Бессмертный барак
Сохранено 1943522 имен
Поддержать проект

Петр Бендель - Художник сталинского ГУЛага

 

Петр Эмильевич Бендель не отличался ни здоровьем, ни крепкой физической подготовкой, ни силой характера. Но он был талантливейший художник своего времени, за что можно ему простить все остальное. Он увлекался фотографией, поэтому в начале войны попросился на фронт в качестве фотокорреспондента. Попал в плен. Там рисовал немецких офицеров - поэтому в немецком лагере его не расстреляли.

Петр Эмильевич Бендель

Зато в 1945 году арестовали за шпионаж, отправили в Воркуту в Речлаг.

Портрет Михаила Дорна, сделанный в Речлаге на куске картона. Дорн и Бендель дружили до последних дней художника.

Портрет Михаила Дорна, сделанный в Речлаге на куске картона. Дорн и Бендель дружили до последних дней   художника.

Существует легенда, что Бенделя арестовали вот за что: он рисовал торжественные портреты вождей к разным коммунистическим праздникам. Портрет Сталина его работы висел на здании КГБ на Лубянке. Полотно было склеено из 4 частей, и когда прошел дождь и полотно намокло, казалось, что на лице вождя нарисована решетка...

Портрет актрисы Воркутинского театра Н.И. Глебовой в роли Марицы (до ареста Глебова была примой театра оперетты Ростова-на-Дону)

Портрет актрисы Воркутинского театра Н.И. Глебовой в роли Марицы( до ареста Глебова была примой театра оперетты Ростова-на-Дону)

И тем не менее, Михаил Сергеевич Дорн рассказывал, что после освобождения он приехал в Москву и первое что увидел - портреты вождей на всех углах работы "шпиона" Бенделя...

Гайдаров Н.Г. - главный режиссер Воркутинского театра.

Бендель выжил в Воркуте только потому, что рисовал на обрывках бумаги портреты солагерников и охранников, за что последние расплачивались с ним бесценной краюшкой хлеба. Зато потомки теперь имеют уникальные почти фотографические портреты узников сталинских застенков (многое хранится в воркутинской художественной галерее).

Портрет рыбака

Портрет рыбака.

В лагере про него узнал режиссер Воркутинского драматического театра и вытащил его на почти свободное поселение. Художник нарисовал костюмы и декорации ко всем постановкам театра - а их было много. После освобождения ему запретили жить в Москве и он отправился в Сыктывкар в местный театр. Это уже был практически сломленный, молчаливый, очень тихий , но по-прежнему невероятно талантливый человек.

Девушка в национальном костюме коми.

Девушка в национальном костюме коми.

Только в конце жизни Петру Эмильевичу разрешили приехать в Москву. Он работал в "Огоньке", многие праздничные открытки и конверты советской почты нарисованы им...

«Портрет Героя социалистического труда Р.Д. Изъюровой, знатной каменщицы Сыктывкара» 1953