Сохранено 2586007 имен
Поддержать проект

Автотранспортный исправительно-трудовой лагерь

(исправительно-трудовой лагерь Управления автотранспорта, Транслаг, Транспортное лагерное отделение, исправительно-трудовой лагерь Автотранспорта, Автотранспортный ИТЛ УСВИТЛа)

Транслаг был организован в феврале 1951 года в качестве Автотранспортного лагерного отделения, в том же году преобразован в исправительно-трудовой лагерь. Управление Транслага размещалось в посёлке Мякит, Магаданская область. В оперативном командовании оно подчинялось первоначально Главному управлению исправительно-трудовых лагерей Дальстроя, а позднее Управлению северо-восточных исправительно-трудовых лагерей Министерства Юстиции СССР (УСВИТЛ) (позднее УСВИТЛ передан в систему Министерства Внутренних Дел).

Транслаг прекратил своё существование 5 августа 1954 года (Приказ № 0443 МВД от 05.08.54 г.). Исходя из существующих документов, а именно «Бюллетеня», который выпускался и распространялся исключительно на территории Транслага, датированного 1945 годом, возникает вопрос о дате создания лагеря. Как видно из документа, в 1945 году он уже существовал. Основным видом производственной деятельности заключённых было обслуживание автомобильной и горной техники Дальстроя.

Дислокация лагеря

Адрес: Магаданская область, пос. Мякит, п/я АВ-261/206 на 01 августа 1953 года.

Магаданская область, поселок Мякит – посёлок городского типа в Хасынском районе Магаданской области РСФСР. Расположен на Колымской автотрассе. Основной вид деятельности: добыча золота; обслуживание угольных шахт Первомайского угольного р-на; предприятия, обслуживающие автотранспорт, Спорнинский авторемонтный завод. Поселок прекратил своё существование в 90-е, деревянные дома - частью сожжены, а частично демонтированны. Капитальные строения разрушены. 

Создание "Колымского шоссе" началось в 1932-м со строительства дороги от бухты Нагаева до реки Магаданки. В следующем году временная дорога была доведена до поселка Мякит, где впоследствии размещался штаб автотранспортников - Управление автомобильного транспорта Дальстроя. В 1935 году работы по строительству дороги развернулись широким фронтом. Задания перевыполнялись, выработка, по сравнению с предыдущим годом, увеличилась в 2 раза. Из-за недостатка средств механизации на строительстве использовалось огромное количество рабочих, большинство которых составляли заключенные. Тяжелые условия труда, большие физические нагрузки, морозы, болезни, голод, произвол и жестокость охранников, - все это, естественно, приводило к большой смертности среди рабочих. Впрочем, недостатка в "человеческом материале" в те годы не возникало. Изыскания автодороги Кадынчем-Хандыга были начаты в конце июня 1941 года.

Численность заключенных

на 22 мая 1951 года — 4 316 человек;

на 1 сентября 1951 года — 5 927 человек (из них 25 женщин);

на 1 мая 1952 года — 6 265 человек (из них 18 женщин, 638 осужденных за к/р преступления);

на 1 августа 1953 года — 3 643 человека;

на 2 февраля 1954 года — 4 433 человека.

Источники:

ГАРФ. Фонд. 9414. Опись. 1. (Приемо-сдаточные акты ИТЛ, УИТЛК-ОИТК из МВД СССР в Минюст СССР)

Паникаров И.А. История поселков центральной Колымы. Магадан.: АО «МАОБТИ», 1995.

Справочник «Система исправительно-трудовых лагерей в СССР» Москва, «Звенья», 1998