Сохранено 2587239 имен
Поддержать проект

Константин Карманов: После войны....

В голове всплыли и начали прокручиваться воспоминания отца моего Николая Владимировича. В сорок пятом в стране был сильный голод. Бабушка моя, Клавдия Павловна, вернулась в 44-м с детьми из эвакуации и устроилась на станции Сомово Воронежской области. А устроиться было не просто. Жена врага народа... Но, слава Богу, взяли на работу в местную школу, она была учительницей русского и литературы, ей дали комнатку в каком-то домике, около станции. Один раз ехали мы с родителями поездом, куда-то на юг и проезжали это самое Сомово. Отец волновался, постоянно курил в тамбуре, от окна не отрывался. Когда проехали, с грустью сказал:

- Надо же, а дом то стоит до сих пор.
И вдруг начал рассказывать:

« Зима 44-45 года. Жрать все время хотелось. И холодно было. Мать постоянно на работе. Мы с братьями (отец был младшим, было ему 8 лет), чтоб не сдохнуть, воровали на станции уголь и собирали гнилую, мороженную брюкву, которую выбрасывали при загрузке эшелонов. Уголь таскали домой и топили им печку. Брюкву пекли и ели. Брюква была никому не нужна. А за уголь нас ВОХРа гоняла. Даже стреляли поверх голов, чтобы нас от угольных куч отогнать. Страшно было.
Вот только и помню, холодно, холодно, холодно и жрать охота...Весной легче стало. Крапива пошла, лебеда... Потом победа. Потом отца расконвоировали и мы сразу к нему поехали...»

Деду моему, Владимиру Константиновичу, в 37-м дали 10 лет по 58-й статье и отправили отбывать срок в г. Ухта республика Коми. Отцу еще года не было. С этого мытарства и начались. Из дома их выгнали. Бабушка кое как смогла устроиться на работу в какую то деревенскую школу. Поселились в избушке с земляными полами. Из вещей удалось забрать только то, что поместилось в одну подводу. И трое детей...

Константин Карманов: После войны

Потом война, эвакуация...
В конце 1945-го деда расконвоировали с полным поражением в правах. Сначала "намордник", потом "по рогам". Выпустили то досрочно по "зачетам". "Зачеты" это когда при перевыполнении плана на сколько то там %, зэку засчитывали день срока за два. Потом за какие нибудь нарушения "зачеты" могли снимать. Например - снять месяц "зачетов" за опоздание на поверку...

Выпустили деда и тут же назначили начальником подсобного хозяйства Ухтинского НПЗ потому, что дед был хорошим агрономом и обладал отличными организаторскими способностями. НПЗ, кстати, полностью зэки строили, если кто не в курсе.
Вот бабушка сгребла отощавших сыновей в охапку и к деду в Ухту. У деда была служебная лошадь и дрожки на одну задницу. Посему он каждый день брал с собой на объезд хозяйства только одного из сыновей. В хозяйстве, помимо прочего, было 3 молочные фермы. Так вот, на каждой из этих ферм ребенка заводили в подсобку и наливали ему полный стакан сливок.

Таким образом отец раз в три дня бывал совершенно счастлив. Фото это первое их совместное. Отец мой младший. Нет их уже никого. Царство им небесное. "Голубой мечтой" отца было, чтобы я уехал из этой прОклятой страны, чтобы внуки были в безопасности. Не исполнил я его мечту. Может у детей получится...

Константин Карманов