Сохранено 2586128 имен
Поддержать проект

Раков Лев Львович

Раков Лев Львович
Дата рождения:
9 августа 1904 г.
Дата смерти:
8 февраля 1970 г., на 66 году жизни
Социальный статус:
военный историк, музейный работник, литератор, мемуарист; создатель Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда (1944), директор Публичной библиотеки в Ленинграде (1947—1950)
Образование:
высшее
Место рождения:
Якутск, Республика Саха (Якутия), Россия (ранее РСФСР)
Место проживания:
Санкт-Петербург (ранее Ленинград), Россия (ранее РСФСР)
Место заключения:
«Кресты», Федеральное казённое учреждение «Следственный изолятор № 1» (ранее Учреждение ИЗ 47/1), Санкт-Петербург (ранее Ленинград), Россия (ранее РСФСР)
Место захоронения:
Серафимовское кладбище, Санкт-Петербург (ранее Ленинград), Россия (ранее РСФСР)
Дата ареста:
ноября 1938 г.
Приговорен:
как «активный участник контрреволюционной меньшевистской организации»
Приговор:
провел год в одиночной камере "Крестов", в заключении пытался покончить с собой; в декабре 1939 года обвинения были сняты, и он восстановлен в должности ученого секретаря Эрмитажа
Дата ареста:
20 апреля 1950 г.
Приговорен:
Военной Коллегией Верховного Суда СССР 31 октября 1950 года
Приговор:
к 25 годам лишения свободы с поражением в правах на 10 лет; 12 мая 1954 дело прекращено из-за «отсутствия состава преступления», освобожден
Фотокартотека
Раков Лев Львович Раков Лев Львович Раков Лев Львович
От родных

Предлагаемые вниманию читателей стихи были написаны в тюрьме. Двенадцать месяцев — с ноября 1938-го по ноябрь 1939-го — мой отец, Лев Львович Раков, провел в одиночной камере ленинградских «Крестов». Ему было тогда 34 года. И казалось, до той поры ему неизменно сопутствовал жизненный успех.

С детства им были усвоены ценности русской культуры. Его мать, Елизавета Дмитриевна Ракова, из старого дворянского рода, уроженка Тотьмы, являла собой идеальный тип интеллигентной барышни конца девятнадцатого — начала двадцатого века: в юности она училась в Санкт-Петербургском женском медицинском институте, обожала литературу, участвовала в студенческом революционном брожении и уехала за своим избранником в ссылку в Якутск, где в 1904 году родился мой папа. Его отец — юрист по образованию и профессиональный революционер—Лев Всеволодович Теслер, человек широко образованный, всегда заботился об интеллектуальном и духовном развитии сына.

С 1923 года Лев Раков тесно сблизился с кружком Михаила Кузмина: поэт посвятил ему цикл стихов «Новый Гуль» (1924). Воздействие этой дружбы и всей этой творческой среды было неизгладимо: оно во многом определило круг общения и художественные пристрастия отца.

На протяжении 30-х годов его карьера складывалась на редкость удачно: закончив в 1929 году историко-лингвистический факультет университета, он с 1932 года читал в университете и в Педагогическом институте им. Герцена лекции по античной истории. Хотя античность, как он сам признавался, была ему чужда, читал он их, по отзывам тогдашних слушателей, с блеском. В1938 году он стал кандидатом исторических наук.

Профессия историка привела его в 1931 году на службу в Эрмитаж. Сначала он был принят в Просветительскую часть, а уже с 1932 года стал научным сотрудником Античного отдела. В 1937 году он уже ученый секретарь Эрмитажа. Свои разнообразно хлопотливые обязанности он выполнял со свойственными ему энергией и азартом. Но, главное, в том же году он получил возможность возглавить работу по задуманной им самим выставке «Военное прошлое русского народа». Вот здесь он оказался в родной атмосфере: военная история с мальчишеских лет была «его коньком» — он всю жизнь играл в «солдатики», коллекционировал их, сам отливал (после его смерти это богатое собрание было приобретено Эрмитажем).

И вот в ноябрьскую ночь 1938 года этот любимец богов, любимец женщин, любимец начальства и сослуживцев был арестован но обвинению в «терроризме». Душевные муки, переживаемые им в «одиночке», были настолько невыносимы, что он пытался покончить с собой. К счастью, попытка не удалась, и, к еще более великому и всеобщему счастью, вскоре расстрелян был не мой отец, а «железный нарком» Ежов... Тогда, выходя на волю, отец не подозревал, что через несколько лет двери тюрьмы вновь захлопнутся за ним...

С самого начала войны отец ушел добровольцем в народное ополчение. А в 1943 году ему поручают создание выставки «Героическая оборона Ленинграда», экспонаты которой собирались прямо на улицах города и на полях сражений. Имевшая необычайный успех выставка была в 1945 году преобразована в Музей обороны Ленинграда, который пользовался огромной популярностью.

В Эрмитаж отец больше не вернулся. В 1947 году награжденный двумя орденами полковник Раков был назначен директором Публичной библиотеки. Но после этого взлета — новое падение в бездну: 20 апреля 1950 года он арестован как создатель Музея обороны. Известно, что именно с разгрома знаменитого музея и началось так называемое «ленинградское дело». Приговор Военной коллегии Верховного суда СССР от 31 октября 1950 года гласил: 25 лет тюрьмы и 10 лет поражения в правах.

Заключенный, как он полагал, пожизненно в тюрьму во Владимире, он спасал свою душу уже испытанным образом — творчеством. На этот раз отец писал в основном прозу, цикл рассказов мемуарного характера «В капле воды», «Письма о Гоголе», литературоведческую работу «Судьба Онегина», где в стилизованных под онегинскую строфу стихах, перемешанных с текстом «публикующего» их критика, он попытался реконструировать X главу пушкинского романа. Главным же произведением, замысел которого возник еще в кружке Кузмина, явился «Новейший Плутарх» — калейдоскоп уморительно смешных биографий вымышленных знаменитостей. Он был сочинен в соавторстве с тогда еще почти никому не ведомым писателем Даниилом Леонидовичем Андреевым и биологом Василием Васильевичем Париным—сокамерниками, ставшими лучшими друзьями отца. Впоследствии, по выходе из тюрьмы, на рукописном экземпляре «Плутарха», подаренного В. В. Парину, отец написал: «На память о тех горьких днях, которые мы пробели вместе. А все же, как ни странно, эти дни бывали и прекрасными, когда мы подчас ухитрялись жить в подлинном «мире идей», владея беем, что нам, угодно было вообразить».

Наконец «кровавый пес издох», и весной 1954 года отец вышел на свободу и вернулся в Ленинград. Вскоре ему предоставили должность директора Библиотеки Академии художеств. Совместно с Д. Н. Алем он сочинил две пьесы сатирического толка: «Что скажут завтра» и «Опаснее врага», — обе пьесы были поставлены Н. П. Акимовым и с успехом шли в Ленинградском театре комедии. С 1955 года он погрузился в написание огромного труда по истории русской форменной одежды XVI— XVIII веков. К сожалению, он успел написать лишь две блистательных главы. Здоровье его было подорвано. В 1970 году он умер.

Вряд ли моему отцу когда-нибудь приходила в голову мысль публиковать свои стихи. «Я человек скромный и слишком люблю поэзию, чтобы не сознавать, до какой степени я лишен того, что называется «поэтическим мышлением»», — писал он. Можно спорить, так это или не так, но в любом случае стихи эти — яркий документ человеческого достоинства и мужества, свидетельство противостояния высокой души силам зла.

Основная часть этих стихов посвящена Марине Сергеевне Фонтон (1912—1986), любовь к которой и любовь которой сопровождала моего отца до последних дней жизни. Преподаватель английского языка в университете, она была замечательна и своим обаянием, и редкими душевными качествами. Достаточно сказать: женой моего отца она стала в 1950 году, то есть именно тогда, когда над ним нависла угроза ареста. Она хотела разделить его судьбу, его страдания — причем не так, как это было позволено декабристкам (как называл ее мой отец), но в более идеальном смысле: без малейшего шанса быть рядом с ним! Она знала, что делают с женами «врагов народа», и все же стала ею. Пройдя нешуточные испытания нескольких месяцев следственной тюрьмы, Марина Сергеевна была сослана в Кокчетав, откуда вернулась в Ленинград весной 1953 года.

Анастасия РАКОВА

«СЕНТИМЕНТАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ»

И все как сон... И счастье прежних дней,
И ужас этих дней неизъяснимый,
И дней грядущих свет неуловимый...
Но с каждым днем люблю тебя сильней!

Январь 1939

АВТОМОБИЛЬНЫЕ ГУДКИ

Не пой, красавица, при мне
Ты песен Грузии печальной:
Напоминают мне оне
Другую жизнь и берег дальний.

А. С. Пушкин

Как песни неба для больной души,
Мелодией томительной и нежной
Автомобильные гудки в тиши
Звучат, и я внимаю им прилежно.

Знавал и я бесшумный, гладкий бег,
В стекле мелькали улиц очертанья,
Навстречу фарам бился легкий снег...
Здесь белизна — одно воспоминанье!

Поют моторы, как в былые дни...
Подобно песням Грузии печальным,
Напоминают снова мне они
Другую жизнь... И берег, ставший дальним.

Декабрь

* * *

Как все живое любит свет! Стремленье
Навстречу свету—вот предмет искусства.
Поэмы, песни, пляски и романы,
Симфонии, молитвы, зданья храмов
Иль памятников стройные громады,
Бесценные полотна Эрмитажа,
Усилья смелой и свободной мысли,
Дробящие оковы предрассудков,
Высокие примеры лучших жизней—
Вдохновлены стремленьем жадным к свету.

Кого не пробуждал сигнал победный —
Крик петуха вслед уходящей ночи...
А как щебечут птицы на рассвете,
А как поля благоухают в полдень,
Как, говорят, чудесно в южных странах.


Но мне теперь рассвет стал ненавистен:
Он день приводит и в мою темницу,
Бесплодный, тяжкий день вдали от близких,
Которых я люблю во сто раз больше,
Чем думал раньше в суете свободы.
Ах, долог день, невыносимо долог...
Ни друга нет, ни книги, ни бумаги;
Обрывки прежних мыслей — мусор мозга;
Молчанье, страх и неизвестность давят...
Что бег часов! Они ползти устали:
Какое счастье—убыванье света,
Какое счастье—темнота в окошке;
Скорей, скорей бы сон, который может


Вернуть мне дом на несколько мгновений...
Привыкли думать: сон—подобье смерти;
Здесь он намек на жизнь, намек на счастье.
Привыкли думать: свет со злом воитель;
Здесь день—тюремщик, ночь — освободитель.

Декабрь

* * *

Как пережить и как оплакать мне
бесценных дней бесценную потерю...

А. Белый

Я не могу не думать о тебе
И думать о тебе не в силах боле:
Остатки сердца сплавились в борьбе,
Остатки мозга высохли в неволе.
Стихов забытых строчки в полутьме
Звенят весь день. Их смысл кому доверю:
«Как пережить и как оплакать мне
Бесценных дней бесценную потерю»!
Скорей бы путь. Край света. Край земли.
Безлюдный брег неведомого моря.
Сюда раз в год приходят корабли.
Годами мы в земле копаем горе.
Но вечером у мерзлого окна
Тесней усевшись, слушая ненастье,
Мы вспомним дорогие имена,
Любимый город и былое счастье.

Декабрь

РОМАНС, ЛЮБИМЫЙ МОРЯКАМИ

Эти месяцы безделья
И печальных размышлений—
Будто смутное похмелье
После прежних наслаждений.

Будто, мрачный и суровый,
Я сижу на скучной тризне
По счастливой, по веселой,
По привольной прежней жизни.

Вновь припомнишь все, что было,
Что прошло и что осталось,
Что навеки сердцу мило
И что милым лишь казалось.

А когда решать устанешь
Эти «сложные вопросы», —
Зашагаешь иль затянешь
Дым дешевой папиросы.

Но едва две-три минутки
Поиграешь с прошлым в прятки:
Память шутит злые шутки
На четвертом лет десятке.

В голове весь день мелькали,
Как колеса дилижанса,
Губы их шептать устали,
Строчки старого романса.

Вы его и не слыхали,
Слишком маленькой Вы были.
Моряки его певали,
Если в плаванье ходили.

Дай же ручку! Каждый пальчик!
Я их всех перецелую.
Обниму тебя еще раз,
И уйду, и затоскую!

Стал на рейде, отдыхая
От тревог лихого рейса,
Флаг по ветру развевая,
Белоснежный русский крейсер.

И в порту далеком юга,
Речь коверкая чужую,
Пела смуглая подруга:
«И уйду, и затоскую!»

В такт мелодии прелестной
Я шагаю и мечтаю,
О своей каморке тесной
На минуту забываю...

Что скрываться — в злом несчастье
Сила часто изменяет.
Только мысль о прежнем счастье
И томит, и утешает.

Быстро сумерки разлуки
Переходят в ночь густую,
Как любил я Ваши руки,
Как без них теперь тоскую!

Февраль

* * *

Мы еще увидим небо в алмазах.

А. Я. Чехов. Дядя Ваня

Чего б, казалось, им тужить?
Блажен, кто посетил сей мир...

А. С. Пушкин

Я знаю, что уныние — беда,
Что малодушье гибель приближает,
Что жизни чуждо слово «никогда»,
Что навсегда несчастья не бывает,

Но смутных дней однообразный ход,
Но мука непрерывного прощанья,
Но мутных снов угрюмый хоровод...
И силы нет для самоврачеванья!

Апрель


* *

О, память сердца, ты сильней
Рассудка памяти печальной...

К. Н. Батюшков

Год миновал, как встретились мы с Вами.
Слил этот год начало и конец.
А я мечтал о будущем, глупец,
Когда беда стояла за плечами!

Все глубже погружаюсь в пустоту,
В небытие беззвучное неволи.
И мысли о счастливой прежней доле
Гоню, как мух осенних, на лету.

Но «память сердца, — Батюшков сказал,
Сильней рассудка памяти печальной…»
И сердце там, где след любви начальной:
Марли, фонтаны, Монплезир, вокзал...

В любой истории найдем мы без труда
Пример началу, не принесшему плода,
Началу, не приявшему венца,
Началу, не узнавшему конца!

Так в русской жизни столько обещало
«Дней Александровых прекрасное начало»!

ВРЕМЯ

ОДА

Поток времен, несытый и мятежный

Смыл на песке любимые следы...

М. А. Кузмин

1

Как дни влачатся в муке заточенья!
Как мчались годы счастья и любви!
Не изменить ни прихотей судьбы,
Ни времени державного теченья.

Уже веселые лучи Авроры
Позолотили небо над Невой,
Дворцов и министерских зданий строй
И площадей могучие просторы...

Кто не любил весенними утрами,
О быстротечной ночи не грустя
И в новый день без трепета глядя,
Плестись домой неверными шагами;

Или в пролетке легкой и просторной
Лететь дорогой светлой и прямой —
Торцовой (ленинградской) мостовой, —
Прямой, как взгляд влюбленный и упорный.

Прошло, пропало... Кончилось бедою:
Блеснут Авроры золотой лучи,
И зазвенят железные ключи.
Восстав от сна, готовлюсь снова к бою.

Но с каждым часом ближе пораженье,
И с каждым днем неодолимей враг...
Не пересилить времени теченье,
Не удержать его державный шаг!..

2

Чему подобно бытие мое?
С чем я сравню столь жалкое житье?
Несчастней не был Гаузер Каспар;
Ему свободы был неведом дар.

Стою весь день у тусклого окна.
Полоска неба в нем едва видна.
В душе погас надежды уголек.
Как дом мой близок! Как мой дом далек!

Живу по схеме, что нам дал Платон:
Лишь сон мне жизнь, а жизнь — точно сон,
Бессмысленный и бесконечный сон.
Лишает сил и сна лишает он.

Реальный мир — там свет, труды, любовь,
Я с ним стремлюсь соединиться вновь.
Когда в ночи его заслышу шум,
Трепещет сердце и пылает ум.

Так тосковал о племени родном
Утенок гадкий в птичнике своем,
Услышав крик неведомых друзей,
Увидя в небе стаю лебедей.

Непогребенных души так живут:
Они покоя, как блаженства, ждут...
Так Агасфер идет в проклятый путь:
И смерти нет, и жизни не вернуть!

Так травит время: ночи, дни, часы,
Как своры гончих, как борзые псы...
Я изнемог. Я с каждым днем слабей...
Спаси меня! Спаси меня скорей!.

3

Как вальс, как вихрь, как жизнь, время
Слепит, и кружит, и поет...
Так листьев золотое племя
Осенний ветер вдаль метет.

Но как понять непостижимый,
Как смерти хлад, как жизни ток,
Несытый и неудержимый
Извечный времени поток!

Я знал минуты упоений,
Часы, что стоили годов,
Знал дни забот, тревог и лени;
Чтоб их вернуть — на все готов!

Но в суете благополучии
Нам времени не виден бег.
Так прячется порой за тучей,
Дороги заметает снег.

Высокой, быстрой, ровной кладкой—
Отстой любви, надежд, труда,
Соизмеритель жизни краткой—
Наслаиваются года.

И только в пытке заточенья,
Где жизни нет и смерть нейдет,
Расслышишь времени теченье,
Недель неумолимый ход.

Захвачен времени потоком,
Соленой горечью часов,
Как бурей отнесен далеко
Прочь от родимых берегов.

Трудна «наука расставанья»,
Бессилен разум пред бедой...
Опять цветут воспоминанья
«О жизни пестрой и живой».

Так память время расплавляет,
Так солнце вдруг блеснет в окно.
Так время снова возвращает,
Что им похищено давно...

В своем реальном выраженье
Теперь раскрылось время мне:
С самим собой в соединенье,
В том смысле, что лежит вовне,
В неразличимом дней круженье,
О невозвратных днях мечте,
В метафизическом значенье
В первоначальной простоте.

Июнь — сентябрь

* * *

Проходят дни, как облака,
Чредой неторопливой мимо.
Как жизни скорлупа хрупка,
Как эти дни непоправимы…

А дней грядущих мутный свет
Не обольщает и не греет...
Кто помнит счастье прежних лет,
Тот верить новому не смеет.

Октябрь

НЕВОЗМОЖНЫЕ ПРОГУЛКИ

Сегодня так тепло, светло...
Не будь я за семью замками —
Наверно, мы решили б с вами
Поехать в Царское Село.

«Поедем в Царское Село
Свободны, веселы и пьяны!
Там улыбаются уланы,
Вскочив на крепкое седле».

В сих милых строчках скрыт обман:
Там шпоры кирасир звенели,
Гусары саблями звенели,
Но в Царском не было гусар.

Быть может, мы изменим план —
И в Петергоф поедем снова?
Увы! Крепки мои оковы!
К тому ж — там не было улан...

Дополнительная информация

Лев Раков был одним из тех, кто сразу приковывал к себе внимание. Стройный и высокий, с отличной военной выправкой, красивым и мужественным лицом, он очень напоминал звезду Голливуда Хэмфри Богарта. В Санкт-Петербурге фамилия Ракова широко известна, а его судьба поистине уникальна — советский военный историк, ученый секретарь Эрмитажа, фронтовик, литератор, лектор Ленинградского Дома Красной Армии, мемуарист, первый руководитель Музея обороны, директор Публичной библиотеки дважды был репрессирован, но не сломался. О его судьбе написаны десятки статей, рефератов, диссертаций, а также снят документальный фильм.

Лев Львович Раков родился в 1904 году в Якутске, где его родители отбывали ссылку. Брак родителей был гражданским. Отец – юрист Лев Теслер попал в «тюрьму без решеток», как до революции называли Якутию, за свои политические взгляды. Он был социал-демократом, членом Первого съезда РСДРП, входил в киевский «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». Мать – уроженка Тотьмы Елизавета Ракова принадлежала к известному дворянскому роду. Дед нашего героя был действительным статским советником, а вот за дочерью не углядел. Студентка Санкт-Петербургского женского медицинского института оказалась в ссылке за то, что участвовала в революционном движении.

Гражданский брак родителей распался в 1905 году после того, как матери с сыном разрешили вернуться в столицу. С этого момента жизнь Льва была навсегда связана с Петербургом.

Мальчик жил в городе на Неве с матерью, работавшей врачом. В 1917-1921 годах учился в Петроградской школе № 15. Гуманитарные науки давались ему гораздо лучше, и в 1922 году молодой человек поступил в университет. Учился на кафедре классической филологии, а также на отделении истории и археологии факультета языкознания и материальной культуры. А параллельно с учебой работал экскурсоводом в Русском музее. Как раз там Ракову довелось поучаствовать в устройстве первой в его жизни выставки «Война и искусство».

В 1923 году герой нашего повествования познакомился с Михаилом Кузьминым — русским литератором и композитором Серебряного века, мастером свободного стиха. Михаил Алексеевич посвятил Ракову цикл стихотворений «Новый Гуль». Дружеские отношения с Кузминым сохранялись до самой смерти последнего, а когда поэт умер, Лев Львович принял деятельное участие в его похоронах, добившись разрешения на захоронение на Литераторских мостках Волкова кладбища.

В 1929 году Лев окончил университет и поступил в аспирантуру Института археологии. Специализировался в области античной истории. В 1931 году Лев Львович поступил на работу в Эрмитаж и в 1937 году стал ученым секретарем этого крупнейшего российского музея. Одновременно доцент Раков преподавал в Ленинградском государственном университете и в Педагогическом институте имени А. И. Герцена, читая курс истории Греции и Рима.

В марте 1938 года ему присудили степень кандидата исторических наук на кафедре «История античного мира». Подвело доцента его увлечение «для души». Лев Львович с детства собирал оловянных солдатиков. И не просто собирал, но изучал историю русской императорской армии: её оружие, форму, знаки отличия. Это и стало причиной катастрофы.

Раков разработал идею и организовал с нуля выставку из фондов Эрмитажа «Военное прошлое русского народа в памятниках искусства и предметах вооружения XVII — начала XIX веков». Среди экспонатов выставлялся и макет Бородинского сражения, на котором он сам клеил бумажные домики и расставил 4500 солдатиков и 600 орудий из своей личной коллекции. Сегодня его собрание размером в 10 тысяч солдатиков хранится в Государственном Эрмитаже. Выставка открылась в сентябре 1938 года и имела огромный успех. Однако почивать на лаврах Ракову пришлось совсем недолго. Уже через месяц к его дому подъехал черный «воронок». Льва Львовича подвел «неблагонадёжный» интерес к императорской армии и флоту. Какой-то доброхот донес, что на выставке якобы пропагандировалась белогвардейская форма. Больше года он просидел в одиночке в Крестах как «активный участник контрреволюционной меньшевистской террористической организации». Здесь Раков совершил попытку покончить с собой и там же позже написал цикл стихов.

Можно сказать, что Льву Львовичу повезло — сменилось руководство органов НКВД. Предыдущего начальника этого страшного ведомства Николая Ежова расстреляли, и после ужасов «ежовщины» наступило «восстановление социалистической законности», проводившееся новым наркомом внутренних дел Лаврентием Берией. Дело ученого пересмотрели и все обвинения с него сняли. В декабре 1939 года Раков был отпущен из Крестов домой и через некоторое время восстановлен в должности учёного секретаря Эрмитажа, где возглавил отделы оружия и военного дела и истории русской культуры.

В это время Лев Львович написал «Краткий очерк военной истории нашей Родины», дважды изданный до Великой Отечественной войны.

Когда в 1941 году грянула война, Раков, как и тысячи мужчин Ленинграда, записался добровольцем в народное ополчение. Сам он всегда говорил: «Музеи надо создавать по горячим следам, а не сто лет спустя». Ещё весной 1942 года ученый предложил, а затем лично организовал выставку «Великая Отечественная война советского народа против немецких захватчиков». Она открылась в Ленинграде в здании на углу 1-й Красноармейской улицы и Измайловского проспекта. На выставке демонстрировалось собранное на южных окраинах города трофейное оружие, — которое, по воспоминаниям смотрительницы, постоянно пытались растащить мальчишки. Самым большим экспонатом был настоящий танк Т-34 — в него прятались дети во время бомбёжек.

Видя успех этой выставки, в октябре 1943 года Военный совет Ленинградского фронта поручил Ракову дело государственной важности — организовать новую большую экспозицию «Героическая оборона Ленинграда». Это и было началом знаменитого Музея блокады. Экспозиция разместилась в здании бывшего Сельскохозяйственного музея в Соляном городке; его просторные залы заполнили гигантские живописные панно, боевое оружие, как советское, так и трофейное, и даже боевой самолет.

В 1943 году Лев Львович участвовал в боях по прорыву блокады Ленинграда и в масштабном сражении под Синявино. В годы войны и блокады он также читал лекции в Ленинградском Доме Красной Армии. Окончил военную службу в звании полковника.

5 октября 1945 года Совет народных комиссаров РСФСР принял решение о преобразовании выставки в Музей обороны Ленинграда. Командование наградило Ракова орденами Отечественной войны I и II степени, а также медалями «За победу над Германией» и «За оборону Ленинграда».

Музей обороны Ленинграда открылся 27 января 1946 года.

4 мая 1947 года Лев Львович был назначен директором Государственной Публичной библиотеки и много сделал для его развития и возобновления научной работы.

В середине 1950-х годов он в соавторстве с известным драматургом Даниилом Альшицем написал сатирические пьесы «Опаснее врага» и «Что скажут завтра?». Спектакли по ним были поставлены в Театре комедии гениальным режиссером Николаем Акимовым.

В феврале 1949 года в Ленинград из Москвы прибыли член политбюро ЦК ВКП (б) Георгий Маленков и группа чекистов. Началось так называемое «Ленинградское дело», сфабрикованное против партийных и государственных руководителей Северной столицы. По городу на Неве прокатилась серия арестов и увольнений. 21 февраля 1949 году на объединённом пленуме Ленинградского обкома и горкома ВКП (б) сотрудникам Музея обороны города были предъявлены абсолютно нелепые обвинения в подготовке теракта «на случай приезда товарища Сталина». Часть экспонатов была уничтожена.

В апреле 1949 года, в ходе кампании по борьбе с космополитизмом, Публичную библиотеку проверил Комитет по делам культпросветучреждений при Совете Министров РСФСР. Ревизоры выявили, что «содержание работы важнейших отделов библиотеки: систематизации, каталогизации, библиографии, фондов и обслуживания не отвечают требованиям партии в области идеологической работы».

20 августа 1949 года Публичная библиотека получила приказ на проведение аттестации сотрудников, идеологическую чистку по национальным, сословным и другим вопросам. И в октябре собрание сотрудников утвердило следующую характеристику директору:

«Раков — культурный инициативный работник с большими организаторскими способностями, выходец из старой петербургской интеллигенции, выросший среди квалифицированной ленинградской интеллигенции… Раков уделял много времени и внимания организационным вопросам, благодаря чему библиотека в настоящее время получает новое здание», — однако в вину ему вменялись ошибки по работе с кадрами, «которые он подбирал по деловому, а не политическому признаку».

В марте 1950 года Льва Львовича освободили от должности, а спустя месяц повторно арестовали, приговорив к расстрелу, который позже заменили на двадцать пять лет тюрьмы с поражением в правах и конфискацией имущества. Его вторая жена, сотрудница Публичной библиотеки и преподавательница английского языка Марина Фонтон была арестована как жена «врага народа» и сослана в Кокчетав, откуда вернулась в Ленинград лишь весной 1953 года. Ее реабилитировали в марте 1954 года.

Музей обороны Ленинграда был закрыт в 1953 году. Бесценные артефакты были просто выброшены на улицу. Одно из обвинений – то, что музей показывал политически неверное изображение страданий блокадников.

Ученый отбывал заключение во Владимирской тюрьме, в одной камере с писателем, поэтом и философом Даниилом Андреевым и советским физиологом, академиком медицины Василием Париным. В соавторстве они сочинили вымышленную пародийную биографическую энциклопедию «Новейший Плутарх». Раков был освобождён в 1954 году, дело прекратили в связи с «отсутствием состава преступления».

В 1954 году Лев Львович назначен заместителем директора Всесоюзного Пушкинского музея и директором Научной библиотеки Академии художеств.

С 1962 года по состоянию здоровья вышел на пенсию. Умер 8 февраля 1970 года в Ленинграде и был похоронен там же на Серафимовском кладбище.

19 ноября 2019 года в Государственном мемориальном музее обороны и блокады Ленинграда состоялся премьерный показ телефильма «Скорбное эхо блокады. Лев Раков». В тот год музей как раз отметил 115-летие со дня рождения Ракова. Авторы фильма ставили перед собой задачу рассказать историю жизни выдающегося представителя ленинградской интеллигенции.

Текст: Татьяна КРОТОВА

Короткие и порой отрывочные сведения, а также ошибки в тексте - не стоит считать это нашей небрежностью или небрежностью родственников, это даже не акт неуважения к тому или иному лицу, скорее это просьба о помощи. Тема репрессий и количество жертв, а также сопутствующие темы так неохватны, понятно, что те силы и средства, которые у нас есть, не всегда могут отвечать требованиям наших читателей. Поэтому мы обращаемся к вам, если вы видите, что та или иная история требует дополнения, не проходите мимо, поделитесь своими знаниями или источниками, где вы, может быть, видели информацию об этом человеке, либо вы захотите рассказать о ком-то другом. Помните, если вы поделитесь с нами найденной информацией, мы в кратчайшие сроки постараемся дополнить и привести в порядок текст и все материалы сайта. Тысячи наших читателей будут вам благодарны!