Сохранено 2586015 имен
Поддержать проект

Тифтикиди Николай Фомич

Тифтикиди Николай Фомич
Дата рождения:
11 августа 1921 г.
Дата смерти:
27 мая 2014 г., на 93 году жизни
Социальный статус:
преподаватель музыки (1950-1984), почетный профессор Ростовской и Алма-Атинской консерваторий
Образование:
высшее музыкальное: Бакинская консерватория (1941-1942), Алма-Алинская консерватория (1952), кандидат искусствоведения
Национальность:
грек
Место рождения:
Боржоми, Грузия (ранее Грузинская ССР)
Место проживания:
Баку, Азербайджанская Республика
Дата ареста:
1942 г.
Приговорен:
по национальному признаку (грек)
Приговор:
в 1942 году отправлен по национальному признаку на спецпоселение, в 1942 году мобилизован в трудармию на строительство ТЭЦ
Ссылка:
Северо-Казахстанская область, Республика Казахстан
Ссылка:
Южно-Казахстанская область, Республика Казахстан
Реабилитирован:
1955 год
Фотокартотека
Тифтикиди Николай Фомич Тифтикиди Николай Фомич Тифтикиди Николай Фомич Тифтикиди Николай Фомич
От родных

ПАМЯТИ Н. Ф. ТИФТИКИДИ (1921–2014)

27 мая 2014 года в возрасте 92 лет ушёл из жизни Николай Фомич Тифтикиди – известный российский музыковед, почётный профессор Ростовской и Алма-Атинской консерваторий, председатель комитета по культуре и член Совета Московского общества греков (1989–1993), тонкий музыкант, пытливый учёный, замечательный педагог. Имя Н. Ф. Тифтикиди особенно дорого ростовчанам – консерваторцам старшего и среднего поколений. С деятельностью Николая Фомича и его коллег минувшего времени связан ответственный исторический этап становления донского музыкального вуза. Н. Ф. Тифтикиди был одним из тех, кто с момента организации РГМПИ–РГК отдавал свой талант музыканта и педагога на благо общего дела, закладывая основу для формирования и дальнейшего развития современного образовательного учреждения. В лице Николая Фомича, педагогически ярко одарённого, наделённого редкими душевными качествами, наши студенты обрели прекрасного и глубоко ими почитаемого Учителя.

После открытия музыкально-педагогического института в Ростове-на-Дону (1967) Николай Фомич Тифтикиди был приглашён на кафедру теории музыки и композиции для преподавания теоретических дисциплин. Спустя год Н. Ф. Тифтикиди стал руководителем этой кафедры (1968–1976), позднее, с 1976 по 1984 годы, занимал должность проректора по научной работе. Николай Фомич глубоко ощущал свои семейные и национальные корни. Вспоминая родителей, их нелёгкую судьбу, вновь и вновь остро переживая события собственного детства и юности, он с гордостью подчёркивал, что родился в семье потомственных понтийцев (1921, Грузия, Боржоми). Когда маленького Нико Тифтикиди отдали учиться в музыкальную школу (1929, Баку), сначала по классу фортепиано, а затем скрипки, он самостоятельно начал осваивать игру на понтийской лире. В годы консерваторской учёбы (с 1941, Баку), прервавшейся из-за ссылки семьи в Казахстан, он осознал, что глубоко любит музыку, что ему интересен педагогический труд, и ощутил глубокую признательность своему учителю Николаю Семёновичу Чумакову, который поддерживал талантливого студента и верил в него. В 1990-е годы, когда Николай Фомич готовил к публикации сборник своих научных работ («Проблемы музыкального фольклора и композиторского творчества», 1992), он посвятил книгу «памяти дорогого Учителя – незабвенного Николая Семёновича Чумакова». В жизни Н. Ф. Тифтикиди был светлый и счастливый период, связанный с переездом в Алма-Ату. Там, после многих лет мытарств в ссылке, он получил возможность закончить учёбу в консерватории (1952) и преподавать в музыкальном училище.

Там же Николай Фомич встретил свою будущую жену, дорогую его сердцу Эмилию Афанасьевну, и у них родилась нежно любимая дочь Елена. Наконец, в Алма-Ате Н. Ф. Тифтикиди узнал о своей реабилитации (1955). Вскоре его пригласили в Алма-Атинскую консерваторию на кафедру теории музыки (1956), которую тогда возглавлял широко известный учёный, профессор Иосиф Игнатьевич Дубовский, один из авторов ценного в научном и методическом отношении учебника гармонии, выдержавшего много изданий и широко применяемого в отечественной педагогической практике. Встречи с подобными людьми высокой чести и достоинства из сферы музыкальной науки и педагогики были своего рода вехами на жизненном пути Николая Фомича. В Алма-Ате Н. Ф. Тифтикиди включился в научную работу, связанную с исследованием казахской домбровой музыки. Верный себе, он первоначально освоил игру на казахской домбре, после чего создал серьёзный и основательный научный труд, с присущей ему ответственностью подходя к обоснованию каждого положения упомянутого исследования. Николай Фомич стремился подвергать тщательной проверке любой из выдвигаемых научных тезисов, чему способствовали консультации авторитетного учёного, музыкального теоретика Валентины Николаевны Холоповой, с которой Н. Ф. Тифтикиди был дружен все последующие годы. Подготовленную научную работу Николай Фомич защитил в качестве кандидатской диссертации (1977, Ленинград). Его исследование «Система ритма и темпа домбровой музыки Западного Казахстана», с благодарностью воспринятое в Алма-Атинской консерватории, было оценено как важный вклад в изучение инструментальной музыки казахского народа.

Годы работы на кафедре теории музыки и композиции Ростовского музыкально-педагогического института явились для Н. Ф. Тифтикиди не только продолжением его профессиональной деятельности, начавшейся в Алма-Ате, но и неким новым жизненным этапом. Николай Фомич по-прежнему с увлечением и подъёмом занимался научными исследованиями, его музыкально-теоретические статьи регулярно публиковались. Однако ведущей всё-таки была педагогическая работа: движимый желанием обновить музыкально-теоретические курсы (среди которых выделялся сложный и крайне важный курс гармонии), он стремился приблизить учебные курсы к требованиям современности. В 1998 году Н. Ф. Тифтикиди с женой переехал в Москву и сосредоточился на сфере музыкально-просветительской деятельности, воспринятой им как служение культуре греческого народа. Николая Фомича и ранее воодушевляла благородная цель – возрождение культуры греков Причерноморья. Он вложил немалый труд в организацию Первого Всесоюзного фестиваля греческой культуры и искусства, серии концертов в России, Греции, на Кипре (1990), в подготовку Всероссийского конкурса исполнителей на понтийской лире (1992), в создание греческого культурного центра «Арго» (1991–1993) и т. д. Позднее Николай Фомич уделял большое внимание проблемам аудиозаписи, расшифровки и нотации греческих песен (1993–1999) и очень гордился тем, что в 2001 году в греческом городе Салоники состоялась презентация составленного им сборника «110 мелодий понтийских песен».

Все мы – те, кто был рядом с Николаем Фомичом Тифтикиди в годы его работы в Ростовской государственной консерватории, и те, кто ныне преподаёт или учится в вузе, – глубоко благодарны ему за его неутомимый труд. Мы низко склоняем головы в знак скорби и нашей памяти о дорогом и незабвенном Учителе.

Стручалина Эвелина Алексеевна, кандидат искусствоведения, доцент кафедры теории музыки и композиции Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова

Дополнительная информация

Тифтикиди, Николай Фомич род. 11 авг. 1921 в Боржоми Тифлисской губ. Музыковед. Кандидат искусствоведения (1977), диссертация "Система ритма и темпа домбровой музыки Западного Казахстана". С 1946 по 1949 учился в Бакинской конс. у Н. С. Чумакова по кл. гармонии, полифонии и анализа. В 1952 окончил историко-теоретич. ф-т Алма-Атинской конс. по кл. П. В. Аравина. Преподаватель Алма-Атинской конс. (1956—1967), зав. кафедрой теории музыки (1964—1967, с 1980 доцент), зав. кафедрой теории музыки и композиции (1968—1976), проректор по науч. работе (1976), Ростовского муз.-педагогич. ин-та.

Автор учебных пособий и статей, посвященных вопросам развития казахской муз. культуры, проблемам теории музыки, в т. ч. "Первая казахская оратория" ("Голос веков" С. Мухамеджанова; СМ, 1961, № 6), "Рождение нового коллектива" (об Алма-Атинском камерном оркестре; там же, № 7), "Устремленный вперед" (о творчестве Б. Баяхунова; там же, 1962, № 5), "Симфоническая музыка" (в кн.: Очерки по истории казахской советской музыки. — Алма-Ата, 1962), "С верой в белую птицу" (о творчестве Г. Жубановой, СМ, 1966, № 7), "Песенные истоки домбровых кюев" (в кн.: Народная музыка в Казахстане. — Алма-Ата, 1967), "Аналогия не доказательство. К дискуссии о фольклоре и композиторском творчестве" (СМ, 1968, № 4), "Теория однотерцовой и хроматической систем" (в кн.: Вопросы теории музыки. — М., 1970), "Слух Затаевича" (в кн.: Музыкознание. Вып. 4. — Алма-Ата, 1973), "Темповые закономерности казахской домбровой музыки" (СМ, 1975, № 1), "Теория панхроматической системы" (в сб.: Музыковедение и вопросы теории искусства. — Ростов-на-Дону, 1975), "О преломлении в мелодике Шостаковича некоторых интонационных структур русской протяжной песни" (в кн.: Теоретические проблемы музыки XX века. Вып. 2. — M., 1978), "Национальные черты мелоинтонаций русской протяжной песни" (в кн.: Традиции русской музыки XVII — XIX веков. — М., 1978), "Акцентный ритм как черта стиля" (СМ, 1980, № 8).

Лит. соч.: Музыка жанрлары. — Алма-Ата, 1964 (на казах, яз.); Сборники диктантов на материале музыки советских композиторов. Вып. 1. С. Прокофьев. — М., 1966; Вып. 2. Дм. Шостакович. — М., 1968.

Короткие и порой отрывочные сведения, а также ошибки в тексте - не стоит считать это нашей небрежностью или небрежностью родственников, это даже не акт неуважения к тому или иному лицу, скорее это просьба о помощи. Тема репрессий и количество жертв, а также сопутствующие темы так неохватны, понятно, что те силы и средства, которые у нас есть, не всегда могут отвечать требованиям наших читателей. Поэтому мы обращаемся к вам, если вы видите, что та или иная история требует дополнения, не проходите мимо, поделитесь своими знаниями или источниками, где вы, может быть, видели информацию об этом человеке, либо вы захотите рассказать о ком-то другом. Помните, если вы поделитесь с нами найденной информацией, мы в кратчайшие сроки постараемся дополнить и привести в порядок текст и все материалы сайта. Тысячи наших читателей будут вам благодарны!