Бессмертный барак
Сохранено 1943076 имен
Поддержать проект

Вологодский Дмитрий Матвеевич

Вологодский Дмитрий Матвеевич
Дата рождения:
17 ноября 1865 г.
Дата смерти:
23 октября 1937 г., на 72 году жизни
Социальный статус:
епископ Минусинского округа
Образование:
духовная академия
Национальность:
русский
Место рождения:
Дзержинское село (ранее до 1931 года — Рождественское), Красноярский край, Россия (ранее РСФСР)
Место проживания:
Минусинск, Красноярский край, Россия (ранее РСФСР)
Дата ареста:
26 февраля 1933 г.
Приговорен:
особой тройкой ПП ОГПУ Западно-Сибирского края 10 июня 1933 года по обвинению в "контрреволюционной организации"
Приговор:
5 лет исправительно-трудового лагеря, ввиду преклонного возраста приговор заменен ссылкой на 5 лет в Нарымский край
Дата ареста:
26 апреля 1937 г.
Арестован:
по обвинению в "антисоветской контрреволюционной агитации"
Приговор:
решения по делу нет; расстрелян за Минусинской тюрьмой на горе Лысухе
Реабилитирован:
15 ноября 1989 года и 6 апреля 1993 года
Источник данных:
Архивное дело: Архив УФСБ КК, дело № П-15510; Архив УФСБ КК, дело № П-4072; (П-15510); (П-4072)
Раздел: Духовенство
  • ФОТОКАРТОТЕКА
  • ОТ РОДНЫХ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ФОТОКАРТОТЕКА
ОТ РОДНЫХ

Если Вы располагаете дополнительными сведениями о данном человеке, сообщите нам. Мы рады будем дополнить данную страницу. Также Вы можете взять администрирование страницы и помочь нам в общем деле. Заранее спасибо.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Родился 5 ноября 1865 года (по ст. ст.) в с. Рождественское Казачинской волости Енисейского уезда и губернии в семье местного псаломщика. На пятом году Дмитрий лишился матери, в четырнадцать лет - отца. Вместе с младшим братом Иваном жил у старшего своего брата Георгия Матвеевича, где с ранних лет мальчик был при храме пономарем и чтецом. Окончил Красноярское Духовное училище, в июле 1881 на основании полученных средних балов по предметам и задаче поступил в число студентов Томской Духовной Семинарии по первому разряду, которую закончил в 1885. Женился. В августе 1887 рукоположен в сан диакона, а через месяц удостоен иерейского сана. В январе 1891 овдовел. В 1896 окончил Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия. В августе 1896 назначен настоятелем Благовещенской церкви в Красноярске. В октябре 1897 года назначен членом Енисейской Духовной Консистории. В 1897 году указом Святейшего Синода становится настоятелем Богородице-Рождественского кафедрального собора с присвоением звания протоирея. В 1903 был назначен членом правления Красноярской Духовной Семинарии и членом епархиального отдела Палестинского миссионерского общества. С 1908 года протоиерей Димитрий - председатель ученого Совета Красноярского Духовного училища, председатель комитета епархиального свечного завода, член строительных комитетов по возведению нового здания семинарии, училища и архиерейского дома. В 1909 году - смотритель Красноярского духовного училища.

30 октября 1914 был пострижен в монашество, возведён в сан архимандрита и определён смотрителем Пермского духовного училища. В октябре 1919 года Совет Красноярской Духовной семинарии избирает его ректором, а через полтора года назначают настоятелем церкви в селе Тигрицкой Минусинского уезда. В марте 1922 переведён в Минусинский Серафимо­-Покровский женский монастырь. 6 (19) мая 1923 в церкви Архангельского женского монастыря хиротонисан во епископа Минусинского и Усинского. Территория минусинской епархии включала в себя юга нынешнего Красноярского края и Хакасию.

В 1924 на него было заведено уголовное дело по нескольким статьям Уголовного Кодекса и запрещен выезд за пределы Минусинска и совершать богослужение. В феврале 1930 было описано его личное имущество описывают за недоимку, а в июне лишен избирательных прав. 26 февраля 1933 вместе с членами Епархиального совета был арестован и 10 июля 1933 Особой тройкой при ПП ОГПУ по Западно-Сибирскому краю осужден по ст. 58-10, 58-11 УК РСФСР на пять лет лагерей в Бамлаге. Ввиду преклонного возраста арестанта лагерное заключение заменили на пять лет поселения в Нарымском крае, ссылку отбывал в с. Ново-Ильинка Нарымского края, в 12 верстах от Колпашево.

5 июня 1934 из-за тяжелой болезни был по медицинским показаниям был из ссылки освобожден, 5 июля возвратился в Минусинск. В июле 1935 был восстановлен правящим архиереем Минусинской епархии , 17 марта 1936 возведён в сан архиепископа. Но, имея законную духовную власть, не мог открыто совершать богослужения ввиду гонений и был вынужден тайно священнодействовать в домах верующих. 26 апреля 1937 последовал новый арест органами НКВД. антисоветской пропаганде. Расстрелян 23 октября 1937 на горе Лысухе за городом Минусинском. По другим данным – до смерти замучен в самой тюрьме, окуная головой в отхожее место, угрожали утопить, потом отмывали на холоде ледяной водой. Смерть не заставила себя долго ждать.[1] По всем судимостям архиепископ Димитрий Вологодский реабилитирован 15 ноября 1989 и 6 апреля 1993 прокуратурой Красноярского края. Практически на месте его расстрела и расстрела многих репрессированных сибиряков установлен памятник, куда приходят люди, чтобы отдать дань уважения своим согражданам. Его могила – на старом городском кладбище, на его окраине, у ряда гаражей. Несмотря на то, что власти сделали все, чтобы имя архипастыря было забыто, могила владыки все годы была местом молитвенного паломничества минусинских верующих.

Источн. и лит.:

А.А. Бронников. Святой пастырь: (о Д. М. Вологодском) // Мартьяновские краеведческие чтения (2005-2006 гг.) . 2007. - Вып. 4. - С. 134-136;

Круглов С. Исповедник земли минусинской//Православный Минусинск. -2005. - 3 ноября. – 4 с.;

История Абаканской епархии, 12.04.09.;

Георгий Потолицын. Роль архиепископа Минусинского и Усинского Димитрия (Вологодского) в становлении церковной жизни Западной Сибири 1924-1937. // Курсовая работа 4 курса пастырского отделения Новокузнецкой духовной семинарии. Новокузнецк, 2009.

 Проект Бессмертный барак

Короткие и порой отрывочные сведения, а также ошибки в тексте - не стоит считать это нашей небрежностью или небрежностью родственников, это даже не акт неуважения к тому или иному лицу, скорее это просьба о помощи. Тема репрессий и количество жертв, а также сопутствующие темы так неохватны, понятно, что те силы и средства, которые у нас есть, не всегда могут отвечать требованиям наших читателей. Поэтому мы обращаемся к вам, если вы видите, что та или иная история требует дополнения, не проходите мимо, поделитесь своими знаниями или источниками, где вы, может быть, видели информацию об этом человеке, либо вы захотите рассказать о ком-то другом. Помните, если вы поделитесь с нами найденной информацией, мы в кратчайшие сроки постараемся дополнить и привести в порядок текст и все материалы сайта. Тысячи наших читателей будут вам благодарны!