Сохранено 2586043 имен
Поддержать проект

Фиттерман Борис Михайлович

Фиттерман Борис Михайлович
Дата рождения:
8 января 1910 г.
Дата смерти:
16 ноября 1991 г., на 82 году жизни
Социальный статус:
главный конструктор Московского автомобильного Завода им. Сталина; автомобильный конструктор, изобретатель автомобиля «Запорожец»
Образование:
окончил Московский автотракторный институт имени Ломоносова (ныне МАМИ)
Место рождения:
Москва, Россия (ранее РСФСР)
Место проживания:
Москва, Россия (ранее РСФСР)
Место захоронения:
Введенское кладбище (ранее Иноверческое кладбище и Немецкое кладбище), Москва, Россия (ранее РСФСР)
Дата ареста:
28 марта 1950 г.
Приговорен:
Постановлением Военной Коллегии Верховного Суда СССР по обвинению в саботаже, "антисоветской" и "националистической" деятельности и во "вредительско-подрывной работе" (ст. ст. 58-1 "а", 58-7, 58-10 ч. 1, 58-11 УК РСФСР)
Приговор:
25 лет исправительно-трудового лагеря; в 1954 году принял участие в лагерной забастовке; освобожден 20 октября 1955 года
Тюрьма:
ФКУ СИЗО № 2 ФСИН России (ранее Лефортовская тюрьма, СИЗО Лефортово), Москва, Россия (ранее РСФСР)
Пересыльная тюрьма:
Нижний Новгород (ранее Горький), Нижегородская область (ранее Горьковская), Россия (ранее РСФСР)
ГУ лагерей:
Особый лагерь № 6 РЕЧлаг (ранее Особлаг № 6, Речной лагерь), Воркута, Республика Коми, Россия (ранее РСФСР)
Реабилитирован:
15 октября 1955 года
Раздел: Конструкторы
Фотокартотека
Фиттерман Борис Михайлович Фиттерман Борис Михайлович Фиттерман Борис Михайлович Фиттерман Борис Михайлович
От родных

Если Вы располагаете дополнительными сведениями о данном человеке, сообщите нам. Мы рады будем дополнить данную страницу. Также Вы можете взять администрирование страницы и помочь нам в общем деле. Заранее спасибо.

Дополнительная информация

В событиях большой и нелегкой жизни Бориса Михайловича Фиттермана отразилась, пожалуй, вся история отечественного автомобилестроения.

Борис Фиттерман прошел путь от слесаря до крупного ученого, автоконструктора. Он трудился в Научном автотракторном институте, выполняя ответственные задания на разных предприятиях страны. На заводе имени Сталина (позже Лихачева) Б.Фиттерман принимал участие в создании новых моделей грузовиков, автобусов, легковых машин, первых советских троллейбусов, бронированного спецавтомобиля на базе новой легковой машины ЗИС-110. Он работал так же над реконструкцией самоходного комбайна, проектированием тракторов, созданием мотоциклов. Велика его заслуга как одного из творцов вездеходной техники, бронетранспортеров, в частности машины БТР-52.

В годы Великой Отечественной войны Фиттерман возглавлял на ЗИСе специальное бюро по созданию техники и даже занимался модернизацией одного из минометов, побывав на фронте.

В 1943 году он был назначен главным конструктором автозавода «ЗИС». После войны, занимая столь высокое положение, Борис Михайлович не побоялся вступить в брак с Идой Пензо, первый муж которой кинооператор Владимир Нильсен, как "враг народа", был расстрелян в 1938 году. Сама она несколько лет провела в сталинских лагерях.

28 марта 1950 года Фиттерман пришел домой в 12 часов ночи. Он только что подписал акт приемки на вооружение машины БТР-152 своей конструкции. А через два часа в их квартире на Плющихе раздался пронзительный звонок: за конструктором пришли с арестом. После девяти месяцев предварительного заключения он был приговорен по сфабрикованному обвинению к 25 годам лагерей особого режима с последующей ссылкой на 5 лет.

Но ни тюрьма, ни лагеря не уничтожили в нем творческого духа, стремления к новым открытиям:

- Репрессии на ЗИСе, - вспоминал позже Фиттерман, - обрушились в основном на евреев. В мартовские дни 1950 года многих работников-евреев ЗИСа стали увольнять с завода. Затем начались аресты, в течение нескольких месяцев было арестовано 60 человек. Одним из них по ошибке оказался русский инженер Л. Добрушин, репрессированный, видимо, за то, что был однофамильцем известного еврейского писателя.

Помимо Фиттермана, среди арестованных оказались главный конструктор по электрооборудованию Г. Гольдберг, зам. начальника кузовного отдела Г. Жаботинский, зам. главного металлурга М. Коган, ведущий конструктор Г. Сонкин, старший технолог А. Шмидт, зам. начальника производства П. Мостославский, ответственный работник лаборатории резания Б. Майнсфельд, экономисты, инженеры, хозяйственники, даже работники питания, начальник медсанчасти Д. Самородицкий, врач А. Финкельштейн. Не смог спасти от расстрела своего помощника Арона Филипповича Эйдинова сам И. Лихачев. Директора не тронули, но обвинили в том, что он не только держал на командных должностях слишком много евреев, но и "расплодил" на заводе людей еврейской национальности, создавших якобы тайную контрреволюционную организацию. 

Когда Фиттерман вернулся из лагеря (в 1955 году его реабилитировали и через 5 дней выпустили из Лефортовской тюрьмы), он устроился в Научный автомоторный институт (НАМИ), преподавал в МАДИ и продолжал заниматься конструированием. Сферой его научно-производственных интересов, которые принесли превосходные результаты, стали малолитражные автомобили, сухопутные аппараты на воздушной подушке, иностранные легковые машины, в частности ФИАТ-24, автомобили для инвалидов, машина ЗАЗ-1102 ("Таврия"), ну и ЗАЗ-965 ("Горбатый", "запорожец"). Кстати, именно в те годы Борис Фиттерман написал свой монументальный труд «Микроавтомобили», ставший учебником для конструкторов таких машин.

Им была придумана интересная модернизация велосипеда с повышенной скоростью. По ссылке можно прочитать некоторые эпизоды из жизни этого замечательного человека, ученого и конструктора, записанные с его слов: Фиттерман Б. М. Театр ужасов : Арест. Тюрьма. Лагерь.

Короткие и порой отрывочные сведения, а также ошибки в тексте - не стоит считать это нашей небрежностью или небрежностью родственников, это даже не акт неуважения к тому или иному лицу, скорее это просьба о помощи. Тема репрессий и количество жертв, а также сопутствующие темы так неохватны, понятно, что те силы и средства, которые у нас есть, не всегда могут отвечать требованиям наших читателей. Поэтому мы обращаемся к вам, если вы видите, что та или иная история требует дополнения, не проходите мимо, поделитесь своими знаниями или источниками, где вы, может быть, видели информацию об этом человеке, либо вы захотите рассказать о ком-то другом. Помните, если вы поделитесь с нами найденной информацией, мы в кратчайшие сроки постараемся дополнить и привести в порядок текст и все материалы сайта. Тысячи наших читателей будут вам благодарны!