потому что по-французски родители вели беседы, не предназначенные для ушей сына, и, в частности, о воспитании сына. Столь занимательные темы сами собой научили понимать некоторые смыслы, главным из которых была разница между: любить ребенка и портить ребенка. Любить – сделать его независимым, полагающимся на себя, свои силы и плоды своих усилий. Портить – сделать его несчастным, сделать его неприятным человеком, которого в будущем мало кто сможет любить. 

Позже удалось разобрать франкоязычную переписку дедушки и бабушки, предшествующую их свадьбе. В одной из открыток влюбленный сообщал: запустил учебу, увлекся фотографией, каждый день хожу в оперетту. Это мало соответствовало сложившемуся образу очень уравновешенного и ответственного человека. Оказалось, что главной чертой деда была его веселость, делавшая его, как говорится, душой общества. Даже в тяжелые времена его дом был полон гостей, привлекаемых массой развлечений, которые дед бесконечно придумывал.

Для моего папы было большим ударом потерять в 17 лет своего отца, а потом многое с честью преодолеть, неся клеймо «сын врага народа». Меня и моих сестер лишили деда, убив его задолго до нашего рождения. Вместе с тем, жизненные принципы деда остались с нами до сих пор. Есть надежда, что наши дети и внуки будут сверять свою жизнь с этими принципами.

Короткие или отрывочные сведения, а также возможные ошибки в тексте — это не проявление нашей или чьей-либо небрежности. Скорее, это обращение за помощью. Тема репрессий и масштаб жертв настолько велики, что наши ресурсы иногда не позволяют полностью соответствовать вашим ожиданиям. Мы просим вашей поддержки: если вы заметили, что какая-то история требует дополнения, не проходите мимо. Поделитесь своими знаниями или укажите источники, где встречали информацию об этом человеке. Возможно, вы захотите рассказать о ком-то другом — мы будем вам благодарны. Ваша помощь поможет нам оперативно исправить текст, дополнить материалы и привести их в порядок. Это оценят тысячи наших читателей!