Нигматуллин Гайдулла Мухаметович
- Фотокартотека
- От родных
Дед Габдулла по отцу родился в д.Сальзигутово, что недалеко от Ольховки, Кабаково и Старые Кыешки. Учился в медресе в с. Старые Кыешки, где и женился на дочери богатого по тем временам Салих-бабая. Первый приход дали в д. Тимкино недалеко от с. Булгаково, там родился в 1912 г первенец-Лутфулла. (У которого потом будет 6 –ро детей, ну о них попозже). Там же родился второй сын Ансар, в 1920 г., который пропал без вести во Второй Мировой Войне.
Потом деду дали приход в д. Сары-Саз, в 1921-22 гг, где он и обосновался надолго, где родились остальные трое мальчиков.
Третьим мой отец Анас (1924-1994), далее – Аусаф (1927-1993) и Гадиль (19341968).
Я хорошо помню дедов дом. Его окружали два сада и деревьев было много, сирень, черёмуха, калина и ещё какие-то, но почему-тоь не было вишни, яблонь , смородины, крыжовника. В саду мы – дети и пропадали целыми днями. Деревня расположена на хорошем месте. С одной стороны берёзовая роща в низинке, где протекает ручей, с другой стороны дубовая роща на небольшом возвышении и далее лес дремучий. Этот дремучий лес теперь уже не тот, дорога на Стерлитамак близко от деревни прошла, 3 км всего, да и дачные посёлки там появились.
Детские годы я провёл в семье деда. И первые впечатления с ним связаны. Вижу как он сидит вечерами на кровати и вяжет длинные арканы из липовой кожуры, а потом приходят колхозники с бумажками и он выдаёт свои верёвки. После революции с религией стало туго, но всё таки до 30-х годов ещё можно было жить и родились двое детей в 1924-м и в 1927-м. Но потом началась коллективизация и деда чуть было не выслали из деревни, потому что в хозяйстве была лошадь и две коровы. Но благодаря заступничеству народа, т.к. его сильно уважали в деревне, его удалось остоять. Его уважали и как человека и как хорошего муллу. Несмотря на запреты он продолжал исполнять обязанности, предписанные религией, обряды похорон, рождений., свадеб, везде надо читать молитвы. Плату брал продуктами, кто что сможет принести. В колхозе он работал лесником, уже после войны и помню он приходит вечерами и всегда какой-нибудь гостинец из кармана вытаскивает: орешки, шишки, кусочки хлеба и сахара. Это говорит вам лисичка или белочка передала.
Кстати насчёт сахара-это был дефицит, самое дорогое угощение. За столом у каждого своё место: дед садился возле окна, во главе стола и начинал кусачками откалывать маленькие кусочки сахара каждому на блюдечко. И ещё случай с сахаром. Мать приехала из города и вместе со мной забежала к деревенской подруге. Увидев меня, подруга засуетилась, потянулась к косяку дверей, вытащила тряпочку, размотала и подаёт мне кусочек сахара.
В 1949 г случился пожар и дом деда сгорел полностью. И сам он чуть не погиб, когда ринулся в горящий дом, думая что там остался грудной ребёнок, но его уже без сознания вытащили соседи. А ребёнка, моего старшего брата, уже вытащили и к соседям отправили. В суматохе ему об этом не успели сообщить.
Короткие или отрывочные сведения, а также возможные ошибки в тексте — это не проявление нашей или чьей-либо небрежности. Скорее, это обращение за помощью. Тема репрессий и масштаб жертв настолько велики, что наши ресурсы иногда не позволяют полностью соответствовать вашим ожиданиям. Мы просим вашей поддержки: если вы заметили, что какая-то история требует дополнения, не проходите мимо. Поделитесь своими знаниями или укажите источники, где встречали информацию об этом человеке. Возможно, вы захотите рассказать о ком-то другом — мы будем вам благодарны. Ваша помощь поможет нам оперативно исправить текст, дополнить материалы и привести их в порядок. Это оценят тысячи наших читателей!