Сохранено 2586015 имен
Поддержать проект

Чурсин Федор Иванович

Чурсин Федор Иванович
Дата рождения:
1884 г.
Дата смерти:
25 апреля 1938 г., на 55 году жизни
Социальный статус:
член ВКП(б); техник-механик, начальник паровозной службы Московской Окружной железной дороги
Образование:
среднее техническое
Национальность:
русский
Воинское звание:
бывший унтер-офицер царской армии
Место рождения:
Белгород, Белгородская область, Россия (ранее РСФСР)
Место проживания:
Москва, Россия (ранее РСФСР)
Адрес проживания:
Москва, ул. Новая Басманная, д. 4/6, кв. 233
Место захоронения:
Коммунарка место массовых расстрелов, Москва, Россия (ранее РСФСР)
Дата ареста:
16 декабря 1937 г.
Приговорен:
Военной Коллегией Верховного Суда СССР 25 апреля 1938 года по обвинению в «участии в контрреволюционной организации»
Приговор:
к высшей мере наказания — расстрел
Реабилитирован:
Военной Коллегией Верховного Суда СССР 13 октября 1956 года
Источник данных:
Справка уточнена по данным от родственников
Фотокартотека
Чурсин Федор Иванович Чурсин Федор Иванович Чурсин Федор Иванович Чурсин Федор Иванович Чурсин Федор Иванович Чурсин Федор Иванович
От родных

Мой прадед Чурсин Федор Иванович, род. 1884, г. Белгород, русский, член ВКП(б) до.11.1937, бывший унтер-офицер царской армии, Техник-механик, начальник паровозной службы Московской Окр. ж.д. Жил по адресу: Москва, ул. Новая Басманная, д.4/6, кв. 233, 17 декабря 1937 года был арестован окружным НКВД Московской -Окружной железной дороги, осужден. Расстрелян 25.04.1938. Место захоронения: "Коммунарка".

По делу Чурсина Федора Ивановича была арестована его жена Чурсина Полина Михайловна 1989, которая после замужества нигде не работала, а занималась воспитанием троих дочерей (Таисии (моя бабушка), Александры и Людмилы). Она была осуждена и как жена врага народа сослана в лагерь на станции Потьма. Дело по обвинению Чурсина Ф.И было пересмотрено Военной Коллегией Верховного Суда СССР 13 октября 1956 г., он был реабилитирован посмертно. Дело по обвинению Чурсиной П.М. было пересмотрено  Военным Трибуналом Московского военного округа  29 октября 1956 г., она была реабилитирована. Реабилитация и возвращение доброго имени - это огромное дело, но мне хочется сохранить память о моем прадедушке, жизнь которого так несправедливо и трагически оборвалась. Мне хочется, что бы мой сын, его дети знали о нем. Мне хочется, что бы как можно больше людей узнало об еще одной судьбе, еще одного замечательного человека. 

Федор Иванович был человеком удивительного трудолюбия и преданности выбранной профессии, которой посвятил свою жизнь. Родился он 3 октября 1984 года в простой семье рабочего, начал работать с 13 лет на железной дороге в Ростове на Дону, пройдя нелегкий путь от ученика слесаря., кочегара, машиниста 1-го класса до крупного руководителя паровозного хозяйства. Он был пламенным революционером, образцовым коммунистом, отдавшим всего себя становлению молодой Советской Республики. Взяв в руки винтовку он, как Красногвардеец и Красный партизан, защищал Советскую Республику от белогвардейцев в Оренбургских степях. Неоднократно был ранен, но до полного разгрома белогвардейцев сражался под командованием Фрунзе М.В., которого лично знал.

Вернувшись к мирной жизни, Чурсин Ф.И. с большим энтузиазмом трудился там, куда его посылала партия. В 1921 году он назначен начальником Паровозных Мастерских в Ростове на Дону, в 1925 году - начальником Депо на станции Тихорецкая. Он восстанавливает паровозное хозяйство на Северо-Кавказской , Средне-Азиатской, Северной дорогах. . На Средне-Азиатской железной дороге в 1930 году в Ташкенте проводил налаживание паровозного хозяйства, где он изобрел возможность увеличения пропускной способности локомотивов  в условиях безводных трасс ( дорога Каган -Ашхабад-Красноводск).Затем вновь Северо-Кавказская железная дорога. Потом в Москве стал начальником службы тяги НКПС (Наро́дный комиссариа́т путе́й сообще́ния СССР), за тем начальник службы  тяги Московской Окружной железной дороги.

Своим энтузиазмом и трудолюбием Чурсин Ф.И. много сделал для совершенствования паровозного хозяйства, отдавая все свои знания и опыт железнодорожному транспорту. Всю свою жизнь он посвятил делу процветания своей Родины, которую беззаветно любил. Он выполнял свой долг с честью и достоинством.

В 1934 году им было внесено рационализаторское предложение, реализация которого ликвидировала потерю воды инжектором на паровозах при закачках, что дало экономию только на одной дороге в несколько десятков тысяч тогдашних рублей в год. Об этом было написано в газете "За ударный труд", выпускаемой на Северной железной дороге. № 6 от 05.11.1934 г. Чурсин имел большое количество изобретений и рационализаторских предложений, приносящих огромную экономию народному хозяйству. Федор Иванович, как Ударник коммунистического труда и Почетный Рационализатор присутствовал на Первом приеме железнодорожников  в Кремле в 1935 году. Одним из первых в 1936 году он был награжден знаком "ПОЧЕТНЫЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИК" за №1552. Вся деятельность моего прадеда была направлена на честное служение РОДИНЕ .На момент ареста он имел 40 лет производственного стажа. Вся его жизнь с 13 лет и до дня ареста была связана с железной дорогой. Своим дочерям он привил огромную любовь к Родине, которая помогала им быть даже в самые трудные годы (1937-1956) стойким, честными, трудолюбивыми. Несмотря на клеймо "ДОЧЕРЕЙ ВРАГА НАРОДА", все три дочери Чурсина Ф.И. стали профессионалам в выбранном ими жизненном пути.

Чурсина Таисия Федоровна (моя бабушка) - была заслуженный врач Узбекской ССР, Чурсина Людмила Федоровна -"Почетный дорожник", Чурсина - Ефремова Александра-Федоровна "Почетный железнодорожник". Они имели правительственные награды и знаки отличия. Дочери Ф.И.Чурсина давно умерли, но живы их дети, внуки, правнуки.
В наших семьях каждый знает о трагической судьбе нашего предка Чурсина Федора Ивановича. Мы тщательно храним память о нем.

Я сохранила и фамилию прадеда, передала ее своему сыну, а он дал ее своим детям. 

Чурсина Елена Анатольевна

Короткие и порой отрывочные сведения, а также ошибки в тексте - не стоит считать это нашей небрежностью или небрежностью родственников, это даже не акт неуважения к тому или иному лицу, скорее это просьба о помощи. Тема репрессий и количество жертв, а также сопутствующие темы так неохватны, понятно, что те силы и средства, которые у нас есть, не всегда могут отвечать требованиям наших читателей. Поэтому мы обращаемся к вам, если вы видите, что та или иная история требует дополнения, не проходите мимо, поделитесь своими знаниями или источниками, где вы, может быть, видели информацию об этом человеке, либо вы захотите рассказать о ком-то другом. Помните, если вы поделитесь с нами найденной информацией, мы в кратчайшие сроки постараемся дополнить и привести в порядок текст и все материалы сайта. Тысячи наших читателей будут вам благодарны!