Вайнберг Моисей Самуилович
Вайнберг Моисей Самуилович
Вайнберг Моисей Самуилович
Дата рождения:
12 января 1919г.
Дата смерти:
26 февраля 1996г., на 78 году жизни
Социальный статус:
беспартийный; композитор, автор 26 симфоний, 7 опер и других произведений; народным артистом РСФСР; автор и композитор многих произведений для фильмов
Место рождения:
Варшава, Польша
Место проживания:
Москва, Россия (ранее РСФСР)
Место захоронения:
Домодедовское кладбище, Московская область, Россия (ранее РСФСР)
Национальность:
еврей
Дата ареста:
7 февраля 1953г.
Приговорен:
находился под стражей по "Делу врачей"
Приговор:
освобожден 17 апреля 1953 года
Реабилитирован:
1956 год
Раздел: Музыканты
  • ФОТОКАРТОТЕКА
  • ОТ РОДНЫХ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ФОТОКАРТОТЕКА
Вайнберг Моисей Самуилович Вайнберг Моисей Самуилович Вайнберг Моисей Самуилович Вайнберг Моисей Самуилович
Вайнберг Моисей Самуилович Проект Бессмертный барак
ОТ РОДНЫХ

Если Вы располагаете дополнительными сведениями о данном человеке, сообщите нам. Мы рады будем дополнить данную страницу. Также Вы можете взять администрирование страницы и помочь нам в общем деле. Заранее спасибо.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

«Хорошо живет на свете Винни-Пух, оттого поет он эти песни вслух», — эти строки и мелодию знают все. Ну, или почти все — трудно найти в нашей стране человека, который бы не видел и не любил мультфильм про Винни-Пуха. Песенку знают все, но кому известно имя ее автора, композитора Моисея Вайнберга?

Увы, единицам. Да и они вряд ли задумываются, так же ли хорошо жилось на свете автору, как персонажу? По крайней мере, в одном Вайнбергу повезло: он чудом спасся от немецких концлагерей. И еще — ему удалось пережить Сталина. Мультфильм Ф. Хитрука «Винни-Пух» появился через тридцать лет после того, как студент варшавской консерватории Вайнберг спасся от нацистов, в 1939 году бежав из Варшавы в Минск. Его семья осталась в Польше и погибла в нацистском концлагере Травники.

Двадцатилетний Вайнберг уцелел, чтобы совсем скоро в полной мере ощутить на себе антисемитизм, возведенный Сталиным в ранг государственной политики. До этого он успел поучиться в Минской консерватории, оказаться в эвакуации в Ташкенте и написать там свою Первую симфонию, которую отправил Дмитрию Шостаковичу. Тот пригласил молодого композитора в Москву. Дружба Шостаковича и Вайнберга длилась многие годы. Старший коллега всячески помогал молодому композитору, тот, в свою очередь, считал себя учеником мэтра. Тем временем Великая Отечественная закончилась и начался новый виток идеологической борьбы советского государства с собственной интеллигенцией. На этот раз к ней добавился антисемитизм — прежде невиданный для страны, гимном которой долгое время был «Интернационал».

С 1948 года набирает силу кампания по борьбе с формализмом в музыке, а через год объявляется охота на безродных космополитов и еврейских буржуазных националистов. Вайнберг, спасшийся благодаря бегству в СССР, оказался в положении, описанном Василием Гроссманом: «Он не знал, что будет вскоре значить для сотен тысяч людей ответить на пятый вопрос анкеты: калмык, балкарец, чеченец, крымский татарин, еврей... Он не знал, что ... через несколько лет многие люди станут заполнять пятый пункт анкеты с тем чувством рока, с которым в прошлые десятилетия отвечали на шестой вопрос («социальное происхождение») дети казачьих офицеров, дворян и фабрикантов, сыновья священников».

Моисей Вайнберг был женат на дочери великого артиста и режиссера, руководителя Еврейского антифашистского комитета Соломона Михоэлса, который погиб в январе 1948-го. Убийство Михоэлса стало началом развернувшейся вскоре антисемитской компании. Простого факта родства с Михоэлсом было достаточно для того, чтобы уничтожить и Вайнберга, но пока его, как и других композиторов-«формалистов», лишь критиковали за безыдейность. С 1948-го музыку Вайнберга перестали исполнять. Моисея Вайнберга арестовали в феврале 1953 года. Ему инкриминировалась пропаганда еврейской музыки — имелись в виду два цикла еврейских песен на стихи классика поэзии на идиш Ицхака Переца и арестованного к тому времени члена Еврейского антифашистского комитета Самуила Галкина. Кроме того, в деле фигурировал совет Вайнберга профессору Московской консерватории Юрию Шапорину написать вокализ с использованием еврейских мелодий. Но было обвинение и серьезнее.

Следователи выбивали из Вайнберга «признание», что по заданию Михоэлса он вместе с Александром Веприком и Михаилом Гнесиным пропагандировал идею создания в Крыму Еврейской республики. Согласно другому обвинению, Вайнберг в 1946 году добивался открытия в Союзе композиторов еврейской секции, которая должны была стать основой для еврейской консерватории в Крыму. К тому же было доказано, что Вайнберг взял у Веприка два тома нотных записей синагогальной музыки...

Скорей всего, Вайнберг не избежал бы лагерей. Однако на дворе был 1953-й, и он вышел на свободу после смерти Сталина — 17 апреля 1953 года. Дело против него прекратили благодаря ходатайству Шостаковича, писавшему Берии, что он знает Вайнберга как честного гражданина и чуждого политики талантливого композитора.

Вайнберга реабилитировали только после 20 съезда КПСС. Несмотря ни на что, до самых последних дней своей жизни он продолжал писать — симфонии, кантаты, романсы, камерную музыку. Писал и для определенных исполнителей — так, прелюдии для виолончели соло он создал специально для Мстислава Ростроповича. Но особенно много Вайнберг писал для кино.

В 1958 году советский фильм впервые выиграл Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля. Музыку к этой картине — «Летят журавли» — написал Моисей Вайнберг. Его музыка звучит в «Последнем дюйме», «Гиперболоиде инженера Гарина», «За все в ответе», «Афоне», «Ослиной шкуре», «Как Иванушка-дурачок за чудом ходил», «Тегеране-43», десятках других фильмов...

Моисей Вайнберг умер в 1996 году. Он был народным артистом РСФСР, в 1990-м получил Государственную премию СССР за свои симфонии, но для широкой российской публики он был и остается, в первую очередь, автором любимой музыки для кино и мультфильмов. Блюз Вайнберга из фильма «Последний дюйм» мог оказаться пророческим:

Простите солдатам последний грех,
И в памяти не храня,
Печальных не ставьте над нами вех.
Какое мне дело до вас до всех, а вам до меня?


Я нахожусь сейчас под большим впечатлением [от] Скрипичного концерта М. С. Вайнберга... Это прекрасное произведение. В подлинном смысле этого слова.... В программе будет 4-я симфония Вайнберга. Горячо рекомендую ... послушать это прекрасное сочинение... Я послал телеграмму министру культуры с просьбой защитить оперу Вайнберга «Зося».

Из писем Д. Шостаковича И. Гликману

Я — ученик Шостаковича. Хотя я никогда не брал у него уроков, я считаю себя его учеником, его плотью и кровью.

М. Вайнберг

Мы наблюдаем рецидивы ложного новаторства/абстрактных, формальных исканий, неясность, а то и просто отсутствие большой, общественно значимой идейной концепции, наблюдаем пренебрежение к великим традициям народного творчества и национальной русской классики. Достойно сожаления, например, что Вайнберг чрезвычайно редко обращается к национальному мелосу и тяготеет преимущественно к отвлеченному, лишенному конкретного образного содержания музыкальному языку. И уже совсем прискорбно, что критики, положительно расценивающие музыку Вайнберга, нашедшие для него ... множество похвальных слов ... не заметили у него зияющего разрыва между идейной бедностью и солидным профессионально-техническим мастерством.

Из доклада заместителя председателя Оргкомитета Союза Композиторов СССР А. И. Хачатуряна.
Журнал «Советская музыка». 1946. № 10

РЕПРЕССИРОВАННАЯ МУЗЫКА
Составление, текст:
Михаил Владимирович Калужский

Короткие и порой отрывочные сведения, а также ошибки в тексте - не стоит считать это нашей небрежностью или небрежностью родственников, это даже не акт неуважения к тому или иному лицу, скорее это просьба о помощи. Тема репрессий и количество жертв, а также сопутствующие темы так неохватны, понятно, что те силы и средства, которые у нас есть, не всегда могут отвечать требованиям наших читателей. Поэтому мы обращаемся к вам, если вы видите, что та или иная история требует дополнения, не проходите мимо, поделитесь своими знаниями или источниками, где вы, может быть, видели информацию об этом человеке, либо вы захотите рассказать о ком-то другом. Помните, если вы поделитесь с нами найденной информацией, мы в кратчайшие сроки постараемся дополнить и привести в порядок текст и все материалы сайта. Тысячи наших читателей будут вам благодарны!