Автор: Оксана Труфанова, журналист-правозащитник
Вокруг места захоронения останков жертв массовых сталинских репрессий в Челябинской области – Золотой горы – разгорается новый общественный, экономический и хозяйственный скандал. Власти Челябинской области решили вдруг строить там некий хоккейный клуб олимпийского резерва огромных масштабов, который будет соседствовать с шахтами, полными останков расстрелянных репрессированных, а, скорее всего, и затронет часть шахт, которые всеми правдами и неправдами ранее убрали за границу некогда реально действующего золотоносного Мариинского прииска.
И сейчас спор идет в нескольких ключевых направлениях:
1. Какова территория Мариинского прииска (шахты Золотой горы) на самом деле? Сколько там шахт?
На этот вопрос я уже частично отвечала в своем раннем исследовании, которое доступно по ссылке.
Сейчас дополню еще вот чем: Мариинский прииск был организован в 1897 году Надеждой Измайловной Тарасовой, располагался на землях пос. Шершневский Челябинской станицы. Находился между другими приисками - Андреевским, Екатерининским, Неожиданным и Владимирским, которые были открыты раньше (кстати, тоже не исследованы на предмет нахождения там костей расстрелянных репрессированных). Однако в своем письме по обоснованию включения земель территории Золотой горы в перечень памятников историко-культурного наследия челябинский историк В.С. Боже указывает принадлежность прииска челябинскому промышленнику Владимиру Корнильевичу Покровскому.
«В 1906 году была начала добыча кварца, вскрытого с самой поверхности. В последующее время здесь было пробито несколько старательских шахт, которыми было выработано до воды, то есть до 30-35, а местами до 40 аршин (1 аршин равен 0,71 метра)», — сказано в Отчете АО «Южуралтизис» Об инженерно-геодезических изысканиях, выполненных на объекте «Мемориальный парк Золотая гора» (от 1994 года).
В Отчете сказано и о территории, которую занимают шахты – это 15 гектар (в 1 гектаре 10 000 кв. метров): «Территория объекта расположена в Центральном районе г. Челябинска и представляет собой участок, ограниченный с севера улицей Академика Королева, с запада – проспектом Победы…На участке расположен существующий мемориал с растущими вокруг него березовым лесом и посадками яблони и крыжовника, принадлежащими питомнику…».
Именно на этой территории располагалось 11 шахт, 10 из которых содержали костные останки репрессированных, и только в одной шахте их не было.
На фото – карта АО «Южуралтизис», 1994 год, по результатам оконтуривания шахт Золотой горы (Мариинский прииск), хранится в фонде историко-культурного наследия г. Челябинска.
Однако, согласно данным ЕГРП от «шахт» власти уже некоторое время назад «оттяпали» почти половину (кадастровый номер: 74:36:0501006:22). Согласно данным по кадастровому номеру – ныне территория бывшего Мариинского прииска составляет уже всего лишь 8,6 гектара вместо 15-ти (когда и кто делал новый повторный анализ местности без учета старых планов и карт, а также ранее составленных Отчетов – остается загадкой, сделано это было, судя по всему, втихоря еще во время властвования бывшего губернатора Челябинской области М. Юревича, который ныне скрывается от российского следствия в Израиле. Примечательно, что бывший заместитель опального губернатора – Вадим Евдокимов работает в команде губернатора нового, и именно он, судя по всему, сейчас ответственен за эту скандальную стройку на костях).
Кто виновен в такой дикой подтасовке фактов, пока не ясно, но мы выясним. Так, три шахты – 9, 10 и 11 новый кадастровый план оставил вообще в стороне, будто их и не было. И теперь, как я понимаю, их территорию «хапуги» хотят застроить. Стройка на костях - иначе не скажешь!
На фото план планируемой застройки. Желтым отмечен мемориал «Золотая гора», ужатый в размерах.
Местности, условно обозначенные А 1.4, В 1, В 2.2 перетянули себе часть шахтного комплекса», где есть останки репрессированных.
Еще один отвратительный факт, установленный мной после исследования «репрессивной» темы в Челябинской области – то, что заполнялись шахты костями в период бездействия, с 1936 по 1946 год, а в 1946-1947 годах здесь вновь была организована работа золотоносного прииска, который функционировал вплоть до 1950 года силами старателей, объединенных в старательские артели. Согласно все тому же Отчету, судя по отвалам выработанных скважин позднего периода (после 1946 года), старатели знали, что там находятся массовые захоронения, но их это не остановило от добычи золота…И сейчас таких же чиновников это, видимо, не останавливает…
2. Каковы масштабы репрессий в Челябинской области и сколько, предположительно, людей захоронено на Золотой горе в Челябинске?
Для начала надо сразу сказать, что собой представляла Челябинская область в период массовых репрессий 1930-ых годов, чтобы сразу прояснить вопрос с массовостью захоронений. До 1938 года часть ныне Свердловской области (Буткинский, Камышловский, Пышминский, Талицкий, Тугулымский) входила в состав Челябинской области, до 1942 году другие районы ныне Свердловской области (Каменский, Покровский) также были включены в территорию Челябинской области, как и все районы ныне Курганской области.
Книга памяти Челябинской области (подготовлена Объединенным государственным архивом Челябинской области), а также информационные базы «Открытый лист» и «Бессмертный барак» содержат далеко не все данные о репрессированных, в том числе о тех, кто был приговорен к ВМН. Нами было изучено более 150 уголовных дел, фигуранты которых в этих базах не значатся вовсе. А сколько таких? Ответа на вопрос до сих пор нет, как нет ответа на вопрос, сколько, в действительности, жертв репрессий 1930-ых годов.
Согласно представленным учетным данным Наркомами республиканских НКВД и начальниками краевых и областных управлений НКВД (Оперативный приказ НКВД СССР № 00447 «Об операции по репрессированию бывших кулаков, уголовников и других антисоветских элементов» от 30 июля 1937 г.), по Челябинской области утверждался следующий план репрессий:
— по первой категории (к первой категории относятся все наиболее враждебные элементы, подлежащие немедленному аресту и расстрелу) – 1500 человек,
— по второй (ко второй категории относятся все остальные менее активные, но все же враждебные элементы, подлежащие аресту и осуждению на срок от 8 до 10 лет) - 4500 человек.
Тут следует сразу оговориться, что по стране в целом я статистические данные пока не привожу, они, конечно, у меня тоже все есть, но подробно будут проанализированы в книге по истории репрессий в Челябинской области, которую я завершаю. Тут я бы хотела послушать мнение и других исследователей, конечно.
Возвращаясь к Челябинской области — норматив был увеличен значительно, и только за один год – 1937-ой - по Челябинской области в составе утвержденной Тройки НКВД (с членами — К.В. Рындиным (считаю, что был ошибочно реабилитирован), И.М. Блат и Б.А. Малышевым), намеченных к расстрелу было 2552 человек, к высылке — 5401 человек.
О численности репрессированных в Челябинской области также можно судить по Справке, представленной Секретарем Челябинского обкома КПСС М. Соломенцевым от 22 января 1956 года. Документ содержит 15 страниц печатного текста с зачеркнутыми первоначальными цифрами и написанными от руки другими. Это, бесспорно, рождает массу вопросов и сомнений относительно корректности цифровых показателей, на которые по настоящее время ответа не получено.
Так, в документе сообщается о том, что только за два года (1937-1938 годы), согласно материалам, хранящимся в учетно-архивном отделе УКГБ при СМ СССР по Челябинской области, на этой территории было репрессировано «25 368 [цифры вписаны в машинописный текст рукой] человек, из них к ВМН было приговорено 14 379 человек, остальные — к различным срокам лишения свободы».
Дополнительно в справке сообщается, что Тройкой УНКВД по Челябинской области рассмотрено следственных дел на 16 786 человек, по которым приговорено к ВМН 8 656 человек. А решением наркома внутренних дел СССР и Генерального прокурора СССР рассмотрено следственных дел на 4706 человек, из них к ВМН приговорены 4468 человек. Так, получается, что уже исходя этой справки есть противоречия — сначала Соломенцев сообщает, что к ВМН наказания в Челябинской области было приговорено 14 379 человек только за ДВА ГОДА (1937 и 1938). Однако при детализации расстрелов он приводит цифры 8 656 и 4468 человек, что в сумме составляет всего 13 124 человека (это на 1255 человек меньше, чем им указывалось первоначально в Документе). И это, нее включая 1936, 1939 и 1940-ые годы! Таким образом, можно сделать вывод о том, что на Золотой горе может лежать, примерно, 20 000 человек. Очень жаль, что многие историки, политики и краеведы не умеют пользоваться архивными документами, а, самое главное, не умеют читать, считать и анализировать, постоянно задавая один и тот же вопрос, а откуда вы знаете, сколько расстреляно… Отчет Соломенцева - далеко не единственный документ, подтверждающий эти цифры, но его в рамках данной статьи вполне достаточно.
Безусловно, многие просоветские исследователи периода политических репрессий даже пытаются спекулировать на том, что в этих цифрах среди, так называемых, репрессированных есть и уголовники, однако сомнительно, что в 1950-ые годы первые должностные лица СССР, составлявшие докладные записки, могли не понимать, как отличить уголовников от «политических».
Многие исследователи считают и эти цифры заниженными, но и, видя их, другие задают противоположный вопрос: «Где останки этих жертв?». А их, действительно, нет. Ничтожная часть поднята со дна тех ям, в которых их спрятали. Карты мест захоронения утеряны, многие архивы уничтожены в 1950-х годах, когда самих «палачей» (следователей, оперативных работников) судили теми же Тройками НКВД и приговаривали к расстрелам.
О том, как исследовали шахты Золотой горы в 1989 году я писала по ссылке.
Там же мной размещены фото вещественных доказательств, найденных рядом с останками единственной исследуемой шахты № 5 (были подняты кости только с первых 2 слоев, потом раскопки прекратили).
На фото скелетированные останки расстрелянных репрессированных, найденные в результате археологических раскопок в 1989 году. Фото Д. Бойко, хранится в Центре историко-культурного наследия г. Челябинска.
Но сейчас, безусловно, речь о том, что на костях собрались строить хоккейный клуб (при этом необходимо еще вырубить ?? деревьев). Сведения о тендере на организацию строительства на сумму 737 962 145,07 рублей тут.
Это все даже не просто кощунство, а, скорее всего, про основания для возбуждения уголовных дел в отношении тех, кто все это проворачивает, прикрывая, очевидно, свои коррупционные делишки властным положением. А еще, безусловно, это тема для общественного порицания. Для полноты картины осталось на Бутовском полигоне или на Соловках хоккейные клубы начать строить…
Источник: Оксана Труфанова Хоккей на костях жертв массовых репрессий?