Нигматуллина Мухлиса Габдельгаллямовна (Мухлиса Буби)
- Фотокартотека
- От родных
- Дополнительная информация
Если Вы располагаете дополнительными сведениями о данном человеке, сообщите нам. Мы рады будем дополнить данную страницу. Также Вы можете взять администрирование страницы и помочь нам в общем деле. Заранее спасибо.
В плеяде татарских просветителей Мухлиса Буби выделяется своей удивительно сложной и яркой судьбой. Она стала первой в исламском мире и единственной в истории татар женщиной-кади, по-татарски — казыем.
В народе ее называют «мулла-абыстай», признавая глубокие знания в области исламской теологии, мусульманского права.
Мухлиса Буби (Нигматуллина) родилась в 1869 году в селе Иж-Буби Сарапульского уезда Вятской губернии (ныне Агрызский район Республики Татарстан). Она была дочкой имама и мударриса и сестрой выдающихся педагогов Габдуллы и Губайдуллы Буби.
Первоначальное образование получила у своей матери, затем у братьев. Вместе с братьями и их жёнами — Насимой и Хуснифатимой Нигматуллиными — организовала в родном селе женскую школу, ставшую практически первой женской гимназией у татар. В ней обучались представители многих тюркских народов России.
В 1907 году школе разрешают принимать экзамены и выдавать свидетельства о присуждении звания учителя-мугаллима и учительницы-мугаллимы. Эти свидетельства являлись официальным документом и признавались административными органами России. Наряду с религиозными, преподавались и светские дисциплины.
Медресе стало первым учебным заведением, готовившим учительниц и для женских медресе и мактабов. В качестве основных предметов выделялись вероучение (включая основы мусульманского права), татарский язык и литература, русский язык и литература, математика. Также преподавались арабский язык, география, естествознание, педагогика и методика, каллиграфия, рисование, домоводство, рукоделие. К последнему молодые просветители относились с особым трепетом, так как считали, что именно воспитание и обучение женщин, предоставление им широких возможностей для повышения уровня образования и культуры — одно из необходимых условий преодоления отсталости и обеспечения прогресса нации.
Как писал Габдулла Буби в своем сочинении «Женщины», нацию, женская половина которой остается невежественной, можно сравнить с наполовину парализованным человеком. К тому же, женщина — первый и главный воспитатель детей. Именно она влияет на формирование личности ребенка. Мухлиса с женами своих братьев начинают самозабвенно служить благородному делу.
Благодаря их стараниям, Иж-Бубинские школы становятся известными не только в своей округе. Учиться сюда приезжают из Москвы, Казани, Уфы, Симбирска, Самары, Астрахани, Ташкента, Петропавловска, Семипалатинска и других городов. Историки утверждают, что подобного очага просвещения для женщин не было в то время не только у татар, но, пожалуй, и во всем мусульманском мире.
По типу медресе Буби было реформировано медресе Европейской России, и за ними и часть медресе Средней Азии, а по своему уровню Иж-Бубинское медресе достигало тогда уровня знаменитого медресе Аль-Азхар в Каире.
После разгрома медресе Буби, ареста братьев в 1911 году и закрытия женского училища в 1912 году Мухлиса Буби переезжает в Троицк (Оренбургская область), где возглавляет женский мактаб «Сююмбика».
С 1913 года она преподает вероучение в женской гимназии. В 1914 году, с помощью купцов Яушевых, Мухлисе-ханум удалось открыть женское медресе. 7 августа 1914 г. на открытии школы она произнесла речь, где определила роль женщин-матерей следующим образом: «Если у них не будет представлений о религии и благочестии, сведений об истинной морали и хороших обычаях, то как они смогут направить детей на хороший путь, воспитать во имя прямой и надежной цели?
Дети, выросшие на руках воспитанных, религиозных, благочестивых матерей, знающих о мире и Судном дне, несомненно, когда вырастут, будут религиозными, благочестивыми, с истинной моралью, будут совершенными их национальные чувства.
Пусть с самого детства прочно выучат „аузу“ и „бисмилла“; пусть с детства растут, зная, о единстве Аллаха и посланнической миссии Мухаммада (мир ему); пусть с детства понимают, что есть добро и что есть зло: не говорят плохих слов, избегают дурного, при встрече с людьми, задевающими религию и национальные чувства, пусть знают о необходимости сохранять свои чувства в сердце...»
Ссылаясь на Абу Муслима, она приводит слова Пророка (мир ему и благословение Аллаха) о том, что вставшего на путь знания человека Аллах этим путем приведет в рай. Буби говорит, что мужчины — это левая рука нации, а женщины — правая. При этом, у каждого выдающегося мужа была в помощниках и единомышленниках женщина.
Мухлиса указывает, что «у самого великого человека и Пророка в мире Мухаммада в самом начале принявшей религию, служившей распространению Ислама имуществом и языком, вселявшей силу в сердце милостивого Пророка во времена больших беспокойств от кафиров, разгонявшей грусть, была наша мать Хадиджа-хазрат».
Мухлиса говорит, что роль женщин в распространении Ислама получила отражение в словах Пророка: «Рай под ногами ваших матерей». Поэтому необходимо обучать девочек не меньше, чем мальчиков, всем наукам и искусствам, чтобы приготовить их к жизненным испытаниям.
Она указывает, что эта истина была известна женщинам эпохи Пророка (мир ему) и дар ас-саадат: «Поэтому в то время седи женщин было очень много выдающихся личностей. Они читали хутбы в мечетях, давали публично уроки, везде читали ваазы (проповеди) и насихаты (наставления)».
Буби указывает, что даже основатель одного из четырех мазхабов имам Шафии получал знания от самой знаменитой женщины того времени Сайиды Нафиса, которая прочитала и джаназа-намаз после его смерти.
В 1915 году Мухлиса Буби добилась открытия женской учительской семинарии «Даруль-мугаллимат», признанной властями.
Однако все попытки мусульманской фракции Госдумы добиться признания дипломов семинарии или открыть учительскую школу для мусульманок, несмотря на поддержку ряда земств, блокировались имперскими властями.
Февральская революция всколыхнула всю Россию, активизировалась борьба народов за национальное освобождение, равноправие и самоопределение. Резко оживились подобные тенденции и среди татар.
Уже 7 марта 1917 года в Казани был создан Мусульманский комитет, повсюду проводились митинги, демонстрации, всевозможные съезды — профессиональные, женские, религиозные, — на которых обсуждались насущные политические проблемы того времени.
24 — 28 апреля 1917 года в Казани состоялся I Всероссийский съезд мусульманок, созванный по инициативе женщин Москвы. В работе участвовало около 150 делегаток из разных регионов.
1 мая 1917 года в доме Асадуллаева в Москве торжественно открылся Всероссийский общемусульманский съезд. В его работе участвовало около 900 делегатов из всех регионов России, в том числе 112 женщин.
Это был пятый по счету всероссийский съезд, но первый, в работе которого участвовали женщины. Женский вопрос обсуждался в специальной комиссии на десятом заседании съезда под председательством Гаяза Исхаки. В выступлениях особо подчеркивалось, что отсутствие равноправия женщин и мужчин затрудняет национально-демократическое движение.
После бурного обсуждения была принята резолюция о равноправии женщин, подготовленная в Казани на женском съезде. Исходя из принципа равноправия женщин, решался и вопрос об участии мусульманок в управлении духовными делами мусульман России.
5 мая 1917 года на съезде широко обсуждались проблемы управления духовными делами мусульман России. Впервые самими мусульманами были избраны муфтий и шесть членов ЦДУМ России.
Здесь же, на I Всероссийском мусульманском съезде 1917 года, Мухлиса Буби была избрана членом ЦДУМ и кади, или же казыей — шариатской судьей.
С 1917 года она работала в Уфе, руководила отделом по семейным делам ЦДУМ, занималась ведением метрических книг, регулированием семейных дел, работой по обращению в ислам.
Якуб Халили писал по этому поводу: «Мы не знаем такого явления в исламском мире. Даже в являющейся исламским государством Турции, как нам известно, нет такого. Это событие — избрание женщины казыем — стало возможным лишь под влиянием женского съезда, под воздействием голоса женщин. Это факт, доказывающий конец затворничества женщин, равенство мужчин и женщин в делах и правах». Конечно, не все согласились с таким расширением прав женщин.
Когда Мухлису Буби избрали судьей, в обществе появились как сторонники этого события, так и ярые противники.
Многие муллы отказываются исполнять предписания, подписанные женщиной-судьей. Против Мухлисы разворачивается кампания в прессе, где выступают известные религиозные деятели с консервативной позицией, аргументирующие свои слова изречениями Корана.
Однако Буби быстро приобрела авторитет и известность. О ее справедливости и честности в народе слагались легенды. Именно к ней, в Уфу, за сотни верст, в поисках защиты и справедливости стекались тысячи обездоленных, угнетенных женщин и находили у нее помощь и понимание.
Не случайно и то, что на всех последующих мусульманских съездах в течение 20 лет она неизменно переизбиралась и являлась правой рукой и помощницей муфтия Ризаэддина Фахреддинова.
Мухлиса Буби руководила отделом по семейным делам, По материалам Третьего съезда мусульманского духовенства и верующих Внутренней России и Сибири, состоявшегося в Уфе в конце 1926 года, деятельность этого отдела включала в себя ведение метрических книг, регулирование семейных дел, работу по обращению в ислам, работу по определению фетв и ведение обширного делопроизводства.
Мухлиса Буби с 1900-х годов вела также большую организационно-просветительскую работу среди женщин, выступала со статьями в изданиях «Ульфат», «Ахбар», «Вакыт», «Сююмбике», «Ислам маджалласы», в которых освещала роль женщины в семье и обществе и задачи, стоящие перед ней; обращала особое внимание на то, что сохранение языка и традиций — главный долг женщины.
Она обладала огромной популярностью среди всего женского населения округа ЦДУМ. До перехода властей к прямому насилию в конце 1920-х годов женщины-мусульманки под ее лидерством весьма эффективно блокировали все попытки разрушения религиозных устоев в семьях. Советская власть в 1920-е годы стремилась подорвать традиционные основы морали и нравственности.
«Освобождение женщин» сопровождалось пропагандой распущенности. В ходу была теория Александры Коллонтай, которая считала, что половой акт так же естественен, как выпитый стакан воды.
В этих условиях Мухлиса Буби играла выдающуюся роль в одновременном сохранении традиций мусульманской женщины и получении девушками образования и реального равноправия.
В 1924 году в статье «Женщины в мире ислама» она писала: «Число женщин, служащих великому делу укоренения Ислама в мире посредством знаний, насчитывается не десятками, а сотнями».
Ключевыми обязанностями женщин современности Мухлиса Буби называет «одно из них — сохранение религиозных обычаев, второе — сохранение языка». Эти заветы более чем актуальны и в новом тысячелетии. В 1920 — 1930 годы Мухлиса Буби публиковалась в журнале «Ислам мэжэллэсе» («Исламский журнал»), издававшемся при ЦДУМ, составляла фетвы, выступала арбитром по семейным проблемам.
«Мусульманский журнал» опубликовал статью «Женщинам». В ней Мухлиса Буби уделяет внимание обязанностям родителей перед детьми. Она подразделяет период взросления на три части (детство, отрочество, юность), даёт каждому подробную характеристику и подробно объясняет с позиций ислама все обязанности родителей по отношению к детям.
В 1926 году Мухлиса Буби обратилась в Наркомат просвещения Татарстана с просьбой допустить женщин к преподаванию вероучения в религиозных школах, чем вызвала резкий протест у властей. При этом женщины в городах начали организовывать свои попечительские советы-мутаваллияты.
Такой попечительский совет был создан в 1926 году в Казани при 12-м приходе. Он провозгласил лозунг повсеместного создания мутаваллиятов для женщин, религиозного просвещения женщин, уравнения женщин в правах с мужчинами в посещении мечетей.
Мухлиса-ханум была переизбрана на посту кади на всех трех Всероссийских съездах улемов и мутаваллиев при ЦДУМ в 1920, 1923, 1926 годах, в 1926 году на III Съезде стала членом Голямалар Шурасы (Совета улемов). Используя знания и эрудицию, Мухлиса Буби пыталась поднять статус женщины на ту высоту, которая дана Всевышним. Вся её деятельность в Управлении мусульман была направлена к этой цели.
Она писала: «Сохранение ислама на долгие годы — заслуга мужчин. Но не надо отрицать роли женщин, которые также внесли свой посильный вклад в развитие религии.
В первые годы пророчества Мухаммада Хадиджа во всём поддержала его. За эту заботу он уважал её до конца своих дней. Посланник Всевышнего говорил, что она «единственная, кто поверил в моё пророчество, когда весь народ обвинял меня во лжи, когда все отвернулись от меня, она одна своим имуществом поддержала и заботилась».
Мухлиса сравнивает роль мужчины и женщины в семье и в обществе. На фоне социальной интеграции того времени для Буби было очень важным усиление роли мусульманок в общественной жизни.
Репрессии, тяжелым катком проехавшие по судьбам татарских просветителей, не оставили в стороне и Мухлису Буби. Сотрудники НКВД приходят к ней в дом с обыском, находят золотые украшения, которые она копила всю жизнь для того, чтобы осуществить свою мечту — совершить паломничество в Мекку (хадж), и обвиняют в контрреволюционной деятельности.
В 1930 году ее арестовывают. Через семь лет тюрем, издевательств и унижения 68-летнюю женщину приговаривают к смертной казни. На допросах она вела себя с редким мужеством, не оговорила никого и была расстреляна 23 декабря 1937 года.
Сегодня о Мухлисе Буби вспоминают не только как о просветителе, религиозном деятеле, но и как о первом политике среди российских мусульманок.
В мусульманском мире такие личности появились только спустя несколько лет. В 1950-х годах мир узнал об Индире Ганди, Беназир Бхутто как о защитницах прав женщин.
То, что в России смогла появиться такая личность, как Мухлиса Буби, свидетельствует о прогрессивном развитии мусульман нашей страны уже в начале века.
Постановлением Президиума Верховного суда БАССР от 23 мая 1960 года она была реабилитирована посмертно.
Гульназ Бадретдин
Короткие и порой отрывочные сведения, а также ошибки в тексте - не стоит считать это нашей небрежностью или небрежностью родственников, это даже не акт неуважения к тому или иному лицу, скорее это просьба о помощи. Тема репрессий и количество жертв, а также сопутствующие темы так неохватны, понятно, что те силы и средства, которые у нас есть, не всегда могут отвечать требованиям наших читателей. Поэтому мы обращаемся к вам, если вы видите, что та или иная история требует дополнения, не проходите мимо, поделитесь своими знаниями или источниками, где вы, может быть, видели информацию об этом человеке, либо вы захотите рассказать о ком-то другом. Помните, если вы поделитесь с нами найденной информацией, мы в кратчайшие сроки постараемся дополнить и привести в порядок текст и все материалы сайта. Тысячи наших читателей будут вам благодарны!