Сохранено 2585967 имен
Поддержать проект

Книги о репрессиях для детей

Сталинские репрессии сквозь призму детского восприятия мира - возможно ли это? – Да, – и, кажется, этот ответ никого не оставит равнодушным. Карательная политика партии превратила миллионы детей в сирот, даже при живых родителях. Разрушенные семьи, дети, оторванные от родителей, голодающие, скитающиеся, подвергнутые издевательствам со стороны «воспитателей» детприемников, осужденные за сбор колосков, воровство и бродяжничество, а в конечном итоге за правду и смелость. Часто ли мы задумываемся, каково жилось детям, как им приходилось существовать в нечеловеческих условиях, как ломались их жизни и к чему привела их дорога судьбы?

Мы подготовили список «детских» книг, которые помогут найти ответы на эти вопросы. Они всецело раскрывают жизнь тех, кто носил на себе клеймо детей «врагов народа».

1. Ольга Громова «Сахарный ребенок» 

«Сахарный ребенок» – реалистическая художественная книга о сталинских репрессиях, адресованная детям. В этой книге нет почти ничего придуманного автором. История была записана Ольгой Громовой по воспоминаниям своей соседки Стеллы Нудольской, настоящей героини повести.    Отец героини был репрессирован. Девочка с матерью были высланы из Москвы как «члены семьи изменника родины». Женщина-инвалид и ее дочка идут одни через голод, холод, мучения, боль и унижения, но семья ждет папу.
Находясь в водовороте Большого террора ни мать, ни дочь не озлобились. Измученная женщина учила девочку, как переживать горе, как справляться с бедами, как жить дальше, когда тебе невыносимо. Мама всегда учила дочку никогда не обижать слабых, не участвовать в травле, она объясняла, что хороших людей на свете всегда больше.
Эта книга учит жить по-настоящему: как, несмотря на невзгоды и страшные события, не позволить зародиться в душе злу и ненависти. 

2. Юлия Яковлева «Дети Ворона»

Герои произведения – 7-летний мальчик Шурка и его старшая сестра Таня оказываются совершенно одни в огромном городе. В первую ночь пропадает папа, а затем куда-то исчезает мама с маленьким братиком. Соседи не желают объяснять детям, куда подевались их родители, перед ними лишь захлопывают двери, кричат «пошли вон», называют их родителей шпионами. Так в одночасье мир людей отворачивает от маленьких детей и только нелюдимая старуха-соседка тайком бросает детям оставленный мамой кошелек и велит бежать к тетке. Но дети не хотят к строгой тетке. Раз мама оставила денег, «она захотела, чтобы мы как следует повеселились», — решают дети. Но веселое настроение у них вскоре сменяется тревогой, и брат с сестрой решают узнать, что же это за тайный Ворон, который, как говорят соседи, забрал их родителей…
«Чёрный ворон» – машина ГАЗ М1 или «Черный воронок» – как прозвали этот автомобиль для перевозки арестованных и заключенных - настоящее металлическое олицетворение страха и символ сталинских репрессий.    В реальном 1938 году «Чёрный ворон» оставил сиротой деда Юлии Яковлевой. Он с сёстрами попали в детдом для детей врагов народа. Выжили, но никогда не рассказывали о тех временах, поскольку тема Большого террора была под запретом в их семье. Много лет спустя Юлия Яковлева написала «страшную сказку» о непрошенном взрослении двух детей.

3. Евгений Ельчин «Сталинский нос»

Евгений Ельчин отмечает, что это не историческая литература, целью произведения было показать читателям и дать возможность прочувствовать атмосферу лжи, страха, насилия, ту атмосферу, в которой жили семьи в недалеком прошлом.
В центре повествования – Саша Зайчик – сын героя и настоящего коммуниста. Он обожает Сталина и мечтает стать пионером. Он с нетерпением ждет, когда на шеях его одноклассников и его самого будут завязаны красные галстуки. Но в одночасье все меняется. Саша уже не сын сотрудника НКВД и любимчик учителей, а сын «врага народа» и изгой. Он хватается за свою веру в коммунизм, по-детски верит в то, что все непременно наладится, и сейчас в школу войдет папа, все станет на свои места. Но в конечном итоге он, как и миллионы советских граждан, оказывается в длинной безнадежной пропасти родственников осужденных.

4. Марьяна Козырева «Девочка перед дверью»

События, описанные в этой книге – частично воспоминания автора, частично – вымысел.
На момент повествования главной героине – Витьке – пять лет (именно столько было автору, когда арестовали ее родителей). Сначала девочку берет к себе соседка, затем она отвозит ее к няне Груше, потом ее берут к себе родственники. Ей объяснили, что мама с папой уехали в командировку - в очень долгую командировку.

«Я теперь все путешествую и путешествую. И меня все возят и возят. Сперва я жила у какой-то тети Лизы, которая боялась соседей и пила капли, когда ей надо было идти на кухню. А потом у ее подруги Таши, у которой за ширмой, оказывается, пряталась елочка, и по вечерам мы с Ташей завешивали окна и клали под дверь ковер, чтобы никто не увидел, как мы зажигаем на елочке свечки... А потом за мной приехал мой двоюродный брат Глеб и я жила у него и его жены Люси и у моего племянника Леки. А потом опять меня будут передавать и опять передавать друг другу, точно я - ведро на пожаре".
Когда из ссылки возвращается мама Вики, они едут к папе и селятся вместе на станции Верблюд в Ростовской области. Жить стало хорошо и радостно. Витька идет в школу, у нее много друзей. Тут на страницах книги разворачивается повествование из жизни нового общества, общества,    где боялись Троцкого, где дочь может донести на родителей об антисоветском поведении; общества, где отрицали Бога и образ Богородицы - все это преподносится читателями глазами ребенка, который учится жить и разбираться что в этом мире хорошо, а что - плохо. Книга повествует о жизни обычной семьи, которую покалечила и изменила навсегда волна репрессий. 

5. Нина Луговская «Хочу жить… Из дневника школьницы: 1932-1937»

Нина Сергеевна Луговская – дочь революционера Сергея Федоровича Рыбина, большая часть жизни которого – это аресты и ссылки.
Нина вела, казалось бы, обычный подростковый дневник, описывала свои личные переживания, успехи в учебе, отношения с мальчиками. Но среди детских эмоций и обид на родителей встречаются фрагменты, отражающие напряженную обстановку в стране в 30-е годы прошлого столетия.
К концу дневниковых записей подростковый пессимизм как будто бы уходит. Нина ждет, что жизнь ее наладится, что она будет учиться, чувствует, что она взрослеет. Последняя запись – 3 января 1937 года. 4 января в доме у Луговских был обыск. Мать Нины, две ее сестры и она сама вскоре были приговорены к 5 годам лагерей, а отец семейства, в тот момент находившийся в ссылке, в скором времени был расстрелян.
Основой обвинения послужили выдержки из переписки Рыбина с женой и дочерьми, а также три тетради – те самые дневники Нины, в которых со свойственной возрасту наивностью 13-летняя девочка пишет, в частности, о своих мечтах отомстить Сталину за страдания отца.

Этот список детской литературы о репрессиях далеко не полный, но это именно та основа, на которую в первую очередь стоит обратить внимание.

Советуем прочитать эти произведения совместно с вашими детьми, обсуждайте прочитанное вместе, говорите о страшных событиях того времени вслух! Но помните, что эти книги – не готовые рецепты как научить ребенка любить, - это не прививки от ненависти, вражды и желания травить «вредителей», эти книги – источники величайшей ценности - человеческой жизни, которые волнуя ум, сердце и воображение, помогут разобраться в сложных жизненных ситуациях, обостряя чуткость к хорошему и плохому.