Сохранено 2585998 имен
Поддержать проект

Налбантов Эдем (Эдик) Усеинович

Налбантов Эдем (Эдик) Усеинович
Дата рождения:
25 декабря 1926 г.
Дата смерти:
22 мая 1999 г., на 73 году жизни
Социальный статус:
На момент ареста учащийся музыкального училища. Композитор, хормейстер, член Союза композиторов Украины (1992), член Союза композиторов СССР (1977), заслуженный деятель культуры Узбекистана, заслуженный деятель искусств Украины (1996), лауреат Государственной премии АР Крым. Дирижёрско-хоровой факультет Ташкентской консерватории. В 1998 году Американский библиографический институт (Нью-Йорк) назвал Эдема Налбандова «Человеком Года»
Образование:
музыкальная школа по классу скрипки в Карасубазаре
Национальность:
татарин
Место рождения:
Морское село (ранее Капсихор до 1945 года), Судакский район, Республика Крым
Место смерти:
Симферополь, Республика Крым
Дата ареста:
21 мая 1951 г.
Приговор:
8 лет исправительно-трудовых лагерей
Источник данных:
Справка составлена по данным от родственников
Раздел: Музыканты
Фотокартотека
Налбантов Эдем (Эдик) Усеинович Эдем Налбантов праздник песни Бекабад  1976 год Эдем Налбантов Марийская ССР медведевский район участники худож. самодеятельности 1949 г. Налбантов Эдем (Эдик) Усеинович Налбантов Эдем (Эдик) Усеинович
От родных

Эдем Усеинович Налбантов (Налбандов) известный крымскотатарский композитор, педагог, хормейстер, общественный деятель Эдем Налбандов. Судьба не щадила этого человека. В юношеском возрасте он оказался на лесоповале в Марийской АССР, он смог выжить и воплотить свою мечту – посвятить свою жизнь музыке.

Эдем Налбантов родился в семье потомственных кузнецов 25 декабря 1926 года, в Крыму, в селе Къапысхор (с. Морское) Судакского района и очень рано приобщился к музыке.
Когда я просила отца рассказать о своих музыкальных впечатлениях детства, отец рассказывал так: « К музыке – говорил он – я потянулся с тех пор, как помню себя. Мои родители: отец –потомственный кузнец Налбантов Усеин аджы Ибраим (1880 г.р. с. Капсихор) мама Налбантова Хатидже Умер къызы (1896 г.р. с. Ай – Серез) Судакского района. В семье нас было шестеро.

Затем учеба в специальной музыкальной школе по классу скрипки, куда он поступил в 1936 году. В годы учебы в музыкальной школе под руководством опытного педагога Юсуфа-оджа, юноша быстро начал овладевать навыками скрипичной игры. Вскоре состоялись и первые его сольные выступления в школьных концертах. Но мирную жизнь прервала Великая Отечественная война 1941 года.

Депортация…2 июня 1944 год, семья была выслана из деревни Азберды Карасубазарского района в Марийскую АССР, Медведевский район, лесоучасток Ошла, где рубил лес. За нарушение паспортного режима был осужден на несколько лет. Затем продолжает работать пожарником, киномехаником, а перед показом фильмов играл на скрипке. Чтобы прокормить семью, разрисовывал потолки и стены виноградной лозой, оплата – картофельная кожура

В 1947 г становится учителем музыки в детском доме этого же района. Вскоре талант музыканта обратил на себя внимание. Эдема под конвоем доставляют на концертное выступление, в Йошкар-Олу и в 1948 году Народный артист Марийской АССР Павел Тойдерман приглашает его артистом хора в Государственную филармонию Марийской АССР.

Этот хоровой коллектив дал многое в дальнейшем музыкальном развитии Эдема Налбантова.

Успешно выдержав вступительные экзамены, в 1950 учебном году Эдем Налбантов поступает в музыкальное училище им. И. С. Палантая на факультет «хоровое-дирижирование» г. Йошка-Ола Марийской АССР, совмещая учебу с работой.

Началась новая страница жизни.

Большую роль, в музыкальном развитии молодого Эдема сыграл известный марийский композитор, Заслуженный деятель искусств Марийской АССР Н.А. Сидушкин. Н. А. Сидушкин помог молодому музыканту в формирвании мировоззрения и в освоении композиторской техники. Плодотворная работа Н. А. Сидушкина в качестве дирижера хора и пропаганда им народных массовых песен незамедлительно сказалась на интересах молодого Э. Налбантова. Ведь в недалеком будущем, независимо от жизненных условий, композитор с большим энтузиазмом и творческим рвением возьмется за распространение народных и массовых песен. Н. А. Сидушкин приобщил способного Эдема к процессу сочинительства, преподавал ему уроки композиции. Поэтому первые опыты молодого композитора относятся именно к этому периоду жизни. Вспоминая о своем учителе по композиции, Эдем Налбантов рассказывает: «Внешняя сдержанность и в то же время какая-то необычайная душевная щедрость, скупость жеста и широкий полет мысли, большая эрудиция, строгость к ученикам и теплота гармонически сочетались в этом, любимом и дорогом для меня, человеке. Своими знаниями он щедро делился со своими учениками».

Теоретические дисциплины преподавал заслуженный деятель Марийской АССР, композитор Л. Н. Сахаров Занятия с Л. Н. Сахаровым вспоминаются с особой теплотой и благодарностью к учителю, давшему молодому студенту глубокие знания в гармонии и полифонии.

Серьёзное увлечение композиторским творчеством началось именно в годы учебы в Марийском музыкальном училище. Здесь под руководством любимого педагога Н. А. Сидушкина написал целый ряд пьес. Для скрипки, фортепиано и различного состава инстру-ментальных ансамблей, записывал на слух крымско-татарские народные песни, которые он помнил с детских лет и из уст дорогой мамы делая на их основе первые свои обработки. Среди хоровых обработок этих лет наибольшую известность получили песни, переложеные для хора без сопровождения /а,капелла/,: "Араба к'апу", "К'ыналы пармак»,"Кене ешилленди дагълар»,романс русского композитора Варламова "Забудешь горе, пой" и песня Биксио "Быть тебе только другом", которые были впервые исполнены хором Марийской Филармонический .

Первые успехи в исполнении этого же коллектива, принесли композитору и его первые собственные, оригинальные песни» "О комсомоле" /на слова Тарбеева/ и "Не гузель" / слова Народные/.

Здесь, в городе Йошкар-Ола, судьба сталкивает Э. Налбантова с преподавателем музыкального училища А.И. Искандаровым. А. И. Искандаров дарит Э. Налбантову сборник крымско-татарских народных песен, собранных композитором Асаном Рефатовым. Это сыграло важную роль в становлении его профессиональных устремлений. Будущий композитор и собиратель родного фольклора имел возможность изучить народный напев во всех аспектах.
Так, марийский период жизни в творчестве Эдема Налбантова стал для него отправным...

Налбантова Эльмира Эдемовна

Короткие и порой отрывочные сведения, а также ошибки в тексте - не стоит считать это нашей небрежностью или небрежностью родственников, это даже не акт неуважения к тому или иному лицу, скорее это просьба о помощи. Тема репрессий и количество жертв, а также сопутствующие темы так неохватны, понятно, что те силы и средства, которые у нас есть, не всегда могут отвечать требованиям наших читателей. Поэтому мы обращаемся к вам, если вы видите, что та или иная история требует дополнения, не проходите мимо, поделитесь своими знаниями или источниками, где вы, может быть, видели информацию об этом человеке, либо вы захотите рассказать о ком-то другом. Помните, если вы поделитесь с нами найденной информацией, мы в кратчайшие сроки постараемся дополнить и привести в порядок текст и все материалы сайта. Тысячи наших читателей будут вам благодарны!