Сохранено 2585941 имен
Поддержать проект

Нигматуллин Гайдулла Мухаметович

Нигматуллин Гайдулла Мухаметович
Страницу ведёт: Раис Раис
Дата рождения:
1883 г.
Дата смерти:
16 мая 1961 г., на 79 году жизни
Социальный статус:
из крестьян; колхозник; беспартийный
Образование:
медресе в селе Старые Кыешки
Национальность:
татарин
Место рождения:
Сальзигутово деревня, Кармаскалинский район, Республика Башкортостан, Россия (ранее РСФСР)
Место проживания:
Сальзигутово деревня, Кармаскалинский район, Республика Башкортостан, Россия (ранее РСФСР)
Место захоронения:
Сальзигутово деревня, Кармаскалинский район, Республика Башкортостан, Россия (ранее РСФСР)
Дата ареста:
20 апреля 1931 г.
Приговорен:
обвинение по ст. ст.  58-10, 58-11 УК РСФСР
Приговор:
3 года исправительно-трудового лагеря
Реабилитирован:
22 августа 1989 года
Источник данных:
Справка составлена по данным от родственников
Фотокартотека
Нигматуллин Гайдулла Мухаметович
От родных

Дед Габдулла по отцу родился в д.Сальзигутово, что недалеко от Ольховки, Кабаково и Старые Кыешки. Учился в медресе в с. Старые Кыешки, где и женился на дочери богатого по тем временам Салих-бабая. Первый приход дали в д. Тимкино недалеко от с. Булгаково, там родился в 1912 г первенец-Лутфулла. (У которого потом будет 6 –ро детей, ну о них попозже). Там же родился второй сын Ансар, в 1920 г., который пропал без вести во Второй Мировой Войне.

Потом деду дали приход в д. Сары-Саз, в 1921-22 гг, где он и обосновался надолго, где родились остальные трое мальчиков.

Третьим мой отец Анас (1924-1994), далее – Аусаф (1927-1993) и Гадиль (19341968).

Я хорошо помню дедов дом. Его окружали два сада и деревьев было много, сирень, черёмуха, калина и ещё какие-то, но почему-тоь не было вишни, яблонь , смородины, крыжовника. В саду мы – дети и пропадали целыми днями. Деревня расположена на хорошем месте. С одной стороны берёзовая роща в низинке, где протекает ручей, с другой стороны дубовая роща на небольшом возвышении и далее лес дремучий. Этот дремучий лес теперь уже не тот, дорога на Стерлитамак близко от деревни прошла, 3 км всего, да и дачные посёлки там появились.

Детские годы я провёл в семье деда. И первые впечатления с ним связаны. Вижу как он сидит вечерами на кровати и вяжет длинные арканы из липовой кожуры, а потом приходят колхозники с бумажками и он выдаёт свои верёвки. После революции с религией стало туго, но всё таки до 30-х годов ещё можно было жить и родились двое детей в 1924-м и в 1927-м. Но потом началась коллективизация и деда чуть было не выслали из деревни, потому что в хозяйстве была лошадь и две коровы. Но благодаря заступничеству народа, т.к. его сильно уважали в деревне, его удалось остоять. Его уважали и как человека и как хорошего муллу. Несмотря на запреты он продолжал исполнять обязанности, предписанные религией, обряды похорон, рождений., свадеб, везде надо читать молитвы. Плату брал продуктами, кто что сможет принести. В колхозе он работал лесником, уже после войны и помню он приходит вечерами и всегда какой-нибудь гостинец из кармана вытаскивает: орешки, шишки, кусочки хлеба и сахара. Это говорит вам лисичка или белочка передала.

Кстати насчёт сахара-это был дефицит, самое дорогое угощение. За столом у каждого своё место: дед садился возле окна, во главе стола и начинал кусачками откалывать маленькие кусочки сахара каждому на блюдечко. И ещё случай с сахаром. Мать приехала из города и вместе со мной забежала к деревенской подруге. Увидев меня, подруга засуетилась, потянулась к косяку дверей, вытащила тряпочку, размотала и подаёт мне кусочек сахара.

В 1949 г случился пожар и дом деда сгорел полностью. И сам он чуть не погиб, когда ринулся в горящий дом, думая что там остался грудной ребёнок, но его уже без сознания вытащили соседи. А ребёнка, моего старшего брата, уже вытащили и к соседям отправили. В суматохе ему об этом не успели сообщить.

Короткие и порой отрывочные сведения, а также ошибки в тексте - не стоит считать это нашей небрежностью или небрежностью родственников, это даже не акт неуважения к тому или иному лицу, скорее это просьба о помощи. Тема репрессий и количество жертв, а также сопутствующие темы так неохватны, понятно, что те силы и средства, которые у нас есть, не всегда могут отвечать требованиям наших читателей. Поэтому мы обращаемся к вам, если вы видите, что та или иная история требует дополнения, не проходите мимо, поделитесь своими знаниями или источниками, где вы, может быть, видели информацию об этом человеке, либо вы захотите рассказать о ком-то другом. Помните, если вы поделитесь с нами найденной информацией, мы в кратчайшие сроки постараемся дополнить и привести в порядок текст и все материалы сайта. Тысячи наших читателей будут вам благодарны!