«Веселья час и боль разлуки…»: судьба композитора Поля Марселя

«Веселья час и боль разлуки…»: судьба композитора Поля Марселя

«Веселья час и боль разлуки...» — песня «Дружба» в исполнении Вадима Козина была невероятно популярной в 1937 году. На грампластинках было указано: стихи — Андрей Шмульян, музыка — Поль Марсель. Но буквально через несколько месяцев после выхода первой записи композитором песни «назначили» Вадима Сидорова, который был всего лишь ее аранжировщиком. Все дело в том, что 2 июня 1937 года композитор с экзотическим именем Поль Марсель был арестован по обвинению в принадлежности к троцкистской организации.

Поль Марсель

О судьбе Поля Марселя (настоящее имя — Леопо́льд Сендерович Иоселе́вич) когда-нибудь, наверное, снимут фильм. Его отец, Александр Иоселевич, сочувствовал анархистам и принимал участие в революционном движении под псевдонимами Ананьев и Александр Иванович Русаков (последний впоследствии станет его официальным именем). Однако в 1905 году он увез семью из России во Францию, подальше от погромов. Поль родился в Марселе, в 1908-м.

Поль Марсель и грампластинка 1937 года с указанием его авторства

Незадолго до рождения сына родители перебрались во Францию из Таганрога, спасаясь от черносотенных погромов. Отец Поля — Александр Иоселевич — увлекался анархистскими и революционными идеями, состоял в РСДРП, носил партийное имя Александр Русаков. Не успокоился он и по приезду во Францию: выступал против интервенции в Россию, организовал в Марселе забастовку портовых рабочих, за что был выслан из страны. В 1919 году бунтаря вместе с писателем и революционером Виктором Сержем (Виктором Кибальчичем) обменяли на арестованных в России французских офицеров. Так Русаковы вернулись в Россию. Но уже в Россию Советскую. Семья поселилась в Петрограде, где Поль с 16-летнего возраста начал писать музыку к песням и спектаклям — под псевдонимом Поль Марсель. В консерватории он подружился с Дмитрием Шостаковичем, с которым они иногда подрабатывали тапёрами в кинотеатрах, был знаком и со многими литераторами, в том числе Сергеем Есениным. По окончании в 1932 году ленинградской консерватории, он уехал на Дальний Восток, где руководил Театром Особой Дальневосточной Армии. Его отец к тому времени уже дважды арестовывался и был уволен с работы и лишен права на хлебные карточки и внутренний паспорт. В таких условиях и родилась знаменитая «Дружба». А еще множество песен и романсов на стихи Есенина, Блока, Пастернака, а также «Девушка из Нагасаки» на стихи Веры Инбер.

Семья Русаковых

Город на Неве не принес счастья семье Русаковых. В 1936 году был вновь арестован его отец. Советские власти не простили ему связи с Виктором Кибальчичем — участником антисталинской оппозиции, женатым, кстати, на Блюме — старшей сестре Поля. Другая его сестра, Эстер, была первой женой поэта и писателя Даниила Хармса. Она тоже попала в жернова сталинских лагерей по обвинению в троцкистских симпатиях, где и погибла, как и ее мать Ольга Григорьевна. Третья сестра Анита и брат Жозеф также отбывали сроки по политическим статьям. 2 июня 1937 года волна репрессий настигла и Поля. Музыканта арестовали и приговорили к 10 годам лагерей за принадлежность к несуществующей троцкистской организации. Именно после этого события фамилия Марселя пропала с советских грампластинок и нотных сборников.

Один из обитателей лагеря впоследствии писал:

«В нашей 25-й, по-видимому, в конце 1937 года сидел композитор, довольно популярный в то время. Поль Марсель Русаков. Его песня „Когда простым и нежным взором...“ была популярна. Родился он во Франции. Этого было достаточно, чтобы он получил свой срок за шпионаж».

Как музыкант и дирижер он был направлен в Музыкально-драматический театр Вятлага НКВД в Кировской области. Руководство лагеря искусство уважало, поэтому сегодня список постановок, художественным руководителем и дирижером которых был Поль Марсель, просто изумляет: инсценировка в 6-ти картинах с апофеозом «Василий Тёркин» (1943), программа «Марица» (1943), «Запорожец за Дунаем» (1944), «Цыганский барон» (1944), «Свадьба в Малиновке» (1944), «Травиата» (1945).

Поль Марсель имел возможность заниматься свой профессиональной деятельностью, лагерный театр процветал, а начальник имел отличные показатели по культурной работе. В ВятЛаге композитор вместе с соседом по 25-ой камере — университетским преподавателем Васильевым — написал песню, которую заключенные окрестили гимном лагеря и помнили даже тогда, когда Марселя и Васильева на зоне уже не было. В ней были такие слова:

Там, за решёткой, жизнь, там, за решёткой, воля,

Здесь сумрак сводов, сумерки души.

В вечерние часы, в часы сердечной боли

Мне видится твой взор в ночной тиши.

В январе 1947 года, за 11 месяцев до окончания срока, Поля Марселя освобождают с формулировкой «за высокие производственные показатели». После освобождения Поль Марсель поселяется в Воронеже, где становится дирижером в цирке. До 1956 года он работает в цирках Днепропетровска, Куйбышева, Иваново. После реабилитации ему разрешают вернуться в Ленинград.

21 октября 1956 г. Д. Д. Шостакович пишет письмо председателю Ленгорисполкома Н.И. Смирнову:

«Уважаемый Николай Иванович! Предъявитель сего композитор Русаков П. А. решением Ленинградского Городского Суда полностью реабилитирован и возвращается к месту своего постоянного жительства в г. Ленинград. Убедительно прошу Вас оказать ему всемерное содействие в получении жилплощади, учитывая, что до ареста он все время проживал в Ленинграде и в настоящее время назначается главным дирижером в Ленинградском цирке».

В цирке Поль Марсель проработал до 1964 года, возглавив позже ленинградский ансамбль «Цирк на сцене», которым и руководил до 1970 года. Из жизни он ушел в 1973 году, оставив после себя лишь несколько малосодержательных дневниковых записей. По словам сына Поля Марселя, Александра, мемуары отца и архив, которые он собирал всю жизнь, были украдены из квартиры. Кем — увы, это, очевидно, навсегда останется тайной.

13 августа 2018
13 206