Вайнберг Моисей Самуилович
- Фотокартотека
- От родных
- Дополнительная информация
Если Вы располагаете дополнительными сведениями о данном человеке, сообщите нам. Мы рады будем дополнить данную страницу. Также Вы можете взять администрирование страницы и помочь нам в общем деле. Заранее спасибо.
«Хорошо живет на свете Винни-Пух, оттого поет он эти песни вслух», — эти строки и мелодию знают все. Ну, или почти все — трудно найти в нашей стране человека, который бы не видел и не любил мультфильм про Винни-Пуха. Песенку знают все, но кому известно имя ее автора, композитора Моисея Вайнберга?
Увы, единицам. Да и они вряд ли задумываются, так же ли хорошо жилось на свете автору, как персонажу? По крайней мере, в одном Вайнбергу повезло: он чудом спасся от немецких концлагерей. И еще — ему удалось пережить Сталина. Мультфильм Ф. Хитрука «Винни-Пух» появился через тридцать лет после того, как студент варшавской консерватории Вайнберг спасся от нацистов, в 1939 году бежав из Варшавы в Минск. Его семья осталась в Польше и погибла в нацистском концлагере Травники.
Двадцатилетний Вайнберг уцелел, чтобы совсем скоро в полной мере ощутить на себе антисемитизм, возведенный Сталиным в ранг государственной политики. До этого он успел поучиться в Минской консерватории, оказаться в эвакуации в Ташкенте и написать там свою Первую симфонию, которую отправил Дмитрию Шостаковичу. Тот пригласил молодого композитора в Москву. Дружба Шостаковича и Вайнберга длилась многие годы. Старший коллега всячески помогал молодому композитору, тот, в свою очередь, считал себя учеником мэтра. Тем временем Великая Отечественная закончилась и начался новый виток идеологической борьбы советского государства с собственной интеллигенцией. На этот раз к ней добавился антисемитизм — прежде невиданный для страны, гимном которой долгое время был «Интернационал».
С 1948 года набирает силу кампания по борьбе с формализмом в музыке, а через год объявляется охота на безродных космополитов и еврейских буржуазных националистов. Вайнберг, спасшийся благодаря бегству в СССР, оказался в положении, описанном Василием Гроссманом: «Он не знал, что будет вскоре значить для сотен тысяч людей ответить на пятый вопрос анкеты: калмык, балкарец, чеченец, крымский татарин, еврей... Он не знал, что ... через несколько лет многие люди станут заполнять пятый пункт анкеты с тем чувством рока, с которым в прошлые десятилетия отвечали на шестой вопрос («социальное происхождение») дети казачьих офицеров, дворян и фабрикантов, сыновья священников».
Моисей Вайнберг был женат на дочери великого артиста и режиссера, руководителя Еврейского антифашистского комитета Соломона Михоэлса, который погиб в январе 1948-го. Убийство Михоэлса стало началом развернувшейся вскоре антисемитской компании. Простого факта родства с Михоэлсом было достаточно для того, чтобы уничтожить и Вайнберга, но пока его, как и других композиторов-«формалистов», лишь критиковали за безыдейность. С 1948-го музыку Вайнберга перестали исполнять. Моисея Вайнберга арестовали в феврале 1953 года. Ему инкриминировалась пропаганда еврейской музыки — имелись в виду два цикла еврейских песен на стихи классика поэзии на идиш Ицхака Переца и арестованного к тому времени члена Еврейского антифашистского комитета Самуила Галкина. Кроме того, в деле фигурировал совет Вайнберга профессору Московской консерватории Юрию Шапорину написать вокализ с использованием еврейских мелодий. Но было обвинение и серьезнее.
Следователи выбивали из Вайнберга «признание», что по заданию Михоэлса он вместе с Александром Веприком и Михаилом Гнесиным пропагандировал идею создания в Крыму Еврейской республики. Согласно другому обвинению, Вайнберг в 1946 году добивался открытия в Союзе композиторов еврейской секции, которая должны была стать основой для еврейской консерватории в Крыму. К тому же было доказано, что Вайнберг взял у Веприка два тома нотных записей синагогальной музыки...
Скорей всего, Вайнберг не избежал бы лагерей. Однако на дворе был 1953-й, и он вышел на свободу после смерти Сталина — 17 апреля 1953 года. Дело против него прекратили благодаря ходатайству Шостаковича, писавшему Берии, что он знает Вайнберга как честного гражданина и чуждого политики талантливого композитора.
Вайнберга реабилитировали только после 20 съезда КПСС. Несмотря ни на что, до самых последних дней своей жизни он продолжал писать — симфонии, кантаты, романсы, камерную музыку. Писал и для определенных исполнителей — так, прелюдии для виолончели соло он создал специально для Мстислава Ростроповича. Но особенно много Вайнберг писал для кино.
В 1958 году советский фильм впервые выиграл Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля. Музыку к этой картине — «Летят журавли» — написал Моисей Вайнберг. Его музыка звучит в «Последнем дюйме», «Гиперболоиде инженера Гарина», «За все в ответе», «Афоне», «Ослиной шкуре», «Как Иванушка-дурачок за чудом ходил», «Тегеране-43», десятках других фильмов...
Моисей Вайнберг умер в 1996 году. Он был народным артистом РСФСР, в 1990-м получил Государственную премию СССР за свои симфонии, но для широкой российской публики он был и остается, в первую очередь, автором любимой музыки для кино и мультфильмов. Блюз Вайнберга из фильма «Последний дюйм» мог оказаться пророческим:
Простите солдатам последний грех,
И в памяти не храня,
Печальных не ставьте над нами вех.
Какое мне дело до вас до всех, а вам до меня?
Я нахожусь сейчас под большим впечатлением [от] Скрипичного концерта М. С. Вайнберга... Это прекрасное произведение. В подлинном смысле этого слова.... В программе будет 4-я симфония Вайнберга. Горячо рекомендую ... послушать это прекрасное сочинение... Я послал телеграмму министру культуры с просьбой защитить оперу Вайнберга «Зося».
Из писем Д. Шостаковича И. Гликману
Я — ученик Шостаковича. Хотя я никогда не брал у него уроков, я считаю себя его учеником, его плотью и кровью.
М. Вайнберг
Мы наблюдаем рецидивы ложного новаторства/абстрактных, формальных исканий, неясность, а то и просто отсутствие большой, общественно значимой идейной концепции, наблюдаем пренебрежение к великим традициям народного творчества и национальной русской классики. Достойно сожаления, например, что Вайнберг чрезвычайно редко обращается к национальному мелосу и тяготеет преимущественно к отвлеченному, лишенному конкретного образного содержания музыкальному языку. И уже совсем прискорбно, что критики, положительно расценивающие музыку Вайнберга, нашедшие для него ... множество похвальных слов ... не заметили у него зияющего разрыва между идейной бедностью и солидным профессионально-техническим мастерством.
Из доклада заместителя председателя Оргкомитета Союза Композиторов СССР А. И. Хачатуряна.
Журнал «Советская музыка». 1946. № 10
РЕПРЕССИРОВАННАЯ МУЗЫКА
Составление, текст:
Михаил Владимирович Калужский
Короткие или отрывочные сведения, а также возможные ошибки в тексте — это не проявление нашей или чьей-либо небрежности. Скорее, это обращение за помощью. Тема репрессий и масштаб жертв настолько велики, что наши ресурсы иногда не позволяют полностью соответствовать вашим ожиданиям. Мы просим вашей поддержки: если вы заметили, что какая-то история требует дополнения, не проходите мимо. Поделитесь своими знаниями или укажите источники, где встречали информацию об этом человеке. Возможно, вы захотите рассказать о ком-то другом — мы будем вам благодарны. Ваша помощь поможет нам оперативно исправить текст, дополнить материалы и привести их в порядок. Это оценят тысячи наших читателей!